Со времён кончины Фредди Меркьюри Джон Дикон ведёт отшельнический образ жизни — бывший басист Queen не появляется на публике и не даёт интервью. Он никак не комментирует деятельность других участников Queen: даже недавний байопик «Богемская рапсодия» не заставил Дикона прервать молчание. Отрешённость не должна вводить в заблуждение — Джон Дикон популярен и по сей день, а его игра вдохновляет многих начинающих и опытных музыкантов, гитаристов и басистов по всему миру.
Человек, вдохновляющий тысячи людей по сей день, оставил музыкальную индустрию более 20 лет назад. Дикон тяжело пережил утрату Фредди Меркьюри в ноябре 1991 года, что привело к его уходу из музыки. После смерти лидера Queen Дикон дал себе обещание, что больше никогда не будет связан с группой, обосновав своё решение ёмкой фразой: «Никаких Queen без Фредди». От своих слов Джон отказался трижды: во время нескольких выступлений в 1991 году в память о Меркьюри, в 1995 году во время работы над посмертным альбомом Queen «Made In Heaven», а также во время записи сингла «No One But You (Only The Good Die Young)» в 1997 году.
Несмотря на многочисленные попытки журналистов взять у Дикона интервью, басист остаётся непреклонен. Так или иначе, но тщетность попыток не мешает нам поговорить о жизни и творчестве Джона Дикона. Из этого текста вы узнаете о том, чем занимался Джон Дикон до Queen, какую роль играл в группе и каким оборудованием пользовался.
Электротехника как путь в музыку
Джон Ричард Дикон родился в английском городе Лестер в графстве Лестершир в 1951 году. Детство Дикона было обеспеченным: отец будущего басиста Queen Артур Генри Дикон работал в страховой компании Norwich Union, его доходов хватало на то, чтобы обеспечивать всю семью. В 1960 году семья Дикона переехала из Лестера в тихий городок Одби, где Джон последовательно закончил младшую, среднюю и старшую школы без каких-либо проблем.
Первым музыкальным инструментом Дикона была красная пластмассовая гитара «Tommy Steele», подаренная родителями на седьмой день рождения. Несмотря на подарок, интереса к музыке Джон не испытывал, мальчика больше интересовала электроника. Юный Дикон проводил часы за журналами об электротехнике, конструировал небольшие устройства. Поворотным моментом стала модификация отцовского магнитофона, позволившая записывать радиоэфир на плёнку. Именно тогда Джон познакомился с творчеством The Beatles и многих других исполнителей, попадавших в хит-парад Алана Фрикмана.
Ливерпульская четвёрка стала катализатором интереса к музыке — Джон решает освоить гитару. Чтобы накопить денег на настоящий инструмент и приступить к упражнениям, по утрам мальчик подрабатывает разносчиком газет. Спустя некоторое время юноша покупает первую гитару. Что это был за инструмент история умалчивает, однако именно на нём Джон успешно учится играть.
Будучи заинтересованным в музыке, Дикон пробует собственные силы в написании песен. В 1965 году, в возрасте 14 лет будущий участник Queen собирает первую группу — The Opposition (в 1966 году группу переименовали в The New Opposition). Дикон участвует в ней в качестве гитариста и автора песен и играет на электрогитаре, купленной у одного из участников группы.
В начале 1966 году обстоятельства складываются так, что Джон берётся за бас. Действующего басиста группы коллектив исключил из-за слабого на общем фоне уровня игры. Поиски нового басиста затягиваются и Дикон временно, как он думает, занимает место бас-гитариста. Тогда же музыкант покупает свой первый бас фирмы EKO за £22. Позднее место басиста остаётся за Джоном — The New Opposition берут в группу недостающего гитариста. В это же время Дикон также выступает в роли архивариуса группы. Джон собирает все вырезки газет с упоминанием коллектива, даже если речь идёт об анонсе очередного выступления.
Окончив высшую школу, Джон поступает в технический колледж в Челси. Ради учёбы в 1969 году музыкант переезжает в Лондон, что приводит к расформированию The New Opposition. Несмотря на обучение, Джон продолжает играть на басу, присоединяется к нескольким группам и пишет собственные песни и музыку. Старания не проходят даром — в 1971 году Дикона приглашают на прослушивание в Queen, которая к тому моменту существует уже год и никак не может закрыть позицию бас-гитариста. Джон Дикон становится недостающим кусочком паззла будущей легендарной рок-группы.
Тихоня из Queen
В 1973 году Queen подписывают контракт со звукозаписывающей компанией EMI, музыканты активно принимаются за запись дебютного полноформатного альбома. Несмотря на то, что сегодня пластинка «Queen» считается классикой, в 1973 году она была прохладно встречена критикой. В то же время группа успешно гастролировала по Великобритании: Фредди Меркьюри, Брайан Мэй и Роджер Тейлор быстро стали любимцами публики, тогда как Джон Дикон был несколько обделён вниманием. Джона часто описывали как тихоню, живущего размеренной семейной жизнью параллельно с участием в Queen, но такой образ был далёк от действительности. В реальности Дикон рьяно отстаивал свои права внутри группы, вступал с музыкантами в споры о музыке и песнях и активно выражал собственное мнение обо всём, что касалось его работы в Queen.
