Микрофоны «СОЮЗ» появились почти что случайно, однако постепенно заняли уверенное место на рынке. Один из основателей компании, Павел Баздырев, посетил подкаст «Ценная инфа» и рассказал об истории появления «Союз Майкрофонс», сложностях производства микрофонов и связях компании с группой Brazzaville. Краткий пересказ беседы — ниже.
В 2013 году Павел Баздырев посетил концерт Brazzaville в Краснодаре. Планов производить микрофоны не было, а всё, чего хотел Павел — пригласить группу с концертом в родную Тулу. Солист Brazzaville Дэвид Браун предложение молодого человека принял, но с одним условием — тот устроит музыканту экскурсию на завод ПАО «Октава».
Во время экскурсии Браун предложил сделать что-либо вместе, Баздырев согласился. Какой-либо конкретики не было, дальше короткого обсуждения дело не пошло.
В течение следующих дней Дэвид и Павел просто общались на разные темы, обсуждая музыку и концерты, жизнь в России и Америке. По словам Баздырева, в ходе бесед между ним и Брауном возникло взаимное доверие.

Спустя две недели после экскурсии и концерта Браун предложил продавать микрофоны в США. Партнёры обсудили, что им потребуется для старта и изучили американский рынок. Проектировать и разрабатывать будущие микрофоны «Союз» решили на аутсорсе, чтобы не нанимать людей и сосредоточиться только на сборке и продаже микрофонов.
Однако от аутсорса пришлось быстро отказаться: из первых 10 наборов комплектующих в лучшем случае можно было собрать всего пару микрофонов. Остальные восемь наборов, спроектированных и изготовленных на стороне, состояли только из бракованных деталей. По словам Баздырева, в тот момент он ужаснулся состоянию промышленности в стране.
К тому же не все аутсорсеры были готовы к выполнению требований заказчика. Так, например, торцевая подрезка капсюля микрофона требует высочайшей точности: пластина капсюля должна быть идеальной, с перепадом ±1 микрон. Концерн «Калашников», куда обратился Баздырев, предложил максимальную точность только ±4 микрон. Другие возможные партнёры предлагали ещё более высокие значения.
В итоге Баздырев и Браун заказали доработку станка ИЖ-250 одному из ижевских предприятий. От станка осталась только оригинальная станина, все остальные элементы заменили импортными. Добиться нужной точности в 1 микрон удалось только после четвёртой модификации аппарата.
Сегодня, по рассказам Павла, на производстве используются десятки таких станков. Да и сама компания стала полностью российским производителем.

Станки собраны в России из отечественных комплектующих, китайских деталей в микрофонах нет — все компоненты устройств созданы вручную в Туле. Возрос и объём производства: если в 2016 году «Союз Майкрофонс» выпускала в лучшем случае 10 микрофонов в месяц, то в 2020 году производственные мощности уже позволили изготавливать 100 микрофонов ежемесячно.
Первые месяцы Баздырев работал на энтузиазме, изучая производственные процессы и не думая об успехе. При этом, по настоянию Брауна, компания сразу ориентировалась на американский рынок.
Чтобы пробудить интерес к своей продукции, «Союз Майкрофонс» разослала микрофоны известным продюсерам и звукорежиссёрам — Найджелу Годричу (работал с Radiohead во время записи «OK Computer»), Грегу Уэллсу (Адель), Стиву Альбини (Nirvana, Pixies) и Рику Симпсону (Coldplay).
Спустя несколько месяцев молодой человек поверил в реальность начатого дела. Найджел Годрич протестировал присланный ему микрофон, сравнил его с винтажным Neumann и рассказал, что присланный ему «Союз» — один из лучших микрофонов, который он когда-либо слышал. Вслед за этим Годрич купил два микрофона на $5000. Его примеру последовали и другие продюсеры, чьи отзывы помогли заинтересовать покупателей на американском рынке.
