in ,

Автоматизация в DAW: все, что нужно знать об этой функции тем, кто ей никогда не пользовался

Упрощаем работу с проектами в пару кликов.

Автоматизация в DAW, режимы автоматизации в DAW

Автоматизация — одна из важнейших и самых удобных функций любой DAW. При всем удобстве, для начинающих музыкантов она является чем-то сложным и непонятным: советы в духе «пропиши автоматизацию на дорожке» попросту не имеют смысла, когда ты не знаешь, что это такое и для чего.

Редакция SAMESOUND.RU рассказывает, что такое автоматизация в DAW, зачем она и нужна и какую пользу может принести музыканту.

Что такое автоматизация в DAW?

Автоматизация — это автоматическое выполнение каких-либо задач. В случае с музыкой выполнение происходит силами DAW: можно запрограммировать Logic Pro, Studio One или любую другую программу таким образом, чтобы она поворачивала регуляторы, двигала фейдеры или активировала эффекты в определенный момент.

Самый простой и популярный пример автоматизации во время сведения — изменение громкости дорожки. Так, можно автоматически вывести инструмент на передний план в проигрыше, а затем убрать его назад при появлении вокала. На примере ниже можно увидеть, как фейдер автоматически реагирует на прописанную автоматизацию.

Автоматизация в DAW, режимы автоматизации в DAW
Пример автоматизации громкости. Источник изображения — iZotope Blog.

Зачем нужна автоматизация в DAW?

Чтобы ответить на это вопрос, перенесемся на 40 лет назад, в эпоху, когда звукозапись не была цифровой.

Представьте, что звукорежиссер сводит песню группы. Все уровни выставлены идеально, панорама великолепна — группа сбалансированно звучит в куплете. В этот же момент он замечает проблему: когда песня переходит в припев, вокал на фоне остальных инструментов теряется в миксе. Если звукорежиссер слегка увеличит громкость вокала в припеве, то его громкость вырастет и в куплете, а это нарушит баланс микса.

Единственным выходом для него станет постоянный контроль за фейдером громкости вокала. Чтобы ничего не забыть и не перепутать, звукорежиссер приклеит кусочек клейкой ленты рядом с фейдером вокала, на котором запишет: куплет на -8 дБ, припев на -6 дБ. После этого ему предстоит самое сложное — не забывать вовремя двигать фейдер.

Следом за этим появится еще одна проблема: хорус на вокале отлично звучит в куплете, но его настройки совершенно не подходят для припева. Задача звукорежиссера резко усложняется: в припеве нужно вручную увеличить громкость вокала и снизить уровень эффекта. Постепенно элементов, за которыми надо следить станет еще больше. Тут-то и появится главная проблема: регуляторов много, а рук всего две.

В доцифровую эру проблему контроля за множественными параметрами решали помощниками звукорежиссера. Они следили за регуляторами вместе с ним и изменяли настройки. Но чем больше было параметров для контроля, тем больше помощников требовалось звукорежиссеру.

Вместо того, чтобы наращивать количество рук, вращающих ручки в нужное время, сегодня мы можем автоматизировать любые процессы, чтобы они выполнялись без нашего неусыпного контроля. DAW сама изменит настройки громкости и уровней, и включит эффекты исходя из заранее заданных параметров. Удобно? Несомненно!

Итак, зачем использовать автоматизацию в DAW:

  • Она экономит время;
  • Позволяет вносить точные правки в микс;
  • Может создавать уникальные эффекты.

Что можно автоматизировать?

Практически все. Можно настроить работу любых вещей: фейдеров и регуляторов, параметров громкости и панорамы, шин и посылов, самих дорожек и даже настроек плагинов.

Тем не менее автоматизация в DAW не ограничивается простой работой с федерами и регуляторами. Вот еще несколько примеров того, что можно сделать с ее помощью:

  • Активировать или деактивировать байпасс в плагине на определенной дорожке в любой части песни. Это пригодится в моменты, когда вы хотите применить дилэй или реверберацию с длинным хвостом только к нескольким словам в партии вокала;
  • Изменить любые параметры отдельного плагина. Например, можно прописать автоматизацию таким образом, чтобы фидбэк дилэя менялся в разных частях песни;
  • Автоматизировать работу шин и посылов, чтобы изменять громкость группы инструментов в любой момент;
  • Настроить фейдер мастер-канала так, чтобы он постепенно понизил громкость в конце трека для создания фэйд-аута.

Автоматизация в DAW ограничена только вашей фантазией. К примеру, вы можете полностью убрать реверберацию в двух тактах и вместе с этим изменить громкость, работу компрессора и количество дилэя.

Каждый раз, когда вы хотите настроить что-то в своем проекте не нарушив ранее созданного баланса, используйте автоматизацию.

Как прописать автоматизацию в DAW?

В большинстве DAW у вас есть три варианта записи параметров автоматизации:

  1. Можно нарисовать параметры автоматической работы вручную с помощью мыши;
  2. Можно записать изменения внутри плагина или на дорожке с помощью захвата: повернув ручки и регуляторы в нужный момент;
  3. Можно записать изменения с помощью MIDI-клавиатуры или контроллера с назначаемыми фейдерами. DAW запомнит, что и куда вы повернули.

