Музыкальные лейблы, какими мы привыкли их видеть, мертвы. Кто пришёл им на замену?

Лейблы остались центром индустрии, но передали почти все свои функции на аутсорс.

Музыкальные лейблы, какими мы привыкли их видеть, мертвы. Кто пришёл им на замену?

Американский журналист Гленн Пиплс специально для своего блога на Medium написал материал, в котором рассказал об измениях, произошедших с музыкальными лейблами на фоне развития технологий. По словам Гленна, цифровизация индустрии и изменившееся потребление музыки привели к тому, что лейблы, остающиеся центром индустрии, теперь практически не выполняют большинство своих функций. Фактически, звукозаписывающие компании теперь только заключают контракты и сопровождают артистов, все остальные функции переданы специальным компаниям, оказывающим услуги лейблов. SAMESOUND приводит адаптированный перевод материала.


Воскресным утром в ресторане Waffle House недалеко от аэропорта Нэшвилла Джей Гилберт и Джефф Москоу обсуждают музыку. Они восхищаются сумасшедшими возможностями стриминга, воспоминают квартирники, которые Гилберт проводил в Лос-Анджелесе — некоторые были популярными, некоторые не очень.

Постепенно беседа возвращается к разговору, который состоялся на только что закончившейся выставке Music Biz. Последняя объединяет представителей звукозаписывающих компаний и лейблов, дистрибьюторов и поставщиков цифровых услуг, а также десятки других участников музыкальной индустрии. «Мы просто пытаемся понять, к чему всё идёт», — отмечает Гилберт.

Перенесёмся на год вперёд. Во всеобщем замешательстве Гилберт и Москоу ищут возможности помочь широкому кругу клиентов через Label Logic — недавно основанную ими компанию по обслуживанию музыкальных лейблов. «Когда ты работаешь с исполнителями и стратегиями выпуска, не существует никаких правил», — отмечает Москоу. Он знает, о чём говорит — ранее Джефф Москоу руководил отделом каталогов и специальных рынков в Universal Music Group. Работа Джеффа заключалась в планировании и разработке релизов исполнителей исходя из ситуации на рынке, запросов аудитории и самих артистов.

Джефф Москоу (слева) и Джей Гилберт

Исполнитель может выпустить несколько EP перед релизом полноценного альбома. С тех пор, как цифровизация музыкальной индустрии убила понятие альбома, исполнители экспериментируют с форматом EP — так делали многие, начиная от Блейка Шелтона и заканчивая Nine Inch Nails. Те, кто не рассматривает EP, заинтересованы в выпуске исключительно синглов. К примеру, ирландский коллектив Ash выпускал по новой песне каждые две недели в течение 13 месяцев в промежутке между 2009 и 2010 годами. По окончанию «марафона» группа объединила все треки в полноценный альбом.

За прошедшие годы все исполнители перешли в сеть, чтобы быстрее контактировать с аудиторией и продвигать свою музыку в массы. Хип-хоп артисты и электронные продюсеры выпускают синглы раз в несколько месяцев, публикуя их исключительно в сети. Обычные продажи, альбомы и музыкальные магазины перестали играть значимую роль в индустрии. «Всё это напоминает эдакий Дикий Запад», — описывает нынешнюю индустрию Москоу.

Label Logic появился случайно под напором изменившегося мира. Компания оказывает различные услуги лейблам и исполнителям, связанные с продвижением и распространением музыки, планированием релизов и поиском новых артистов. Фактически, Label Logic выполняет функции лейбла, не являясь лейблом.

Десять лет назад музыкальная индустрия была очень причудливой и странной по современным меркам. В те времена звукозаписывающий бизнес боролся с Интернетом, пытаясь изменить отношение людей к скачиванию трека из сети или его прослушиванию в онлайне. Стриминговые площадки были маленькими, с крохотной долей клиентов. Сами лейблы оставались крупными и неповоротливыми — болезненное сокращение размеров только должно было случиться. Цифровой маркетинг вызывал только смех.

В то же время подписанные на мейджорах исполнители уже осознали, что будущее наступило — остановить свободное распространение музыки в Сети не выйдет. Те же Radiohead поняли и приняли изменения одними из первых, выложив альбом «In Rainbows» на своём сайте и предложив слушателям заплатить за него столько, сколько они захотят.

