В октябре 2022 года Arturia представила обновлённую версию популярной MIDI-клавиатуры Arturia MiniLab 3. Устройство получило изменённый внешний вид, новую раскладку элементов управления, OLED-дисплей и ряд встроенных функций, отличающих её от прошлого поколения. О том, как сильно изменилась популярная MIDI-клавиатура по сравнению с MiniLab mkII, — читайте в нашем обзоре.
На рынке давно нет нехватки доступных и качественных MIDI-контроллеров. Даже среди брендов «второго эшелона» найдутся достойные модели, чья стоимость не превышает пяти-шести тысяч рублей, что уж говорить о более именитых производителях.
Конкуренция в бюджетном сегменте невероятная: производители изо всех сил стараются заманить покупателя в свой лагерь, предлагая как можно больше функций при сохранении минимально возможной стоимости. При этом в спину им то и дело дышат компании поменьше, предлагая если не те же самые, то довольно похожие устройства по более низкой цене (привет, Behringer).
Причина такого положения довольно проста: китайские заводы предлагают типовые решения по очень низким ценам, поэтому запустить свою серию MIDI-клавиатур можно достаточно быстро и дешёво. Всё, что требуется от производителя — договориться об объёме партии, да повесить собственный шильдик на корпус.
Бороться с насыщенностью рынка крупные компании решили самым адекватным способом — разработкой и выпуском, если так можно выразиться, уникальных устройств, чьё соотношение цены, возможностей и качества выгодно отличается от большинства предложений. При этом производители стараются учесть потребности как можно более широкого круга музыкантов: в портфолио одних только Akai, Nektar Pro и Arturia представлено по несколько крепких моделей, отличающихся количеством клавиш, пэдов и дополнительных ручек, и качеством клавиатуры.
В итоге, ситуация складывается так, что недостаток предложений среди доступных MIDI-контроллеров давно стал историей. Нужна шире клавиатура? Не проблема. Хочешь больше пэдов и ручек? Пожалуйста! Интересуют качественнее клавиши, но не хочется лишних «свистелок»? Вот, возьми. И всё это, напомню, в рамках одного ценового сегмента.
Более того, насыщенность рынка приводит к тому, что крупные производители выпускают новые устройства достаточно редко. Пока компании поменьше борются за внимание покупателя обширностью модельного ряда, известные бренды фокусируются на нескольких контроллерах, чьё качество и репутация делают их бестселлерами и мастхэвами в своей категории. Всё это приводит к тому, что заметные обновления происходят редко, при этом каждый такой случай привлекает повышенное внимание публики.
Одно из таких устройств — Arturia MiniLab mkII, выпущенная в 2016 году и сотни раз включённая во всевозможные списки лучших MIDI-контроллеров. Свою популярность MiniLab mkII заслужила близким к идеальному соотношением цены и качества: за почти 10 000 рублей устройство предлагало удобную клавиатуру, не менее удобные пэды, 16 назначаемых регуляторов и глубокую интеграцию с DAW и плагинами для управления всем, чем можно.
В 2022 году MiniLab mkII не потеряла актуальности — девайс, как и раньше, отлично справлялся со всеми задачами и, кажется, не требовал обновления. Однако в Arturia посчитали иначе, представив обновлённую версию клавиатуры — MiniLab 3 — в октябре 2022 года. О ней и поговорим.
Тот, да не тот
На базовом уровне перед нами всё то же устройство: 25 чувствительных к силе нажатия клавиш, линейка пэдов с послекасанием, слайдеры модуляции и питча, дополнительные кнопки. Из изменений — закруглённые углы корпуса, уменьшенное количество энкодеров, появление фейдеров и OLED-дисплея, переход на USB-C и появление полноразмерного разъёма MIDI и арпеджиатора.
Первые несколько дней знакомства с MiniLab 3 производят двоякое впечатление. С одной стороны, отличий от прошлого поколения не так много: все правки либо косметические, либо из разряда излишеств — всё-таки фейдеры и экран далеко не самые важные вещи в работе. Более того, из-за обновлений контроллер будто бы ощущается иначе и кажется не таким, а руки подсознательно тянутся к более привычной предыдущей версии устройства.
С другой стороны, разница с MiniLab mkII всё же заметна, а нововведения выглядят, как минимум, интересно. Конечно, можно и дальше жить без всех «новомодных добавок» третьего поколения, но с ними жизнь становится проще, а работа — комфортнее. Да и пользоваться контроллером, на самом деле, так же удобно, ведь это всё та же mkII, только лучше.
В общем, получается, что перед нами то же устройство, да не то. Что ж, тем интереснее сравнить новое поколение со старым лоб в лоб, и посмотреть так ли полезны новые функции и возможности.
Arturia MiniLab 3 | Arturia MiniLab mkII | |
---|---|---|
Управление | ||
Клавиатура | 25 компактных клавиш чувствительных к силе нажатия | 25 компактных клавиш чувствительных к силе нажатия |
Пэды | 2 банка из 8 чувствительных к силе и скорости нажатия пэдов с эффектом послекасания | 2 банка из 8 чувствительных к силе и скорости нажатия пэдов с эффектом послекасания |
Подсветка пэдов | RGB, настраиваемая, отключаемая | RGB, настраиваемая, отключаемая |
Энкодеры | 8 | 16 |
Нажимные энкодеры | 1 | 2 |
Фейдеры | 4 | - |
Колесо модуляции | Сенсорная панель | Сенсорная панель |
Колесо питча | Сенсорная панель | Сенсорная панель |
Дисплей | Есть | - |
Функции | ||
Арпеджиатор | Есть | - |
Аккордовый режим | Есть | - |
Функция Hold (удержание) | Есть | - |
Транспонирование | Есть | - |
Кнопки повышения/понижения октавы | Есть | Есть |
Пользовательские пресеты (маппинг) | 5 пресетов | 8 пресетов |
Подключение | ||
Подключение к компьютеру | USB-C/USB-A | USB-A/USB-A |
Подключение педалей | TRS 1/4" | TRS 1/4" |
Поддерживаемые педали | Педаль сустейна, педаль экспрессии, футсвитч | Педаль сустейна, футсвитч |
MIDI Out | MIDI DIN 5-pin | - |
Комплектация | ||
Комплект поставки | MIDI-контроллер Кабель USB-C Комплект программного обеспечения | MIDI-контроллер Кабель USB-A Комплект программного обеспечения |
Габариты и вес | ||
Габариты (Д×Ш×В) | 355 × 203 × 51 мм | 355 × 220 × 50 мм |
Вес | 1,5 кг | 1,5 кг |
Стоимость | ||
Стоимость в РФ (актуальна на дату публикации обзора) | 10 990 рублей | 9990 рублей |
Как уже отмечалось, на первый взгляд, каких-либо глобальных отличий от предыдущего поколения нет. Французы не стали радикально менять дизайн и ограничились небольшими правками, из-за чего при беглом осмотре вторая и третья версии кажутся очень похожими.
Тем не менее изменений хватает, при этом они существенно меняют восприятие контроллера. Дизайнеры закруглили края корпуса и добавили на них небольшие скосы, из-за чего, при одинаковом размере и весе, MiniLab 3 кажется компактнее. По паспорту вес остался тем же — 1,5 кг, но при прямом сравнении оказывается, что третье поколение заметно легче — немногим больше килограмма.
Компания отмечает, что стремится к экологичному дизайну, подразумевающему использование переработанных и перерабатываемых материалов при изготовлении, и, как следствие, сокращению отходов через увеличение срока использования устройств. Корпус теперь наполовину состоит из переработанного пластика, который выглядит более текстурным и слегка «шершавым» — никакого глянца и гладкости.
Декоративные вставки под дерево по бокам никуда не ушли, но стали больше. Увеличение достигнуто заменой на торцах названия компании на компактный логотип с буквой «А».
Французы заявляют, что новые «экологичные» материалы так же надёжны, как и раньше, и в качестве подтверждения гарантируют пять лет надёжной работы. Проверить эти обещания практически невозможно, но сомнений в том, что клавиатура прослужит заявленную пятилетку нет — с качеством здесь всё в полном порядке.
Клавиатура осталась прежней — 25 клавиш синтезаторного типа с чувствительностью к силе нажатия. Размеры клавиш, их ход и отклик, равно как и удобство игры идентичны предыдущему поколению. То же касается и пэдов, единственное отличие которых заключается в появившейся на них разметке с функциями для быстрого запуска записи, воспроизведения и других функций DAW.
Основные изменения в MiniLab 3 коснулись коммутации, элементов управления и доступных пользователю функций. В первую очередь, контроллер отказался от устаревшего разъёма USB-A в пользу универсального и всё более популярного USB-C.
Само собой, изменился и комплектный кабель, и речь здесь не столько о логичной смене разъёма, сколько об угловом коннекторе провода. Удобство такого решения не очевидно и раскрывается постепенно, а спустя несколько дней угловое подключение кажется вещью, которая должна быть принята на вооружение всеми производителями музыкального оборудования.
Во-первых, угловой коннектор можно подключить по направлению к USB-разъёмам компьютера или ноутбука. Во-вторых, в сравнении с массивным коннектором MiniLab mkII, кабель практически не выступает из корпуса и не мешает другим устройствам на столе. В-третьих, угловое подключение минимизирует перегибы кабеля, а значит продлевает его срок службы.
Тем не менее без минусов здесь не обошлось — на том конце провода нас всё ещё ждёт старомодный «большой» USB-A. Пользователи ноутбуков и компьютеров только с полноразмерными портами будут довольны, но обладатели Макбуков и более современных машин с сильно ограниченным набором USB-A придётся пользоваться переходником или как-то иначе планировать коммутацию оборудования.
Контроль всего
При всём удобстве «минилабов», второе поколение всегда оставалось MIDI-клавиатурой «в себе» — без компьютера аксессуар оставался беспомощным. Чтобы решить эту проблему, MiniLab 3 расширяет сценарии использования устройства: к примеру, контроллер теперь оснащается полноценным MIDI-выходом, благодаря чему умеет управлять не только DAW, но и аналоговыми инструментами и оборудованием — драм-машинами, синтезаторами и модулями.
Идея расширения возможностей ещё сильнее раскрывается вместе с программным обеспечением Arturia Analog Lab, поставляющимся в комплекте с устройством. Стив Джобс как-то сказал, что у людей нет времени думать, что к чему подключается, и именно поэтому они платят Apple — за интеграцию, при которой всё готово к работе прямо из коробки.
По всей видимости, в Arturia мысль знаменитого руководителя разделяют полностью — интеграция контроллера работает без участия пользователя. После запуска Analog Lab (или любых синтезаторов из состава Arturia V Collection) управление основными параметрами моментально переходит на клавиатуру: параметры сразу же привязываются к слайдерам, фейдерам и энкодерам. В итоге создаётся впечатление, что ты работаешь не с программой, а с реальным синтезатором, где управление звуком происходит, если так можно выразиться, физически, контроль за всем всегда остаётся в твоих руках.
Бесшовная интеграция доступна только при работе с инструментами Arturia. Тем, кто не использует многочисленные синтезаторы и плагины французской компании, настраивать взаимодействие с любимыми библиотеками придётся вручную.
Схема управления стала более разнообразной. Вместо 16 поворотных регуляторов контроллер предлагает 12 ручек — восемь энкодеров и четыре фейдера. Кому-то такое изменение покажется даунгрейдом, но 16 регуляторов mkII всегда казались чем-то избыточным. И хотя всё относительно, на моей памяти не было ни одной сессии, где мне пригодились бы восемь пар одинаковых ручек — обычно дело заканчивалось активным использованием 8-12 регуляторов, но не более того.
Энкодеры изменились: Arturia говорит, что изменила механику секции и программные особенности работы, руководствуясь пожеланиями пользователей. Так на основе отзывов инженеры исправили основные недостатки секции — возможную недостаточную отзывчивость и различные программные ошибки. Насколько успешными оказались правки, покажет время: не исключено, что недостатки могут проявиться при более длительном и активном использовании. В любом случае, в ходе тестирования каких-либо проблем с регуляторами не было — всё работало так, как и должно.
Что касается видимых изменений, то энкодеры поменяли цвет и стали более вытянутыми по вертикали — теперь их форма больше напоминает конус, но на работу это никак не влияет. Пользоваться ими всё также удобно — ход точный и плавный, случайные вращения исключены.
Место исключённых ручек заняли четыре фейдера, таких же плавных, точных и уверенных в своём движении. Управлять громкостью каналов с их помощью намного приятнее: как тактильно, так и с точки зрения общего удобства.
Тем не менее к взаимодействию с фейдерами придётся привыкнуть — область движения слайдеров значительно меньше, особенно на фоне фейдеров в DAW. Ручку нужно смещать аккуратно и по чуть-чуть, но получается это далеко не сразу: подсознательно кажется, что двигать их можно активнее, из-за чего руки то и дело перемещают фейдеры слишком сильно.
Первые несколько дней работы уходят на то, чтобы приучить себя к правильному обращению с регуляторами, но по окончанию «переходного периода» об этой проблеме уже не вспоминаешь — движения становятся чёткими и точными. В итоге фейдеры воспринимаются как что-то само собой разумеющееся, а возвращаться к mkII с его батареей энкодеров уже не хочется.
Да, фейдерам не хватает большего «запаса хода», но с этим ничего не поделаешь — поместить более длинные слайдеры в текущий форм-фактор без ущерба для эргономики и остальных компонентов попросту невозможно.
Самым заметным отличием MiniLab 3 стал OLED-дисплей в левой части клавиатуры. Экран небольшой (чуть больше пары дюймов), но информативный — сведения отображаются не только цифрами, но и иконками с текстом. Дисплей в меру яркий и практически не бликует, так что пользоваться им одинаково удобно как при прямом солнечном или искусственном свете, так и в темноте. Качество изображения, с поправкой на простоту экрана, достойное: символы выводятся белым цветом на чёрном фоне, выглядят чётко и аккуратно.
Несмотря на скромный размер, на экран выводится огромное количество информации обо всём, что происходит с клавиатурой. Контррллер показывает состояние фейдеров и энкодеров, сведения об активированных функциях, данные о выбранной октаве и даже значения изменения высоты и модуляции нот при взаимодействии со слайдерами (в реальном времени).
Под дисплеем располагается энкодер для управления плагинами: так, например, можно переключать пресеты в Analog Lab поворотом ручки. Выглядит удобно, но в в реальной работе польза от регулятора небольшая — о существовании ручки вспоминаешь в последний момент, когда пресет или параметр уже переключён руками, по старинке. Другое дело — переключение параметров дополнительных функций контроллера (о них ниже), здесь нажимной энкодер всё-таки незаменим.
К третьей версии Arturia значительно расширила функциональность устройства, постаравшись превратить бюджетный контроллер в нечто большее, чем простую MIDI-клавиатуру с набором ручек и кнопок. В частности, MiniLab 3 обзавёлся аккордовым режимом работы, позволяющим нажатием одной клавиши извлекать любые трезвучия, и даже арпеджиатором. Последний прост в использовании и достаточно гибок: можно задать темп, ритмику и длительности нот в арпеджио, добавить стаккато и легато, задать диапазон октав. Настройки и их значения отображаются на дисплее, что удобно — не нужно запоминать значения регуляторов.
Персонализация работы была одной из сильных сторон второго поколения, и, в случае MiniLab 3, производитель не стал ничего менять. Как и прежде, пользователям доступно программное обеспечение MIDI Control Center для детальной настройки контроллера — программа моментально определяет клавиатуру и привязывает любые функции ко всем имеющимся элементам управления.
Созданные раскладки сохраняются в виде пресетов локально — в приложении и в памяти устройства (до 5 штук), благодаря чему схемы для разных ситуаций можно держать всегда под рукой.
MIDI Control Center также следит за актуальностью прошивки, при этом процесс обновления стал значительно проще. Для установки апгрейда больше не нужно несколько раз отключать контроллер или проводить какие-либо дополнительные манипуляции — достаточно нажать две кнопки и через минуту клавиатура уже работает на самой свежей прошивке.
Стоит отметить, что Arturia прислушалась к пользователям и поработала над подсветкой кнопок и пэдов. Так, например, прямо из коробки MiniLab 3 больше не мигает клавишами повышения и понижения октав. При активации функции кнопки больше не раздражают постоянным мерцанием, а просто светятся — тот же MiniLab mkII отучился от этого только с последним обновлением программного обеспечения в декабре 2021 года.
Тем не менее, на место небольших и надоедливых, пускай и устраняемых, старых недостатков, пришли новые. Традиционно для «минилабов», подсветка здесь используется при каждом удобном случае, и MiniLab 3 не был бы собой, если бы не получил новые световые эффекты. Польза от них, само собой, сомнительная.
Так, например, контроллер получил «скринсейвер», запускающийся через пару минут бездействия. Стоит отойти от компьютера с активной DAW, как пэды начинают переливаться всеми доступными цветами, и делают это до тех пор, пока пользователь не вернётся к работе. Первые пару раз выглядит интересно и даже производит вау-эффект, но в итоге эта «светомузыка» быстро надоедает (особенно если вы привыкли оставлять компьютер с открытой DAW на ночь). К счастью, как и раньше, полное управление подсветкой доступно в MIDI Control Center, так что отключается эффект за пару кликов.
Несмотря на то, что «минилабы» совместимы с большинством DAW прямо из коробки и готовы к работе после подключения, одним из недостатков предыдущих поколений была необходимость ручной интеграции клавиатуры с используемой программой. Проблеме, наконец-то, уделили должное внимание и предложили решение — интеграционные скрипты, доступные на странице продукта на сайте Arturia.
Наборы команд доступны для Logic Pro, Ableton Live, Bitwig Studio и Reason, и распространяются в виде отдельного установщика. После запуска они автоматически назначают самые популярные шорткаты DAW к кнопкам и пэдам, а заодно привязывают параметры регуляторов на дорожках к энкодерам и фейдерам. В итоге после запуска DAW MiniLab 3 готов управлять студией — включать запись и воспроизведение, изменять громкость каналов и делать другие вещи.
Что в итоге?
К концу тестирования сомнения от первого знакомства с MiniLab 3 развеялись сами собой. Arturia не стала ломать то, что работает, а всего лишь провела модернизацию в соответствии с текущими потребностями большинства музыкантов.
Внесённые изменения сделали новый «минилаб» более гибким и удобным инструментом, одинаково хорошо справляющимся как с управлением студией, так и с исполнительскими задачами. В итоге перед нами всё тот же контроллер, только лучше: о существовании устройства второго поколения попросту забываешь — кажется, что «минилаб» всегда был именно таким.
Стоит ли MiniLab 3 своих денег? Более чем! За 10 990 рублей, которые просят за клавиатуру в официальной рознице в России, покупатель получает гибкий и производительный контроллер, которого хватит на долгие годы. Вряд ли на рынке найдётся другая клавиатура с таким же ценником, набором функций, качеством исполнения и удобством использования. В общем, для тех, кто только ищет подходящий контроллер для своей студии, новый «минилаб» станет лучшим выбором: экономить 1000 рублей на покупке предыдущего поколения, которое пока ещё доступно в магазинах, нет никакого смысла.
Стоит ли обновляться тем, кто сейчас использует предыдущее поколение? Хороший вопрос, ответить на который однозначно достаточно сложно. С одной стороны, MiniLab 3 выгодно отличается от предшественника фейдерами, информативным дисплеем, полноценным MIDI-выходом. С другой стороны, эти изменения не так необходимы — MiniLab mkII всё ещё не потеряла актуальности, поэтому ей можно и дальше пользоваться без каких-либо проблем.