Особенностью Queen было то, что каждый участник вносил огромный вклад в успех коллектива, в творческий процесс была вовлечена вся четвёрка. Тем не менее долгое время основными авторами текстов и музыки были Фредди Меркьюри и Брайан Мэй. Ситуация изменилась с выходом пластинки 1975 года «A Night At The Opera».
Несмотря на то, что главным треком пластинки была несравненная «Bohemian Rhapsody», в альбом также вошла композиция «You’re My Best Friend», написанная Диконом. На фоне «Рапсодии» трек несколько затерялся в хит-парадах, но стал не меньшим успехом группы для группы — композиция до сих пор звучит на радиостанциях всего мира и остаётся в списках лучших песен за всю историю музыки.
В 1980 году группа выпускает сингл «Another One Bites The Dust», вошедший в альбом «The Game». Полностью написанный Джоном трек в духе Майкла Джексона стал хитом, доказав, что Дикон не только отличный басист, но и талантливый автор песен. Сама композиция появилась благодаря соседству по студии с легендарной диско-группой The Chic.
Наслушавшись их репетиций, Джон внимательно изучил песню The Chic «Good Times», после чего придумал знаменитую басовую партию «Another One Bites The Dust». Трек, объединивший все самые популярные веяния музыки начала 1980-х годов, быстро возглавил чарты Великобритании и, что более важно, США — ни один радиоэфир в том году не обходился без нескольких включений песни.
Выход «Another One Bites The Dust» также демонстрирует, что басист группы смог отстоять перед другими участниками Queen и руководством лейбла право песни на существование в виде сингла. Убедить боссов в кабинетах звукозаписывающей компании и коллег в студии, бьющихся за право выпустить успешный сингл, — задача не из лёгких, никто просто так не хотел уступать своё место другому, какими бы дружескими не были отношения внутри группы. Прибавьте к этому тот факт, что до 1988 года доходы в группе делились по принципу «Кто написал песню, тот и получает все деньги», чтобы понять, что образ тихони не имеет ничего общего с реальным положением вещей. Выстоять в такой «битве» мог только сильнейший в конкретный момент времени.
Иронично, что суперхит Queen «I Want To Break Free», также написанный Джоном, был принят слушателями холодно. Скорее всего причиной такой реакции стал клип на композицию, где участники группы переоделись в женские наряды. Для 1984 года ход был достаточно смелый, да и юмор видеоряда был понятен далеко не всем.
Начиная с 1988 года группа изменила принцип разделения заработка: теперь авторские делились поровну между всеми участниками группы вне зависимости от того, какой вклад в написании композиции внёс каждый из участников. В свете вскрывшегося диагноза Фредди Меркьюри Queen отбрасывает все конфликты и недомолвки, превращаясь из объединения талантливых музыкантов и конкурирующих друг с другом авторов песен в единое целое.
Вся четвёрка теперь отдавала только лучшие идеи Queen, а важность авторства сошла на нет — каждый участник вносил свой посильный вклад в написание песен, а музыкальные мысли делились поровну во всех треках.
Среднестатистический гражданин
Некоторая скрытность Джона Дикона породила немало слухов и домыслов об оборудовании, которым он пользовался на протяжении всей своей карьеры. Тем не менее, если пробраться через множество самой противоречивой информации и внимательно изучить архивные материалы, можно точно определить инструменты и устройства, которые Джон Дикон применял до и во время участия в Queen.
Первой бас-гитарой музыканта был подержанный инструмент Broadway 1925 Bass. Когда именно этот бас находился во владении Дикона неизвестно. В 1966 году Джон, ввиду сложившихся обстоятельств с составом его группы The New Opposition, покупает недорогой бас EKO в одном из магазинов родного Лестера. К моменту своего переезда в Лондон и присоединения к Queen Дикон уже владеет Fender Precision Bass в цвете Sunburst.
В 1976 году музыкант обзавёлся четырёхструнным Music Man StingRay — этим инструментом Дикон пользуется в студии и на концертах. Параллельно росту успеха Queen растёт и арсенал гитар басиста: в дополнение к StingRay музыкант обзаводится Fender Precision Bass 1950-х годов с одним синглом и вторым Fender Precision Sunburst с безладовым грифом. Последний инструмент можно услышать в композициях «Dreamers Ball» и «My Melancholy Blues». К слову, безладовые инструменты Дикон использовал во время записи композиции «’39» с альбома «A Night At The Opera», а также при подготовке первых черновых версий песни «Who Want To Live Forever».
В конце 1970-х годов Джон Дикон покупает бас Kramer Custom DMZ 4001, который участвует в записи альбома «The Game» 1980 года и снимается в клипе на заглавную песню этой пластинки «Play The Game». Начало 1980-х годов знаменуется активными экспериментами Fender с электроникой — американцы выпускают на рынок огромную линейку самых разнообразных басов и электрогитар. В это же время коллекция инструментов Дикона пополняется тремя новыми басами:
Серым Fender Precision Special с активной электроникой. Дикон использует гитару во времена записи альбома «The Works» 1984 года и последующем туре в поддержку пластинки.