Происходящие изменения не уничтожили музыкальную индустрию: бизнес продолжал жить, новая музыка записывалась, издавалась и продавалась голодным до релизов фанатам. Тем не менее многие приёмы, которые работали раньше, оказались бесполезны в новом времени. Например, стратегически важное открытие офисов продаж на каждом крупном рынке теперь не имело никакого значения. Редкое «искусство» трат половины маркетингового бюджета на распространение рекламы в музыкальных магазинах стало неприменимым.

На свалку истории ушла методика заключения договоров с магазинами на установку более высоких цен на определённые релизы. Пропали баснословные траты на выпуск Super CD с клипами. Более того, звукозаписывающие компании обнаружили, что синглы перестали быть исключительно релизами для радио, а альбомы оказались не таким бессмертным форматом. Вместе тем выяснилось, что винил снова востребован на рынке — в начале 2000-х годов мало кто мог подумать, что в ближайшее время люди будут готовы выложить $30 за двойной винил The Eagles.

Принципы потребления контента менялись, но лейблы попросту не успевали реагировать на изменения. Крупные компании оказались слишком неповоротливы. К моменту, когда руководители мейджоров осознали изменения, выяснилось, что огромные размеры компаний только мешают дальнейшему развитию. Тогда же стало понятно, что большинство задач по взаимодействию с артистами можно отдать на аутсорс.

Здесь-то и пригодились фирмы наподобие Label Logic, которые закрепились как компании, оказывающие услуги лейбла. Однако в 2017 году термин «услуги лейбла» стал вызывать вопросы: что вообще такое лейбл? Продолжающие работать на рынке крупнейшие звукозаписывающие компании уменьшили штат, что привело к перераспределению задач персонала. Как итог: менеджеры взяли на себя задачи в области маркетинга и электронных продаж, другие специалисты взяли на себя вопросы записи звука. В это же время у исполнителей появилась возможность открыть свой лейбл, объединившись с сервисами дистрибуции музыки, а также собрав собственную команду пиарщиков, управленцев и маркетологов. В общем, лейблы перестали быть гигантами, руководящими всеми процессами в музыкальном мире — от написания музыки и записи, до печати дисков и доставки слушателям.

Джефф Москоу (слева) и Джей Гилберт

Учитывая новые возможности, лейблы стали резать косты, отказываясь от каких-либо задач и поручая их другим компаниям на рынке. Ряд мейджоров в итоге пришли к Гилберту и Москоу, передав им управление своими лучшими артистами. Легендарный менеджер Док МакГи и его агентство McGhee Entertainment, в ростере которого десятки исполнителей (KISS, Тед Ньюджент, A Thousand Horses, Vintage Trouble и десятки других), передали управление делами музыкантов Гилберту и Москоу. Не являясь лейблом, Джей и Джефф оказали клиентам МакГи услуги лейбла, и сделали это быстро, просто и эффективно.

Однако не стоит думать, что Label Logic просто ходила в офисы мейджоров вместо исполнителей, занимаясь рутинной работой. Отнюдь, Гилберт и Москоу встречались с артистами, менеджментом, представителями социальных и маркетинговых агентств, журналистами и ещё десятками лиц, управляя карьерой музыкантов и помогая им выводить релизы на рынок. Фактически, эти двое встречались с артистами наподобие Питера Фрэмптона, The Temptations и Рика Спрингфилда, и говорили им что-то в духе: «Вот, что вы должны сделать [для успешного релиза]».

Джефф и Джей разрабатывали маркетинговые кампании, планировали туры и готовили релизы сборников лучших хитов для U2, Bon Jovi, Def Leppard, Guns N’ Roses, Марвин Гайа, Стиви Уандера и The Bee Gees. Universal Music Group обратилась к ним с просьбой разработать маркетинговую кампанию и музыкальные релизы к 50-летнему юбилею Motown.

Смысл работы компаний наподобие Label Logic прост и понятен: мейджор-лейблы снимают с себя все задачи по продвижению и подготовке релизов и развитию исполнителей, отдавая их на аутсорс. Такой подход выгоден: в обмен на право работать со своими артистами лейбл получает готовые и полностью разрекламированные релизы. При этом работу Label Logic известные исполнители зачастую оплачивают самостоятельно. В выигрыше остаются все.

Label Logic появилась благодаря общению Гилберта и Москоу с Риком Спрингфилдом. Неутомимый австралийский рок-музыкант начал работать с основателями компании чуть больше 15 лет назад, когда все трое ещё жили под крышей Universal Music Group. Спрингфилд вспоминает, что однажды к нему в гримёрку зашёл Москоу со словами: «Я думаю, я могу помочь тебе». Пообщавшись, они решили работать вместе.

