Состояние основателя Spotify Дэниела Эка оценивается от $7,1 до 7,3 млрд. Об этом сообщает финансовое издание Forbes, рассчитавшее примерный уровень состояния руководителя музыкального стримингового сервиса.
Если расчёты Forbes верны, Дэниел Эк не только является долларовым миллиардером, но и самым богатым человеком в истории музыкальной индустрии. Стоимость его активов и состояние на счетах превышают состояние трёх самых высокооплачиваемых музыкантов — Тейлор Свифт, Рианны и Jay-Z — вместе взятых. При этом, как отмечают комментаторы в X/Твиттере, история Эка показывает, что «разрушая музыку, можно заработать больше, чем создавая её».
На фоне этих новостей юридический отдел Spotify добивается закрытия сайта Spotify Unwrapped, показывающего, сколько зарабатывает исполнитель от прослушивания музыки на платформе и сколько на его музыке зарабатывает сама площадка. После претензий «зелёного стриминга» авторы сайта перенаправляют посетителей на страницу сайта Justice At Spotify, запущенного профсоюзом музыкантов.
Представители профсоюза стремятся на законодательном уровне закрепить фиксированную ставку в размере 1 цента ($0,01) за стриминг композиций против текущего среднего гонорара $0,0038. По мнению участников, заработок на платформе должен быть прозрачным и понятным всем, а музыканты равны между собой вне зависимости от аудитории и других показателей успешности.
Пока объединение музыкантов пытается добиться справедливости, руководитель Spotify продолжает зарабатывать миллиарды долларов на творчестве других людей, считая, что стоимость музыки приближается к нулю, отмечает музыкальный журналист Дэниел Гриффитс. По его мнению, стриминг музыки победил пиратство и открыл много новых имён, создав «великое уравнение возможностей» для всех. Вместе с этим потоковая передача положила конец эпохе «крупных лейблов», контролировавших жизнь исполнителей и продававших музыку по фиксированной стоимости: в то время как лейблы забирали большую часть денег от продажи пластинок и дисков себе, отдавая музыкантам минимум, стриминг предложил более прозрачную модель заработка.
Стриминг казался гениальным решением, позволившим слушателям напрямую поддерживать любимого исполнителя, а музыкантам — справедливо монетизировать собственное творчество. Однако, с течением времени, ситуация стала такой, что стриминговые площадки — в особенности, Spotify — превратились в глобальный музыкальный лейбл, забирающий большую часть доходов себе, замечает Гриффитс.
Годы убеждения музыкальной индустрии в пользе стриминга привели к тому, что музыканты хлынули на платформы, окрылённые открывшимися перед ними перспективами. Всё это имело смысл, считает журналист: платформы заключали контракты с «каждым исполнителем на планете», чтобы предоставить им доступ к поистине огромной аудитории, вкладывались в собственное развитие и делали всё, чтобы привлечь как можно больше музыкантов. Тем не менее со временем разница между суммами, которые зарабатывал Spotify, и суммами, которые выплачивались музыкантам, стала настолько внушительной, что большая аудитория слушателей потеряла всякий смысл.
Ситуация могли спасти конкурирующие платформы, но этого не произошло. Как только Apple закрыла iTunes Store и перешла на стриминг музыки в Apple Music, а Deezer монополизировал потоковую передачу контента в высоком качестве, индустрия превратилась в многополосную дорогу с односторонним движением: можно ехать по любой из полос, но результат всегда будет одним и тем же.
При этом стриминги могут диктовать любые правила музыкантам, понижая выплаты или меняя модель распределения доходов в свою пользу. При этом у исполнителей попросту не остаётся выбора, так как выйти на широкую аудиторию без публикации музыки на стриминговых площадках невозможно.
Всё это заставляет музыкантов искать альтернативные способы привлечения внимания к своей персоне, отмечает Гриффитс. Так, например, недавно британская певица Кейт Нэш зарегистрировалась на платформе OnlyFans, заявив, что «вынуждена продавать фотографии своей задницы фанатам, чтобы профинансировать следующий тур». Другие исполнители обращают внимание на несправедливость и пытаются перетянуть слушателей на прямое взаимодействие в социальных сетях, но говорить о появлении каких-либо реальных альтернативных способов заработка на музыке не приходится.
По мнению журналиста, если в 2024 году музыкант хочет «добиться успеха» и заработать на жизнь музыкой, то единственное, что он может сделать, — это «развивать своё присутствие в социальных сетях и прокачивать навыки печати футболок, выступая при этом 24 часа в сутки и 7 дней в неделю». Надеяться на заработок через стриминговые площадки бесполезно и ждать достойных выплат от Spotify бесполезно, подытоживает эксперт.