Красным Fender Precision Elite I с белыми звукоснимателями. Увидеть эту гитару можно в клипах на треки «One Vision», «I Want It All» и «Headlong».
Warwick Buzzard в натуральном цвете. Вместе с этим басом Джон снимается в клипе «Friends Will Be Friends», а также выступает на концерте в Монтрё в 1986 году, снятом на видео.
В 1986 году во время записи альбома «Kind Of Magic», а также тура в поддержку пластинки Дикон использовал стильный чёрный Fender Precision Bass с золотой фурнитурой. В этом же году басист обращается к британскому гитарному мастеру Роджеру Гиффину, который делает для Дикона кастомный инструмент. Безымянный бас с ореховым топом авторства Гиффина внешне и технически напоминает Fender Precision, но использует конфигурацию звукоснимателей Precision/Jazz Bass.
Техник Queen Питер Хинс рассказывал, что все Precision Bass Дикона были абсолютно одинаковыми. С технической точки зрения это были абсолютно идентичные гитары со схожим звучанием. Отсутствие разницы не мешало басисту наслаждаться игрой на каждом из трёх басов.
Что касается усилителей, то карьера Дикона началась вместе с усилителем HH Electronics IC мощностью 100 Вт. Позднее музыкант обзавёлся комбинацией из басовой головы Orange OR120 и кабинета Orange 4×12. К концу 1970-х список оборудования пополнился тремя усилителями Acoustic 370/371, тремя кабинетами Acoustic 301, а также усилителем HiWatt поверх двух кабинетов Sound 4×12.
В конце 1980-х, когда история Queen неминуемо двигалась к своему окончанию, Дикон активно использовал кабинеты Peavey 4×12. Что интересно, на сцене кабинеты обычно стояли не на стороне Дикона, а на стороне Брайана Мэя. Вместе с Peavey музыкант также применял усилители фирм Sunn и HH. Последние выступления Queen, включая концерт памяти Фредди Меркьюри на стадионе Уэмбли в 1992 году, Джон Дикон отыграл в компании усилителей SWR SM-900 и кабинетов Goliath.
Во время записи Дикон обычно подключал бас напрямую к консоли, записывая DI-сигнал. Параллельно этому сигнал баса записывался микрофоном с кабинета Acoustic 301 и ещё одного кабинета 4×12. Итоговый звук представлял собой комбинацию всех трёх сигналов, отличающуюся насыщенным и богатым звучанием. Идея такой схемы пришла к Дикону благодаря его увлечению электротехникой. Стоит отметить, что познания басиста в электронике помогли и Брайану Мэю: именно Дикону принадлежит идея усилителя Deacy Amp, ответственному за узнаваемый гитарный звук Queen наравне с гитарой Red Special.
На протяжении большей части карьеры Джон использовал стальные плоские струны Rotosound RS77 LD калибром 45-105. В 1980-х, чтобы придать звуку Queen более плотное и острое звучание, Джон использовал полностью круглые струны Rotosound. Согласно информации, представленной в бокс-сете «The Complete Works», к 1985 году басист стал комбинировать струны с плоской и круглой оплёткой. К концу 1980-х Джон Дикон последовал примеру Брайана Мэя и перешёл на позолоченные струны Maxima.
На басу Дикон играл преимущественно пальцами, медиатор использовался только в тех случаях, когда звуку требовалось больше атаки. Изредка музыкант играл слэпом, но этот приём в арсенале Дикона был скорее исключением: на студийных записях слэп можно услышать только в «Cool Cat», на концертных — в некоторых версиях «Dragon Attack» и «Another One Bites The Dust».
Оценить исполнительский талант Дикона в полной мере по нескольким трекам. Послушайте партии баса в «No One But You (Only The Good Die Young)», «Somebody To Love», а также в не вошедшей ни в один альбом группы композиции «Let Me In Your Heart Again». Каждая партия содержит множество сочных и необычных моментов. Помножив их на чёткое и драйвовое исполнение вкупе с глубоким звуком баса, вы услышите талантливого басиста, у которого есть чему поучиться.
Вряд ли мир когда-либо ещё увидит Джона Дикона на сцене. Об этом прямо говорят Брайан Мэй и Роджер Тейлор, а также недвусмысленно намекают поведение басиста и его последние фотографии. Сделав убедительную карьеру и оставив огромный след в истории музыки, человек живёт спокойной и размеренной жизнью в английской глубинке и вряд ли заинтересован в шумных концертах. Стоит признаться, что Джон Дикон заслужил спокойствие, оставшись самым верным идее Queen как единого целого.
Даже спустя десятки лет его игра вдохновляет сотни молодых музыкантов, его песни слушают и любят тысячи людей, а придуманные им партии вызывают восхищение своим ярким и запоминающимся звучанием. И, похоже, такое положение останется неизменным ещё не один десяток лет. Джон Дикон — настоящий музыкальный герой.