26 октября состоялась премьера музыкального байопика «Богемская рапсодия», рассказывающего историю Фредди Меркьюри и группы Queen. Производство фильма шло с большими трудностями: изначально ленту снимал Брайан Сингер, известный по фильмам о Людях Икс, но позднее из-за разногласий со студией замененный на Декстера Флетчера. К тому же создателей фильма многие упрекали за выбор Рами Малека на роль Фредди Меркьюри, утверждая, что в американо-египетском актере нет ни капли сходства с лидером Queen, и сомневаясь в его актерских способностях.
https://www.youtube.com/watch?v=m-7SBhRL_dc
Опасения вызывали и трейлеры фильма, создававшие впечатление, что «Богемская рапсодия» сконцентрирует все внимание на Фредди Меркьюри и напрочь забудет о самих Queen. К счастью, Богемская рапсодия получилась не только об этом. Я не разбираюсь в кино (для этого есть критики), но как фанат Queen считаю, что фильм получился достойным.
Богемская рапсодия — это фильм о Фредди Меркьюри
Если вы волновались о том, что два часа вам будут показывать, каким мощным геем был Фредди Меркьюри, то можете выдохнуть — создатели фильма не заостряют на этом основное внимание. Личная жизнь лидера Queen показана ровно настолько, насколько этот аспект важен для понимания характера. При этом авторы отмечают, что Меркьюри был бисексуалом, а не типичным геем, наряжавшимся в женские вещи.
Повествование стартует в 1970 году, когда никому неизвестный занзибарец Фарух Бульсара, подрабатывающий в аэропорту Хитроу и сочиняющий песни, знакомится с Брайаном Мэем и Роджером Тейлором, играющими в бесперспективной группе Smile. Меркьюри, обладающий невероятной харизмой, великолепным голосом и необычной внешностью, дает группе новую жизнь и на свет появляются Queen, которые спустя несколько лет станут настоящими звездами.
Авторы фильма не скрывают непростой характер лидера Queen. С самого начала Фредди дерзок, самоуверен и эгоистичен, но эти черты не вызывают отторжения. Меркьюри здесь — живой, интересный и настоящий, к нему быстро проникаешься чувствами: за него переживаешь, его ценишь, ненавидишь и обожаешь.
За два часа Фредди проходит путь от никому неизвестного грузчика до звезды мирового масштаба. Во многом история его жизни показана очень просто и прямо линейной, но следить за тем, как и почему меняются поведение и взгляды на жизнь лидера Queen все равно интересно. Что важнее, линия Меркьюри не отрывается от жизни группы: по мере возможностей создатели показывают, как Queen влияет на Фредди, а он влияет на группу.
Богемская рапсодия — это фильм о семье
История плавно проводит нас через тернистый путь Queen к славе, показывает эксперименты группы в студии, первые успехи, запись легендарной «Богемской рапсодии». Зрители видят непростые творческие и личностные отношения внутри группы: здесь есть место разногласиям и спорам, ссорам и обидам и многим другим вещам, происходящим внутри семьи.
Тема семьи проходит через весь фильм: авторы постоянно напоминают, что Queen — это не только сами участники группы, но и их друзья, жены, дети, родственники и многие другие люди, совместно двигающиеся к общей цели и поддерживающие друг друга на этом пути. При этом участники и все причастные к Queen служат еще одним инструментом раскрытия Меркьюри, поступки которого во многом продиктованы попыткой найти свое счастье и спастись от одиночества.
Подбор актеров отличный
Несмотря на скепсис поклонников, с кастом все в полном порядке: актеры прекрасно вжились в персонажей и передают все особенности поведения своих героев как в жизни, так и на сцене. Во время финальных титров моя жена, не особо знакомая с историей Queen и ее участников, сказала: «Удивительно, как актер играющий Брайана Мэя, похож на Брайана Мэя больше, чем сам Брайан Мэй». Это, на мой взгляд, прекрасно демонстрирует точность кастинга и качество актерской работы.
Тем не менее, как бы хороши не были Гвилим Ли и Бен Харди в образах Брайана Мэя и Роджера Тейлора, главная звезда фильма — Рами Малек. Фредди в его исполнении великолепен, именно он делает образ лидера Queen ярким и запоминающимся, живым и притягивающим внимание. Каким-то волшебным образом Рами уловил многие особенности поведения Фредди: все эти ужимки и движения, заигрывания с толпой, помпезность поведения, одиозность и многие другие вещи очень точно переданы актером на экране. Те, кто смотрел хоть одно выступление Queen, поймут, о чем речь.
Что же касается остальных действующих лиц, то сказать о них особо нечего. На фоне постоянно мелькают вполне известные и знакомые актеры, но их персонажи не запоминаются и служат лишь инструментом, вовремя направляющим историю в нужное русло. Ярких второстепенных образов здесь попросту нет, причем это касается и Джозефа Маццелло с его ролью Джона Дикона. Кажется, будто участие в событиях басиста Queen намеренно преуменьшено.
История неровная
Уместить 16 лет богатой и насыщенной жизни Queen в 135-минутный фильм невозможно. Чтобы уложиться в отведенное время, сценаристы убрали из сюжета все, что может быть неинтересно массовому зрителю и упростили историю как группы, так и самого Фредди.
Зрителей аккуратно проводят через основные вехи в истории Queen: знакомство музыкантов, запись первого альбома, создание Богемской рапсодии, эксперименты в творчестве, разлад внутри коллектива, примирение и подготовку к выступлению на Live Aid. Параллельно этому рассказывается о жизни Фредди Меркьюри, но две сюжетные линии находятся в дисбалансе между собой.
Наблюдать за веткой Фредди намного интереснее (снова спасибо Рами Малеку): персонаж проходит через жизненные трудности, постоянно меняется и развивается, старается стать лучше. Там, где история Меркьюри выглядит увлекательно и трогательно, жизнь Queen выглядит просто и непринужденно — путь к славе группа проходит без каких-либо серьезных проблем. Сценаристы не насыщают сюжетную ветку Queen какой-либо драмой, а группа легко переходит от выступлений в барах к шоу на стадионах. Со стороны все это выглядит веселой поездкой с кучей хитов, но драматического наполнения в этом практически нет.
Повествование выглядит несколько сумбурным и максимально аккуратным, концентрирующимся только на самом важном для широкого круга зрителей. Подробностей и откровений здесь практически нет (хотите знать больше, читайте мемуары всех причастных), но большего вряд ли можно было желать: создатели сделали все, чтобы фильм получился увлекательным не только для поклонников Queen, но и для обычных людей.
Что в итоге
У «Богемской рапсодии» получается угодить как поклонникам Queen, так и людям, которые знают творчество группы только по «The Show Must Go On». За возможность заглянуть за кулисы истории, еще раз увидеть великую группу на экране, ощутить атмосферу внутри нее и понаблюдать за созданием хитов фильму можно простить неровность повествования, недостаток подробностей и любые упрощения. Лучше вряд ли бы получилось.
«Богемская рапсодия» в кино с 1 ноября 2018.