Телеграм-канал о продвижении музыки Рузке Продюсер написали подробный гайд по сервисам цифровой дистрибуции музыки. За основу своего исследования авторы канала взяли пост из блога американского музыканта Ари Херстенда Ari’s Take, который изучил все крупные сервисы цифровой дистрибуции музыки.
Рузке Продюсер дополнили пост Ари собственным опытом и адаптировали его обзор под российские реалии. На выходе получился, пожалуй, самый полный и честный обзор подобных сервисов, который даёт исчерпывающий ответ на вопрос, как, через кого и на каких условиях можно выложить свою музыку в iTunes, Google Play, Spotify, ВКонтакте и другие площадки. Подписывайтесь на канал Рузке Продюсер в Телеграме — там много полезных материалов для тех, кто продвигает себя сам.
Компании по цифровой дистрибуции постепенно превращаются для DIY-музыкантов в универсальные сервисы по сбору роялти. Сервисы дистрибьюции музыки нужны вам, если вы хотите опубликовать свое творчество в iTunes/Apple Music, Spotify, Amazon, Google Play, Deezer, Napster, ВКонтакте. Они не только выложат вашу музыку, но и соберут все роялти от прослушивания мелодии и песни во всем мире — вам не придётся переживать по поводу декларирования доходов и сбора денег. Часть из ниже перечисленных компаний подобралась к такому сценарию довольно близко. Тем не менее ещё никто не смог реализовать дистрибуцию музыки максимально простым и удобным способом.
Перед тем, как рассматривать сервисы цифровой дистрибуции музыки, отметим несколько важных моментов. Во-первых, пользоваться сразу несколькими дистрибьюторами можно, однако вы не можете отправить один и тот же релиз на одни и те же площадки через разные сервисы. Нет смысла отправлять релиз во все магазины через CD Baby и DistroKid одновременно, так как такой ход приведёт к банальному задвоению релиза на всех площадках. Вывод простой: для каждого релиза в каком-то определённом магазине нужно выбрать свой сервис.
Советовать какого-то одного дистрибьютора нет смысла. Каждый релиз, каждый артист и каждая история публикации уникальны.
Во-вторых, сервисы не получают прав на музыку. Это не музыкальные лейблы. Даже если дистрибьютор предлагает вам какие-либо «услуги лейбла» вы сохраняете 100% прав на свою музыку. Комиссия, которую удерживают сервисы, — не более, чем оплата их услуг по публикации и сбору средств. Расчёты идут строго с итоговой выручки от продаж музыки.
Сервис CD Baby работает на рынке цифровой дистрибуции музыки дольше всех. Сервис стал первой не принадлежащей лейблу компанией, которая предложила всем желающим услуги по дистрибуции музыки в iTunes.
Основал сервис музыкант, автор бестселлеров и гуру Дерек Сиверс. В 2008 Сиверс продал дело компании Disc Makers, но многие сотрудники, работающие в CD Baby с момента его запуска, остались на своих местах: например, Кевин Бренер, хост блестящей серии подкастов DIY Musicians, а также Хро Робли, ведущий блог компании (оба, к слову, неплохие музыканты).
CD Baby можно смело назвать лидером среди «универсальных» поставщиков товаров и услуг для DIY-музыкантов. Сервис попал в список партнеров iTunes, где отмечен плашкой «Preferred Partner», присутствует партнерство с UMA, чтобы монетизировать свою музыку в ВКонтакте. Компания активно стремится к тому, чтобы собирать 100% роялти музыкантов и выплачивать их в полной мере (пока что этого не произошло, но шанс велик), поэтому музыкантам не придется регистрироваться в разных сервисах дистрибуции — все можно будет решить внутри CD Baby.
UMA
United Media Agency — компания-дистрибьютор, которая монетизирует музыку ВКонтакте и принадлежащему ему сервису BOOM. Для всех артистов, собирающихся подписаться с ними, существует специальный кит, по которому будут определять факт того, подходите ли вы под требования UMA.
Среди удобств стоит отметить прекрасную статистику, а также возможность очень подробного описания трека. Из того, что не удалось найти — нет функционала для загрузки текстов песен.
Плюсы CD Baby
- Нет годовых взносов. Вы платите один раз, а музыка включается в их списки (неважно, что случится).
- Дистрибуция через физические носители. Благодаря партнерству с Alliance Entertainment, Super D и Amazon ваши диски и записи могут попасть в соответствующие магазины по всему миру. Достаточно подать заявку.
- Полная поддержка и обеспечение продаж через онлайн-магазины дисков и релизов.
- Наличие партнеров в паблишинге, собирающих авторские роялти через сервис CD Baby Pro Publishing.
- Возможность выпуска каверов.
- Один из немногих сервисов, собирающий причитающиеся вам роялти типа Sound Recording Copyright Owner. Зарегистрироваться в качестве владельца прав на запись самостоятельно — масштабный процесс, доставляющий кучу головной боли, но CD Baby может сделать это за вас. Музыканту останется только зарегистрироваться как исполнителю.
- Возможности по синхронизационному лицензированию.
Минусы CD Baby
- Комиссия 9%.
- Берут $5 за каждый уникальный товарный код, присвоенный синглу, и $20 — альбому. Это не опциональный вариант: распространить релиз без уникального кода не выйдет, поэтому заплатить CD Baby все равно придется.
- Нет включения в раздел «Музыка» в сторис Instagram (без CD Baby Pro Publishing или Facebook Monetization, а также поддержки паблишера).
- Высокая комиссия для YouTube — 30%.
- Нет разделения выплат.
- Нет собственных механизмов, чтобы помочь артистами выстрелить (маркетинговой поддержки, связей с кураторами плейлистов и так далее).