Чтобы начать продажи на высококонкурентном рынке США, на котором представлено порядка 50 производителей микрофонов, «Союз» стали искать партнёров в Америке. Компания разослала 200 писем дистрибьюторам профессионального аудиооборудования. Вернулось всего 30 ответов: 25 компаний отказались сотрудничать, три предложили заплатить за рассказ о том, как устроен рынок, ещё две согласились работать.

Из этих двух компаний Баздырев и Браун выбрали одну, с которой стали работать на условиях постоплаты. «Союз» предоставляла партнёру микрофоны, оплату получила только после их реализации. Однако спустя два года выяснилось, что дистрибьютор платил всегда меньше: брал микрофонов на $7000, оплачивал $5000.
Долг достиг $30 000, но дистрибьютор отказался возвращать деньги. Компания сослалась на то, что продвигала продукцию всеми возможными способами: микрофоны ездили на выставки и становились подарком для заинтересованных лиц без согласования с Тулой.
Судиться с американским дистрибьютором не стали. «Союз» отказалась от сотрудничества и стала работать с дилерами напрямую. В дополнение к этому, в 2014 году Браун поехал с несколькими микрофонами на NAMM 2014, где вполне успешно заявил о «Союз Майкрофонс» как о новом, сильном игроке на рынке микрофонов.
Павел рассказывает, что рынок конденсаторных микрофонов в США маленький и консервативный. Продажи на нём составляют около $120 млн/год, при этом почти 80% денег уходят Neumann, Telefunken и AKG. Оставшаяся часть рынка достаётся бутиковым и бюджетным производителям. Разделение рынка вполне понятно: покупатели намного охотнее доверяют продукции брендов с 50-летней историей, чья репутация непоколебима, а авторитет неоспорим.

«Союз Майкрофонс» относит себя к бутиковым брендам, конкурируя с такими компаниями как Royer, Wunder Audio, Bock Audio и Flea. К бутиковым Баздырев относит тех производителей, чьи микрофоны выпускаются небольшими тиражами, к качеству их звучания нет никаких претензий, при этом на производстве многое полагается на ручную работу. Именно в этой нише компания достигла выручки около $1 млн/год, что более чем приличный показатель для небольшого бренда на маленьком конкурентном рынке.
По словам Павла, несмотря на позиционирование, компания считает своими прямыми конкурентами «большую тройку» — AKG, Neumann и Telefunken. Качество микрофонов «Союз Майкрофонс» ничем не уступает продукции названных брендов, однако российская компания проигрывает по узнаваемости бренда — компанию попросту знают не все на рынке.
С бюджетными производителями «Союз» не конкурирует. В этой нише правят бал Rode Microphones, sE Electronics и та же AKG, которые массово производят недорогие, но вполне качественные устройства для самого широкого круга покупателей. Чтобы выйти в этот сегмент, «Союз» должна снизить стоимость своих микрофонов, а значит понизить качество звука, что тульскому бренду попросту неинтересно.
По информации с официального сайта, 2022 году «Союз Майкрофонс» производит три серии микрофонов — 017, 013 и 023. В каждой серии по две модели: одна ламповая, одна — на FET-транзисторах. В 2019 году ассортимент бренда расширился недорогим аксессуаром The Launcher, который помогает динамическим и конденсаторным микрофонам получать более ламповый, винтажный студийный окрас.
В планах компании — расширение ассортимента доступных микрофонов под брендами «СОЮЗ» и Tula Mic. В 2022 году компания выпустит динамический микрофон. Модель разрабатывается специально для концертов. Также компания экспериментирует с панорамным микрофоном для виртуальной реальности, который сможет записывать звук со всех сторон.
Компания планирует увеличить выручку и преодолеть отметку $1 млн/год. Чтобы достичь этого, бренду придётся разработать новую ценовую политику. Сейчас компания руководствуется правилом «2/3 от топового аналога»: если условный Neumann U87 стоит $3000, то СОЮЗ 017 FET получает ценник $2000.
