in

Метод Глина Джонса: запись ударных несколькими микрофонами

Как записать мощные барабаны, когда у вас на руках один, два, три или четыре микрофона.

Метод Глина Джонса: запись ударных несколькими микрофонами

Когда мы говорим о профессиональной записи ударных, в голове сразу появляется яркая картина с просторным помещением, в котором ведется запись большой ударной установки множеством микрофонов. Мы представляем комбинацию оверхед-микрофонов, отдельных микрофонов для каждого барабана и набора микрофонов, снимающих комнату, и думаем, что только так можно получить современное, сочное звучание ударных.

Конечно, барабаны можно писать именно так, но зачем усложнять процесс, если есть более простые и действенные варианты? В конце 1960-х годов британский звукорежиссер Глин Джонс разработал специальную методику записи ударных, позволяющую записать объемные и мощно звучащие барабаны ограниченным числом микрофонов (от одного до четырех). Методика быстро обрела популярность в среде звукорежиссеров и получила название «Метод Глина Джонса».

Глин Джонс? Кто это вообще такой?

Метод Глина Джонса: запись ударных несколькими микрофонами
Глин Джонс

Глин Джонс — это британский музыкант, звукорежиссер и продюсер, начавший свою карьеру помощником у Битлов и в разное время записывавший Led Zeppelin, The Who, The Rolling Stones, The Eagles и Эрика Клэптона.

Джонс сделал себе имя на записях Led Zeppelin: монструозное и громоподобное звучание ударных Джона Бонэма — результат не только мощной игры барабанщика, но и студийной работы звукорежиссера. С помощью разработанного им метода записи, Джонс смог четырьмя микрофонами получить качественный саунд ударных и захватить все особенности игры Бонэма.

Окей, с ним все понятно. В чем заключается метод Глина Джонса?

В идеале, для записи ударных понадобится 4 микрофона:

  • 2 оверхед-микрофона (желательно конденсаторных и с большой диафрагмой);
  • 1 спот-микрофон для бас-бочки (динамический или конденсаторный);
  • 1 спот-микрофон для рабочего барабана (динамический).

Метод Глина Джонса предполагает, что два оверхед-микрофона записывают всю установку (общую картину звука, отклик комнаты). Микрофоны у бочки и рабочего служат эдакой точкой опоры — усилителями звука, которые делают звук основных элементов установки жирнее и дают больше гибкости при сведении ударных.

Несмотря на кажущуюся простоту, основой здесь служат оверхед-микрофоны, которые работают вместе несколько необычным способом и делают метод Глина Джонса интересным.

Хорошо, с чего мне начать?

Метод Глина Джонса: запись ударных несколькими микрофонами
Первый оверхед-микрофон располагается над ударной установкой.

Все начинается с одного оверхед-микрофона, который записывает сигнал, что логично, в моно. Микрофон устанавливается строго над центром ударной установки (ориентир — точка между рабочим барабаном и напольным томом, примерно по центру бас-бочки) на расстоянии трех-четырех футов (примерно 90-120 см). Сетка микрофона (его край) смотрит сверху вниз на остальную установку.

Записав барабаны одним микрофоном, мы получим идеально сбалансированную картину: в общем миксе ударных одинаково хорошо слышатся рабочий, тома, тарелки и т. д. Слегка наклонив микрофон в сторону томов, мы выделим при записи высокий и средний томы, подняв его чуть выше — уберем песок и шипение у тарелок.

Поднимая, опуская и слегка поворачивая микрофон, мы можем найти желаемый баланс барабанов в общем звуке ударных: выделить тома, смягчить железо или другие элементы.

Ясно, что дальше?

Метод Глина Джонса: запись ударных несколькими микрофонами
Второй оверхед-микрофон устанавливается недалеко от напольного тома. Расстояние до центра установки для обоих микрофонов одинаково.

После достижения сбалансированного звука ударных, в сетап добавляется второй оверхед-микрофон. Второй микрофон устанавливается с правой стороны от напольного тома, на удалении примерно в 6 дюймов (15-16 см) от его обода. Второй оверхед смотрит прямо на рабочий барабан и хай-хэт.