Результаты оказались впечатляющими. Три из четырёх последних альбомов австралийца дебютировали в первой сотне чарта Billboard 200. Два из них, Venus In Overdrive (2008) и Song For The End Of The World (2012), закрепились в Топ-50 сразу после выхода. Это большой успех, считает Москоу. «Если вы посмотрите на исполнителей его поколения, почти никто из них не дебютирует в Топ-50», — объясняет Джефф.

Спрингфилд не стесняется благодарить Джея и Джеффа, которые выполняют огромный объём работы и помогают его песням быть популярными. «У них обоих много прекрасных идей, к тому же Гилберт отличный фотограф. Его снимки стали обложками моих четырёх альбомов», — рассказывает музыкант.

Гилберт снимает обложки для многих клиентов. По словам Джея, он начал снимать ещё будучи подростком, таская камеру на все концерты в родном городе Салем, штат Орегон. Сегодня, когда у каждого в зале есть смартфон, фото на концерте стали привычной вещью, однако в 1970-х наличие камеры на концерте могло привести к тому, что охранники выгонят человека с объективом из зала. Гилберт старался фотографировать всех приезжающих в город музыкантов, но никогда и подумать не мог, что будет делать снимки для обложек альбомов известных музыкантов.

Спрингфилд также отмечает большой вклад Москоу в работу над альбомами, их оформлением и составлением трек-листов. С 1999 года Джефф возглавлял разработку серии популярных сборников Sony Music и Universal Music «Now That’s What I Call Music», которые ежегодно выходят в Великобритании и Ирландии, и приносят хороший доход. В задачи Москоу входило не только подобрать треки для следующего сборника, но и расположить их так, чтобы покупателям и слушателям понравилась очередная подборка. «Его помощь в работе над альбомами неоценима, он не только помогает составить порядок песен, но и делает так, чтобы альбом слушался как единое целое», — рассказывает Спрингфилд.

Современный музыкальный бизнес очень шумный: музыки стало так много, а её потребление настолько упростилось, что исполнители попросту не добираются до аудитории. Артистами нужны новые способы достижения внимания слушателей.

Нужно пользоваться новыми способами распространения музыки, ведь старые и привычные для многих варианты больше не работают. Сегодня миром правит стриминг, он будет доминировать на рынке в обозримом будущем.

Самое интересное, что его испробовали ещё не все, люди попросту не успели адаптироваться к его появлению. Мы только-только приучили всех к цифровым покупкам и скачиванию музыки через магазины, как пришёл стриминг и выкинул все наши старания в помойку.

Джей Гилберт

Москоу и Гилберт помогают клиентам пробиться через уничтоженный физический ритейл и пострадавшие цифровые продажи, и выйти на слушателей через стриминговые площадки. Стиснув зубы, несколько лет назад эти двое запустили полностью цифровой лейбл UMe Digital, который отличается от мейджоров. Здесь нет персонала, Гилберт и Москоу подписывают исполнителей, ведут проекты от производства и маркетинга к релизу, полагаясь на свой опыт и возможности всё той же Label Logic.

Несмотря на кажущееся упрощение выпуска музыки на рынок, Гилберт замечает, что цифровые релизы требуют больших трудозатрат: исполнители и маркетологи придумывают десятки различных способов привлечения внимания слушателей к релизу — одни добавляют редкие треки, другие сопровождают релиз видеоклипами, третьи прикладывают к альбомам ноты всех композиций. Последним способом пошёл Питер Фрэмптон, который приложил к цифровой версии альбома «Fingerprints» (2006) сборник нот. По словам Гилберта, релиз этой работы, которая в итоге получила Грэмми, «был намного сложнее, чем может показаться», подразумевая немалые трудности с выпуском нотного сборника.

Работа на лейбле была не для слабонервных, требовала огромных затрат времени и сил. «Мы делали хиты и шли дальше», — говорит Гилберт. — «Мы прошли через своего рода учебный подготовительный лагерь, научивший нас быть независимыми, и теперь хотим помочь клиентам преодолеть бесчисленные ловушки музыкального рынка». Гилберт и Москоу проработали много лет на Universal Music Group, но теперь, как считают они сами, все изменилось. «Наша работа стала больше про любовь», — заключают основатели Label Logic, отмечая уменьшившееся значение заработка и большую важность исполнителя в современном мире.

Exit mobile version