Процесс автоматизации имеет собственные особенности в разных программах. Чтобы узнать, как настроить автоматизацию в используемой вами программе, загляните в мануал или посмотрите уроки на YouTube.

Ручное рисование параметров автоматизации — самый простой и эффективный вариант настройки. В зависимости от используемой DAW, программа предоставит вам ряд инструментов для работы. К примеру, в Logic Pro X для настройки автоматизации можно воспользоваться инструментом «Карандаш», чтобы в буквальном смысле нарисовать настройки.

Помимо этого в программе есть специальная линия автоматизации. Точки на линии отвечают за местоположение автоматики и параметры ее работы (как на гифке выше). С помощью кнопки «Кривые автоматизации» (Automation Curves) можно настроить даже скорость вращения регуляторов, чтобы, например, громкость менялась не моментально, а плавно и постепенно (как на гифках ниже).

Что такое режимы автоматизации?

Режимы автоматизации определяют, как автоматизация применяется к дорожке. В большинстве DAW пользователь может назначить каждой дорожке проекта свой режим работы.

Современные DAW обычно предлагают четыре режима автоматизации: Read, Touch, Latch и Write.

Read (Чтение)

Автоматизация в DAW, режимы автоматизации в DAW, режим автоматизации Read
Демонстрация режима автоматизации Read. Источник изображения — iZotope Blog.

Режим Read предназначен только для чтения уже записанной информации об автоматизации. При активированном чтении вы не можете записать новые настройки — DAW будет оперировать только с существующими данными, не позволяя их изменить.

Когда на дорожке выбран режим Чтения, DAW воспроизводит всю автоматизацию, прописанную для трека. К примеру, если вы указали изменение громкости в куплете, припеве и проигрыше, то в нужный момент DAW повернет регулятор в соответствии с прочитанными параметрами.

Touch (Касание)

Автоматизация в DAW, режимы автоматизации в DAW, режим автоматизации Touch
Демонстрация режима автоматизации Touch. Источник изображения — iZotope Blog.

Этот режим работает аналогично чтению, но позволяет изменять уже созданные параметры автоматизации. При этом изменения будут не постоянными, а временными: пока вы удерживаете регулятор, DAW игнорирует уже созданную автоматизацию в пользу новых значений. Если отпустить регулятор, то DAW снова будет работать по прописанным правилам.

Режим Touch полезен, когда вы хотите посмотреть, что будет, если повернуть тот или иной регулятор в другое положение. Представьте, что вы автоматизировали громкость трека и все звучит вроде бы идеально. Внезапно вас посещает мысль, что в припеве громкость можно слегка прибрать, хотя стопроцентной уверенности в том, что так станет лучше у вас нет. Чтобы не переписывать всю автоматизацию и утолить жажду экспериментов, достаточно перевести дорожку в режим Touch, выделить припев, повернуть ручку и держать ее, чтобы послушать, как все будет звучать.

Но что делать, если вам нравится, как звучит трек после внесенных изменений? Как сохранить положение регулятора?

Latch (Задержание)

Автоматизация в DAW, режимы автоматизации в DAW, режим автоматизации Latch
Демонстрация режима автоматизации Latch. Источник изображения — iZotope Blog.

Режим Latch работает почти так же, как и режим касания. Основное отличие в том, что в режиме задержания DAW автоматически запоминает положение регулятора после того, как вы его отпустили. Это удобно, так как вы перепишите настройки автоматизации без остановки воспроизведения.

Тем не менее у режима Latch есть и минусы. Представьте, что вы поправили громкость в припеве и программа автоматически сохранила внесенные вами изменения. Если не остановить воспроизведение после подстройки, то DAW перепишет автоматизацию для всего, что попадется ей на дорожке дальше.

Write (Запись, написание)

Автоматизация в DAW, режимы автоматизации в DAW, режим автоматизации Write
Демонстрация режима автоматизации Write. Источник изображения — iZotope Blog.

Режим для записи автоматизации. В этом режиме DAW будет записывать все настройки, повороты регуляторов и ручек, и любые другие ваши действия по отношению к дорожке. Если перевести дорожку с уже прописанной автоматизацией в режим Write, то программа сотрет все ранее созданные настройки, которые встретит при воспроизведении. Все старое будет перезаписано новым.

Каким режимом автоматизации пользоваться зависит только от вас и ваших целей. Здесь нет и не может быть универсального ответа. По своему опыту скажу, что чаще всего я использую режимы Read и Touch. Если мне надо внести небольшие изменения в работу автоматизации, то я делаю это вручную — мне так удобнее.

Есть ли отличия в работе автоматизации в разных DAW?

Да, но небольшие. Подходы к отображению, записи и редактированию автоматизации отличаются в разных DAW, но эти отличия незначительные. Вне зависимости от используемой программы вы сможете записывать и изменять автоматизацию, выбирать автоматизируемые регуляторы, переключаться между разными режимами работы и делать много чего еще. Основные отличия будут заключаться в названиях пунктов меню, используемых шорткодах и ряде других подобных вещей, но суть процесса останется неизменной.

