Вообще, данный пост можно смело не читать. Он и не появился бы, если бы я случайно сегодня не выпал из реальности. Так получилось, что я приехал домой в полной уверенности, что сейчас сяду заниматься очень важным и полезным делом. Приехал, лег… и уснул. Всю дорогу мне снилось, что я проспал что-то очень важное — посиделку с интересным мне человеком.
Вот сейчас, проснувшись, и пытаясь понять на каком свете нахожусь, я гоняю в голове разные мысли. Естественно, о себе любимом, ибо я жуткий эгоист. И мысли какие-то невеселые. Например, сколько раз я отказывался от уже запланированного мне будущего ради какого-то непонятного упрямства и «светлого идеала»?
Казалось бы, закончил музыкальную школу, музыкальное училище, поступил в консерваторию, мне уже уготовано место барабанщика в симфоническом оркестре. И? Это все? Как только я это понял, то сразу забрал документы — отправился искать счастья в пиве, девках и рок-н-ролле. Не нашел, как выяснилось. Но свет и радость для меня выразились в фольклоре. «Вот это точно настоящее» — подумал я и поступил на фольклорное отделение.
Через небольшой промежуток времени пришлось понять, что и в этом света нет и радости я не нашел. Фольклористы оказались народом консервативным — существуют в своем маленьком мирке. Насколько он имеет что-то общее с реальным фольклором, судить рано. По крайней мере, до тех пор, пока не изобрели машину времени.
Но преподаватель Игорь Мациевский заставил меня вспомнить о том, что в детстве я очень хотел быть композитором. Я начал сочинять — вот оно где, настоящее творчество. Однако, вопрос возникает лишь один — для кого оно? У меня хватит и техники и вдохновения написать симфонию номер один. И хватит энергии добиться ее исполнения, долбить мозг дирижеру, на энтузиазме искать недостающих музыкантов. Ее сыграют один раз, пара человек скажет «Молодец. Давай еще!». Все.
Но тут мне говорят: «Чувак, ты же можешь быть теоретиком!». И действительно, я опять могу написать очень подробную и полезную работу об истории колокольного звона в Карелии. Если ее защитить, вроде бы даже будет прибавка в зарплате. Только вот один фактор смущает: это же огромный объем работы, сил, времени… А прочтут эту очень полезную и актуальную работу человек десять. Вот он мой вклад в науку. И тут уже не работает принцип композиторского вдохновения, ибо произведение ты пишешь, когда не можешь не писать. А это дело — не писать — я очень даже могу. Я, в конце концов, и так умею звонить в колокола, и наблюдаю эту «традицию» в действии. И кому надо, тот сам к ней так же придет.
Вот и выходит, что все пути, что мне предложены, моему «идеалу» не соответствуют. А что остается? Слушайте, у нас же с ребятами тут куча творческих задумок! Альбома на три хватит… Да, денег мы можем и не заработать, а можем и потратить. Но как же это здорово, работать вместе над музыкой! Вот он — идеал! Только вот надо на запись подкопить… Сейчас я в перерыве между фольклорным ансамблем, за который деньги получаю, кандидатскую черкану… Да мне пофиг, что не надо никому, там же прибавка к зарплате! И запишем то, что перевернет сердца и умы. Мы наберем сто лайков на нашей странице «ВКонтакте»! Нет, двести! И на концерт съездим, нам даже дорогу оплатят! АААААА!!!
А ведь можно было не выпендриваться и играть на ксилофоне в народном оркестре… А еще куча людей ради творчества уходило заниматься бизнесом. С тем же прицелом: сейчас денег подкоплю и… вернулись единицы.
А для тех, кто хочет этому посвятить жизнь, выбор невелик. Можно заняться наукой и искусством, которые не особо кому и нужны, играть в народном оркестре и существовать на государственные дотации, настрочить дома (на коленке) сольный альбом. Либо можно стать одним из поколения дворников и сторожей, которое никуда не делось. Наверное, даже нет особой разницы, сторожишь ты детский сад или играешь в оркестре — зарплата будет похожей, а твой творческий путь будет где-то мимо и одного и другого. Да и неплохо это, наверное.
Представьте, за каждый записанный альбом люди будут получать кучу бабок? Сколько же халтуры тогда появиться? А делая музыку только на собственном энтузиазме, ты будешь делать ее так хорошо, как только умеешь. Наверное, это особо скрытый хитрый механизм отсеивания ненужных людей, которые предпочтут ради бабла делаться менеджерами, или оставаться в искусстве, сочиняя оды на день рождения мэра. Чтобы творчеством занимались лишь те, кто не может иначе. Те, для кого гонорар выражается не в деньгах.