По мнению Дэвида Брауна, такая политика обесценивает стоимость бренда Soyuz Microphones для покупателей. Американец руководствуется принципом «хорошая вещь должна стоить дорого», который справедлив для покупателей на рынке США и Европы. В свою очередь Баздырев считает, что нынешняя политика в отношении цен справедлива и работает на завоевании аудитории.
Баздырев видит потенциал для увеличения продаж и повышения узнаваемости бренда. Компания надеялась в ближайшие пару лет перейти в «высшую лигу» и навязать конкуренцию тем самым 80% рынка, на которые заняты тройкой AKG, Neumann и Telefunken, но, по всей видимости, пока что этим планам не суждено сбыться.
В первые дни после начала «специальной операции»* на Украине компания удерживала цены, но такая политика была временной. Как отметили представители бренда в официальной группе «ВКонтакте», «несмотря на то, что мы изготавливаем микрофоны из локального сырья, себестоимость растет…». На итоговое повышение стоимости повлияли рост отпускных цен на металлы, комплектующие и даже дерево.
В начале марта 2022 года компания сообщила, что продукция Soyuz Microphones была выведена из ассортимента крупнейших зарубежных дилеров, а позднее возвращена в каталоги. Причины такого поведения дилеры не уточнили.
В это же время производитель сделал последние отгрузки товаров на экспорт, после чего внешняя курьерская служба перестала работать с отправлениями из России. Вслед за этим производство столкнулось с критическим ростом цен на сырьё: так, например, латунь подорожала с 650 рублей до 1170 рублей за 1 кг.
Рост цен также коснулся комплектующих, разъёмов и упаковки, подорожавших почти вдвое, что привело к подорожанию микрофонов «СОЮЗ». Компания отметила, что стоимость повысилась на 25-29%, чтобы компенсировать возросшие издержки.
На переформатирование бизнеса также оказал влияние запрет Правительства РФ на экспорт продукции, произведённой на территории РФ, от которого ранее уже пострадала Electro-Harmonix, владеющая производством в стране. Для продолжения экспорта производители должны получить разрешение, которое, по словам производителя, ни в одной инстанции не знают, как оформлять.
Компания предполагает, что в будущем на рынке останутся только производители из Азии и России, но как будет на самом деле не знает никто. Ситуация станет более понятной ближе к лету 2022 года, и, вполне возможно, тульский производитель сможет выйти из неё победителем.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
В моём небольшом парке микрофонов, FET 017 занимает центральное вокальное место!
Отличная новость и хорошая история. Что ж надеюсь у ребят всё получится, много было сделано и видно, что относятся с умом к своему продукту, это похвально. Цена конечно не маленькая, ну, учитывая, какие дают комментарии ТОПовые звукорежиссёры и собирается СОЮЗ вручную, то оправданно. Кстати Мерлин Менсон писался на этот мик.
он разве не Октаву писался?
В 2015 году Мэрилин Мэнсон выступал на американском шоу The Tonight Show with Jay Leno с ленточным микрофоном «Октавы» МЛ-52-02.
Микрофон МК-012, созданный в 1996 году, до сих пор является флагманом завода «Октава». В 1997 году вокалист и гитарист группы Radiohead Том Йорк использовал именно этот микрофон во время записи альбома OK Computer.
Качественную, но сравнительно недорогую продукцию завода «Октава» используют ведущие западные звукорежиссеры. Хью Чарльз Пэдхам записывал на эти микрофоны Стинга, например.
Их также часто использует студия Electric Audio, где записывалась Nirvana. Пользуется именно «Октавой» и голливудский дизайнер по звуку Чарльз Мейнс, который участвовал в работе над многими известными фильмами, а также в разработке более шестидесяти компьютерных игр (среди них Call of Duty 1-3, Medal of Honor, Black, Need for Speed: Underground, Spider-Man).
нету тут Союза
P.S Октаву взяли в грамотные руки качество приличное, ассортимент большой на любой бюджет, даже цвет микрофона и упаковку можно выбрать, можно взять в рассрочку, приобрести на оф сайте, озон и алиэкспресс, и скоро начнут производить вокальные радиосистемы.