Второй микрофон — не совсем оверхед-микрофон. Как видно из описания, он выступает в роли стороннего слушателя, записывая установку с другого ракурса.

Добавляя второй оверхед, нужно следовать двум правилам:

  1. Первый и второй микрофоны обязательно должны быть в фазе по отношению друг к другу;
  2. Расстояние от решетки на конце второго оверхед-микрофона до ударной установки (до центра рабочего барабана) должно быть полностью идентично расстоянию между решеткой первого оверхеда и ударной установкой.

Два микрофона дадут сбалансированную, ясную и сочную стереокартину. Рабочий и бочка будут звучать строго в центре, окруженные саундом тарелок и чистым звуком томов. Тем не менее, в картине звука будет не доставать низа и атаки бочки, а также жира у рабочего барабана. Исправить эти недостатки поможет введение двух дополнительных микрофонов для бочки и рабочего.

Измерить расстояние между микрофонами и барабанами можно с помощью рулетки или кабеля. Определить расстояние с помощью провода очень просто. Посадите барабанщика за установку и попросите его держать один конец кабеля пока вы тянете провод к микрофону. Замерив расстояние до первого микрофона, сопоставьте его с расстоянием до второго.

Да, в звуке не хватает низа. Куда мне ставить дополнительные микрофоны?

Метод Глина Джонса: запись ударных несколькими микрофонами
Третий микрофон снимает бас-бочку и ставится близко к ней или помещается внутрь бочки.

Микрофон для бас-бочки нужно установить близко к мембране (пластику) или внутри самой бочки. Выбирайте место таким образом, чтобы в миксе у бочки появилась недостающая атака и полнота звучания.

Метод Глина Джонса: запись ударных несколькими микрофонами
Четвертый микрофон снимает рабочий барабан и располагается рядом с ним под углом.

Спот-микрофон для рабочего барабана нужно установить под углом к самому барабану в нескольких сантиметрах (5-10-15) на ободом. В зависимости от угла, под которым будет установлен микрофон относительно рабочего, вы получите разное звучание, поэтому выбирайте на свой вкус.

Помните, что у вас уже есть сигнал рабочего и бочки, снимаемый оверхед-микрофонами. Не усердствуйте со спот-микрофонами — ваша задача заключается в том, чтобы восполнить недостающие пробелы в картине звука ударной установки.

Довольно просто! Что еще нужно учесть?

Метод Глина Джонса подразумевает, что вы учитываете ряд факторов, связанных с ударными.

Новые пластики барабанов — залог успеха качественного саунда. Микрофоны не виноваты в том, что ударные звучат недостаточно ярко и плотно — скорее всего, проблема заключается в старых пластиках. Не спешите менять микрофоны и выкидывать кучу денег на ветер, начните с замены пластиков.

Помещение, в котором ведется запись, влияет на итоговый саунд. Если вы хотите, чтобы ваши ударные звучали на записи, как у Джона Бонэма, вам понадобится просторное звонкое помещение. Тем не менее, это не означает, что вы не сможете записать качественные и мощные барабаны в меньшем помещении. Чем лучше звучит комната, тем лучше записанный результат.

Нет никаких правил. Используйте метод Глина Джонса в качестве отправной точки для своих записей, но не бойтесь экспериментировать. Меняйте количество микрофонов, расстояние между ними и ударными, изменяйте помещение. По легенде, Глин Джонс открыл свой метод совершенно случайно во время поиска подходящего звука ударных.

Стоп. А если у меня нет четырех микрофонов?

Не беда — можно обойтись тремя, двумя и даже одним микрофоном. В зависимости от количества микрофонов, вам потребуется другое оборудование: к примеру, для записи ударных одним микрофоном лучше воспользоваться устройством с всенаправленной диаграммой. Тем не менее, суть метода записи будет оставаться прежней.

Подробнее прочитать и посмотреть на методики записи ударных одним, двумя и тремя микрофонами можно в этом материале.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
0 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии