Профили грифов электрогитар Gibson делятся на два вида: 50’s Neck Profile (50’s Style) и 60’s Slim Taper D (60’s Style). Все остальные профили — вариации на тему основных видов. Оба вида сильно отличаются друг от друга, а некоторые гитаристы предпочитают инструменты только с определенным профилем грифа, на дух не перенося другие варианты.
Выбирая электрогитару, начинающие гитаристы практически не обращают внимания на профиль грифа инструмента. Виной тому отсутствие опыта и понимания важности профиля грифа для комфортной игры. «Какая разница, что написано в графе „профиль грифа“?», — думает молодой гитарист и… допускает большую ошибку. Электрогитара должна быть удобной, а игра на ней приносить удовольствие. Поэтому толщина грифа — один из ключевых элементов, влияющих на удобство игры.
Профили грифов Gibson
История разных профилей грифа началась в 1919 году, когда на работу в Gibson устроился Ллойд Лоар (см. 10 пионеров гитарного оборудования). Лоар внес ряд изменений в конструкцию грифов Gibson, а также поучаствовал в разработке регулируемого анкера.
Работа Лоара исправила ключевую проблему грифов акустических инструментов того времени — грифы перестали ломаться и гнуться из-за слишком сильного натяжения струн. Решение проблемы также открыло путь к повышению удобства гитарных грифов, а производители стали экспериментировать с разными профилями, создаваемыми на основе пожеланий гитаристов и человеческой физиологии.
После популяризации электрогитары потребность в струнах сильного натяжения снизилась. Если раньше сильное натяжение было залогом повышенной громкости инструмента, то теперь проблема громкости решалась усилителями. В течение 1930-1940-х рынок струн претерпел значительные изменения — повышенный спрос пришелся на струны среднего и легкого натяжения.
Более легкие струны позволили сделать гитарный гриф еще тоньше. С этого момента профили грифов стали вопросом вкусовщины и комфорта самого гитариста.
Профиль грифа Gibson 50’s Neck Profile (Gibson 50’s Style)
Появившиеся в 1950 году электрогитары Gibson Les Paul выпускались с толстым грифом 50’s Neck Profile. Широкий профиль грифа считается классическим для гитар нэшвилльской компании.
Первые попытки уменьшения толщины грифа начались в 1958-1959 гг., благодаря чему на рынок поступили электрогитары с профилями ’58 Neck Profile и ’59 Neck Profile. Две новые разновидности грифов стали промежуточным звеном в переходе от 50’s Style Neck Profile к уменьшенному 60’s Slim Taper.
Из-за своей толщины среди гитаристов профили грифов Gibson получили прозвище «Бейсбольная бита» (англ. «Baseball Batt»). Сегодня это описание применяется по отношению ко всем электрогитарам Gibson с профилем 50’s Style, включая разновидности 1958-1959 гг., хотя изначально бейсбольной битой называли грифы только тех инструментов, которые были выпущены с 1952 по 1958 гг.
Профиль грифа Gibson Slim Taper D (Gibson 60’s Style)
В конце 1950-х все гитарные компании начали производить инструменты с более тонким профилем грифа. Это было похоже на соревнование: производители соперничали друг с другом за право называться компанией, выпустившей гитару с самым тонким грифом. Такое соперничество не пошло на пользу музыкальным инструментам — слишком тонкие грифы быстро ломались, вне зависимости от силы натяжения струн.
До 1959 года электрогитары компании Gibson выпускались исключительно с профилем 50’s Neck Profile. Положительные отзывы гитаристов об уменьшенном профиле ’59 Neck Profile позволили компании продолжить эксперименты в области оптимизации толщины грифа. Итогом этого стал выпуск в 1960 году обновленных моделей Les Paul, SG и ES-335 с профилем грифа 60’s Slim Taper D, который был на 10-15% тоньше классического 50’s Neck Profile.
Современные профили грифов Gibson
В 2000-х годах Gibson переименовали некоторые профили, но смена названий никак не сказалась на внешнем виде и конструкции грифа. В основе профилей все также лежат два основополагающих вида — 50’s Style Neck Profile и 60’s Slim Taper.
Современные модели электрогитар Gibson оснащаются грифами трех разных профилей, не считая ассиметричных разновидностей:
- Широкий профиль грифа 50’s Style Neck Profile, обозначающийся «Early 50’s Style»;
- Средний профиль грифа ’59 Neck Profile, обычно обозначающийся «50’s Style Rounded» или «1959 50’s Style Neck Profile»;
- Тонкий профиль грифа 60’s Slim Taper D, иногда обозначающийся как «Les Paul Traditional» или «50’s Style D Profile Neck».
К 2017 году Gibson выпускает несколько разновидностей своих электрогитар: Studio, Artist, Standard, Custom Shop, Traditional, Historic, Reissue, Gibson USA. Такие инструменты встречаются во всех модельных рядах компании. Если не брать в расчет внешние и внутренние отличия, инструменты отличаются используемым профилем грифа.
В таблице ниже приведены современные названия профилей, сопоставленные с названиями, использовавшимися изначально, и толщина грифа на 1 и 12 ладах:
Профиль грифа Gibson (современное название) | Оригинальное название | Толщина грифа на 1 ладу, в дюймах | Толщина грифа на 1 ладу, в см | Толщина грифа на 12 ладу, в дюймах | Толщина грифа на 12 ладу, в см |
---|---|---|---|---|---|
Early 50's Style | 50's Neck Profile (Baseball Batt) | 0.900″ | 2,28-2,3 | 1″ | 2,54 |
50's Rounded (Gibson SG) | 1959 50's Neck Profile ('59 Neck Profile) | 0.870″ | 2,2 | 0.963″ | 2,44-2,45 |
50's Rounded (Gibson Les Paul, ES-335) | 1959 50's Neck Profile ('59 Neck Profile) | 0.818″ | 2,1 | 0.963″ | 2,44-2,45 |
Traditional | 60's Slim Taper D | 0.765″ | 1,9-2 | ||
R7 | - | 0.920″ | 2,33 | ||
R8 | - | 0.925″ | 2,35 | ||
R9 | - | 0.910″ | 2,3 |
Схематичные изображения дадут представление о внешних различиях профилей. По-настоящему понять, какой профиль грифа удобнее можно только на собственном опыте. Перед покупкой обязательно поиграйте на нескольких инструментах с разными грифами.