Исключение составляет только Ableton Live. В Ableton Live 10 разработчики пересмотрели принципы работы с автоматизацией и внесли ряд правок, которые выделяют эту DAW на фоне других программ для записи музыки. Информация об автоматизации здесь приравнивается к любой другой аудиоинформации, а дорожка автоматизации ничем не отличается от любого другого трека в проекте. Пока вы вручную не запишите все движения регуляторов и фейдеров, а также изменения параметров, автоматизация попросту не существует. К тому же в Ableton нет режимов автоматизации, поэтому изменить ее можно только во время записи — никакой гибкости режимов Touch и Latch для внесения точечных правок здесь нет.

Перед тем, как автоматизировать что-то, обратитесь к руководству пользователя используемой вами DAW.

Можно ли использовать автоматизацию как креативный инструмент, чтобы сделать миксы интереснее?

Да, можно. Вспомните билд-ап любого электронного трека: характерные частотные изменения в эти моменты, создающие ощущение некой плоскости музыки, создаются с помощью автоматизации работы эквалайзера. Сначала эквалайзер работает на одних настройках, делающих звучание плотным и мощным, а затем в билд-апе автоматически переходит к измененным параметрам. Такой ход создает интересное напряжение в треке.

Автоматизацию можно использовать для необычного панорамирования и изменения положения инструментов в разных частях песни. Можно также включать и выключать дилэй на конце гитарных или вокальных фраз в определенные моменты, или настроить ее так, чтобы в припеве на вокале появлялся легкий дисторшн. Простор для фантазии здесь поистине огромен: все, что вы можете изменить вручную, вы можете сделать и с помощью автоматизации.

Базовые примеры автоматизации

Вот несколько примеров использования автоматизации, которые вы можете повторить в своих проектах. Не переживайте, если у вас сразу не выйдет правильно прописать автоматизацию, и тем более не впадайте в расстройство из-за неправильной настройки — любые изменения можно откатить, изменить или совсем удалить.

Автоматизация в DAW, режимы автоматизации в DAW
Пример автоматизации громкости. Источник изображения — iZotope Blog.

Автоматизация темпа

Aphex Twin часто использует смены темпа в своих треках. Такой прием позволил ему выделиться на фоне остальных музыкантов. Сегодня автоматизация темпа встречается в творчестве многих диджеев, а одним из самых популярных ходов становится смена темпа трека со 130 ударов в минуту в припеве до 115 ударов в брейкдауне.

Чтобы автоматизировать темп, достаточно активировать запись автоматизации и повернуть регулятор темпа в проекте. Если смена темпа не постоянная, не забудьте прописать автоматизацию для возврата к первоначальной скорости.

Автоматизация панорамирования

Обычно в центр микса помещают основной вокал, бас, бочку и рабочий барабан, а остальные инструменты разводят по стереокартине так, чтобы она была как можно более просторной и широкой. Чем больше пространства между инструментами в миксе, тем чище и яснее он звучит.

Панорамирование часто недооценивается музыкантами, хотя на самом деле регуляторы панорамы могут служить еще одним креативным инструментом для внесения разнообразия в миксы. Автоматизация панорамирования дает музыканту шанс самостоятельно управлять движением и позиционированием элементов в миксе.

Включите запись автоматизации и поверните регулятор панорамы какой-нибудь дорожки. К примеру, вы можете вручную перемещать партию синтезатора из стороны в сторону, чтобы создать подобие фейзера или ротатора.

Автоматический запуск сэмплов

С помощью автоматизации вы можете управлять не только тем, когда сэмплер будет воспроизводить звуковой сигнал (это можно делать и более простыми методами, используя позиционирование на треке), но и тем, в каком виде он будет воспроизводиться. Проблема сэмплов в том, что они каждый раз звучат одинаково — на десятый раз сэмпл синтезатора будет звучать скучно и неестественно, что наверняка не останется незамеченным слушателями.

Автоматизация в DAW, режимы автоматизации в DAW
Пример автоматизации сэмплов. Источник изображения — iZotope Blog.

Автоматизация запуска сэмплов позволит придать индивидуальности каждому отдельно взятому появлению сэмпла в миксе. Если ваша музыка основывается на лупах и сэмплах, попробуйте слегка изменить то, с какими параметрами запускается звук. С помощью автоматизации поменяйте параметры атаки, спада, сустейна при каждом повторении сэмпла в миксе. Это сделает его звучание разнообразие, вдохнет в статичный сэмпл больше жизни и создаст ощущение, будто бы кто-то исполнил партию живьем.

Заключение

Как видите, автоматизация — великолепный инструмент, позволяющий вдохнуть жизнь в статику проекта. Она значительно упрощает жизнь, поэтому не стоит игнорировать ее. Попробуйте автоматизировать что-нибудь в своем проекте, затем автоматизируйте все больше и больше элементов, и вскоре вы заметите, как ваши миксы стали лучше и интереснее.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
1 Комментарий
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии