Ламповые усилители Fender 1960-х годов уже давно стали классикой, а благодаря их кристальной чистоте звучания они остаются востребованными по сей день. Однако ни один усилитель компании не обладает такой богатой историей, как 1969 Fender Princeton Reverb Луи Шелтона.
Луи Шелтон работал штатным гитаристом Motown Records и был ключевой фигурой на сессионной сцене Лос-Анджелеса. Не исключено, что в какой-то момент Луи потерял счёт сессиям, в которых он участвовал: в активе гитариста — работа с Марвином Гэем, The Jackson Five, The Mamas & The Papas, The Carpenters, Джо Кокером, Джоном Ленноном, Джеймсом Брауном и многими другими знаменитыми исполнителями.
При этом на каждой сессии Шелтона сопровождал усилитель Fender Princeton Reverb 1969 года. По словам самого музыканта, он использовал усилитель «практически на всех записях, в которых участвовал». В итоге небольшой усилитель стал неотъемлемой частью музыкальной индустрии: Princeton Reverb звучит в сотнях и тысячах композиций, и каждый из нас так или иначе слышал этот аппарат.
Что интересно, «сотрудничество» Шелтона и Princeton Reverb сложилось практически сразу. Устройство было вторым усилителем в коллекции гитариста, купленным только из практичности. «Я пришёл в сессионную работу из клубов, поэтому у меня уже был огромным [Fender] Super Reverb с четырьмя тяжёлыми динамиками Jensen», — рассказывал музыкант. -«После нескольких сессий, когда я был вынужден ездить между разными студиями и таскать с собой этого тяжеловеса, я присмотрел что-то более компактное».
В те времена большая машина была роскошью, поэтому не последнюю роль в покупке более компактного усилителя сыграло и удобство транспортировки. Шелтон вспоминал, что тогда фургон был только у барабанщика The Wrecking Crew [коллектив сессионных музыкантов из Лос-Анджелеса, активно работавших в 1960-1970-х годах — прим.ред.] Хэл Блейн, возившего свою установку от сессии к сессии, в то время как все остальные ездили на обычных машинах.
В те дни мы записывались в комнатах с большим количеством микрофонов, из-за чего нам приходилось играть на низких уровнях громкости. Это означало, что если нужно было перегрузить усилитель, добавив громкости и… немного искажений, то гитара звучала так громко, что звукорежиссёр выбегал из комнаты и орал на тебя, чтобы ты выключил этот грёбаный усилитель,. Гитара моментально забивала всё в барабанных и фортепианных микрофонах.
Луи Шелтон
Позднее зять Шелтона, работавший в мастерской Valley Arts Guitars, доработал Princeton Reverb так, чтобы у гитариста была возможность управлять мастер-громкостью и количеством гейна, а заодно оснастил устройство бустом высоких частот. По словам музыканта, модификации позволили перегружать усилитель без излишнего усиления громкости, что снимало проблему «кричащих звукорежиссёров». Внесённые изменения также добавили универсальности и гибкости в вопросе управления звуком, отмечает Шелтон.
Гитарист пользовался усилителем постоянно, записывая с его помощью партии ритм-гитары, аккомпанемента и соло. При этом случаев, когда Луи отказывался от работы с Fender было не так много, а самым запоминающимся из них была запись соло для композиции «Hello» Лайонела Ричи.
По словам Шелтона, в записи «Hello» применялся усилитель Tom Sholtz Rockman. «Мы просто положили его [усилитель] на стол в контрольной комнате и подключились к нему», вспоминает музыкант. Что ещё более удивительно, звучащее на записи соло — чистая импровизация, записанная с первого дубля.
Лайонел напел соло, которое ему хотелось услышать. Мы работали в четыре гитариста, каждый из них переложил [напев] и выучил то, что он напевал. Я сделал то же самое, записали дубль, но, на мой взгляд, оно не звучало так, как обычно звучит гитарное соло. У меня был вариант, как оно может звучать, и мы сделали ещё один дубль, который полностью отличался от того, что [Лайонел Ричи] напевал.
Луи Шелтон
Более подробно ознакомиться с историей 1969 Fender Princeton Reverb и послушать воспоминания Луи Шелтона можно в недавнем ролике блогера Рика Холлиса. В видео автор рассказывает историю усилителя, а заодно подробно рассказывает, в каких песнях он звучит.