Сталкивались ли вы с ситуацией, когда у вас в голове крутится несколько аккордов, но вы никак не можете превратить их в законченную песню? При таком развитии событий, музыканты часто начинают лениться, списывая трудности на отсутствие вдохновения и кризис идей.
Используя базовые знания музыкальной теории и песенной структуры, можно превратить любую последовательность аккордов за 10 минут в готовый к аранжировке черновик. SAMESOUND.RU рассказывает, как написать песню из любой последовательности аккордов. Песня будет типичной по своей структуре, но для чернового варианта большего и не нужно. Сейчас нас не волнуют вопросы аранжировки и стилизации, наша задача — получить готовый к работе черновик.
Гармония и куплет
Возьмем простую музыкальную идею — восьмитактовый отрезок из аккордов C, Am, F, G. Каждому аккорду в этой последовательности отведено два такта. Пусть эта последовательность станет куплетом нашей композиции.
- Прогрессия аккордов C-Am-F-G
Диатоническая последовательность аккордов
Наша последовательность построена на диатонических аккордах в тональности До мажор (см. Аккорды для пианино и клавишных: 15 основных видов, Гаммы для фортепиано и клавишных: 16 основных видов). Если взять все звуки гаммы До мажор и построить на их основе аккорды, то мы получим семь диатонических трезвучий: C, Dm, Em, F, G, Am и Bdim.
Каждое из семи трезвучий подходит под звучание тональности. Благодаря этому мы можем безболезненно менять или дополнять аккорды базовой последовательности на любые другие трезвучия, входящие в гамму.
- Последовательность из аккордов C, Dm, Em, F, G, Am и Bdim
Мелодия куплета
Введем в аранжировку мелодию в верхнем регистре. Мелодия в куплете строится на звуках все той же гаммы До мажор, поэтому она всегда попадает в аккомпанемент. Аккомпанемент и мелодическая линия на выходе дают готовый куплет, к которому по желанию можно добавлять любые биты и другие инструменты.
- Мелодия в До мажоре
Прехорус (Бридж)
Бридж или прехорус — связующее звено между куплетом и припевом, аккорды которого должны плавно перетекать из одной части песни в другую. Проще всего построить бридж на аналогичной куплету структуре, с полным или частичным использованием тех же аккордов, но в другом порядке.
Чтобы создать переходную часть, возьмем четыре аккорда из куплета и заменим два из них на любые аккорды из диатонической последовательности, составленной ранее. Например, поменяем аккорд C на Em, а аккорд F заменим трезвучием Dm. Так мы получим последовательность Em, Am, Dm, G.
- Последовательность аккордов Em-Am-Dm-G
Мелодия прехоруса
Мелодию в прехорусе можно построить изменением мелодии куплета. К примеру, сделаем мелодию восходящей и слегка поменяем ее ритмический рисунок.
- Мелодия прехоруса
Припев
Припев — яркая часть любой песни, которая должна выделяться на фоне куплета. Возьмем аккорды куплета и прехоруса и сократим их длительность до одного такта — это даст нам новую последовательность C, Am, F, G, Em, Am, Dm, G.
- Припев: последовательность аккордов C-Am-F-G-Em-Am-Dm-G
Мелодия припева
Так как припев построен на комбинации аккордов куплета и прехоруса, мелодия из куплета отлично впишется в припев композиции. Скопируем мелодию и для разнообразия поменяем некоторые ноты в каждом втором такте — это создаст вариативность музыки.
- Мелодия в припеве
Структурирование идей
У нас появилась база будущей песни — куплет, бридж и припев. Чтобы сделать песню более логичной и завершенной, добавим двухтактовый проигрыш (тэг или постхорус) после припева, который плавно подведет нас к следующему куплету. Построить такой проигрыш можно на двух тактах аккорда До мажор — простое и очевидное решение.
Далее песня идет своим чередом: еще один куплет, прехорус, снова припев. Второй припев можно повторить дважды.
- Два куплета, прехоруса и припева 1:52
Проигрыш, концовка и вступление
После второго припева часто используется проигрыш, именуемый Middle 8 (см. Анатомия аранжировки: типовая структура песни в популярной и электронной музыке). Такие проигрыши часто контрастируют с остальными частями песни за счет изменившегося настроения музыки. Чтобы добиться подобного эффекта, начнем проигрыш с аккорда Ля минор. Дополним проигрыш аккордами Em, Dm и G, взяв их из диатонического ряда, построенного в самом начале.
После проигрыша слушателей будет ожидать еще один или несколько припевов — последний аккорд проигрыша (G) логично и аккуратно подведет музыку к первому аккорду припева (С). При этом припев может одновременно выступать и в роли концовки (оутро) композиции. Вступление песни можно сделать из куплета — просто возьмите два первых аккорда.
- Вся композиция 2:45