Многие гитаристы часто находятся в поиске подходящего для себя звука. Для решения этого вопроса есть множество средств: различные преампы, разные гитары и приемы игры, специфические усилители и кабинеты, разнообразные звукосниматели и многое другое.
Из всего многообразия вариантов поиска собственного звука самым популярным, пожалуй, является замена звукоснимателей. Так часто получается, что гитара сама по себе устраивает всем, но вот выдаваемый звукоснимателями звук не устраивает по тем или иным причинам. Кому-то хочется звучать «злее», кому-то наоборот — «мягче и добрее». Так или иначе, прежде чем менять что-либо — стоит изучить вопрос поподробнее. Какого-то конкретного ответа на вопрос «Как выбрать звукосниматель» никто не даст, но общие рекомендации в этой теме имеются. Для начала неплохо разобраться в том, какие звукосниматели бывают.
Итак, звукосниматель – это специальное устройство, преобразующее внешние колебания в электрический сигнал. Используется данное устройство на электрогитарах, бас-гитарах и электроакустических гитарах. Помимо этого есть специальные звукосниматели для акустических и классических гитар.
В настоящее время на рынке существует большое количество разнообразных звукоснимателей, выпускаемых разными фирмами-производителями. Отличаются они между собой уровнем шумов, частотными диапазонами, амплитудно-частотными характеристиками (АЧХ) и другими показателями. Несмотря на кажущееся многообразие выбора, все звукосниматели можно поделить на два типа.
1. Пассивные звукосниматели
Звукосниматели этой группы не осуществляют усиления сигнала, благодаря чему могут похвастаться максимально естественным звуком. Основное преимущество таких звукоснимателей заключается в том, что они не нуждаются в дополнительном источнике питания. Недостаток – мощность сигнала напрямую зависит от линии коммутации (чем длиннее кабель, тем слабее сигнал) и от параметров подключенных внешних устройств (усилителей).
2. Активные звукосниматели
В отличие от пассивных собратьев, усиливают звук за счет встроенной электроники, которая позволяет подать в линию сигнал большей мощности. Достоинства активных звукоснимателей в том, что у них отсутствует зависимость собственных характеристик от подключаемой аппаратуры. Помимо этого использование активных звукоснимателей снижает относительный уровень шумов как в линии, по которой передается сигнал, так и в самом усилителе, этот сигнал воспроизводящим.
Недостатки также имеются, но они незначительны: активные звукосниматели нуждаются в дополнительном источнике питания в виде алкалоидных батареек (типа «крона»). Активные датчики имеют более глухой звук в сравнении с пассивными собратьями, хотя мнение музыкантов по этому поводу очень часто расходятся.
Допустим, выбор типа звукоснимателя осуществлен, но вопрос «Как выбрать звукосниматель?» все еще остается открытым, ведь теперь необходимо определиться с типом преобразования энергии в звукоснимателе.
1. Электромагнитные звукосниматели
Датчики такого типа снимают звук через изменения электромагнитного поля за счет колебания струн. Электромагнитные звукосниматели являются самыми популярными и распространенными в наши дни. Разделить их можно на однокатушечные и двухкатушечные.
Однокатушечный звукосниматель или Сингл (Single-coil)
На выходе дает чистое звучание, но поднимает фон при использовании перегруза, а значит требует заземления.
Двухкатушечный звукосниматель или Хамбакер (Humbucker)
Датчик в двумя катушками, которые последовательно подключены в противофазе. Устройство звукоснимателя позволяет снимать колебание струны с двух точек одновременно, что позволяет избежать фона при использовании эффектов, но в ущерб верхним частотам, которые нещадно срезаются датчиком.
Хамкенселлер (Humcanceller) и мини-хамбакер (Mini-Humbacker)
Звукосниматель, состоящий из двух катушек, расположенных одна на другой, называется Хамкенселлер. Иногда звукосниматели такого плана именуют двухярусными. Как внешне, так и по принципу работы очень похожи на Сингл. Хамкенселлеры дают тепловой шум, имеют малую защиту от электромагнитных наводок, а также обладают микрофонным эффектом.
Хамбакер, катушки которого располагаются одна на другой, именуется Мини-хамбакером. По своим конструктивным особенностям это точно такие же хамбакеры, только меньше размером. Имеют более низкий выход, а звучание можно описать как что-то среднее между обычными хамбакерами и синглами. На словах разницу в звуке описать достаточно проблематично, но можно точно сказать, что такие датчики обладают более низким звучанием, меньшем количеством компрессии в звуке, но в тоже самое время звучат более ярко, чем полноценные хамбакеры.
2. Пьезоэлектрические звукосниматели
Датчики такого вида можно описать как пьезокристалл с обкладками из проводника. Свойства пьезоэлектрических звукоснимателей заранее определны свойствами кристалла. Большой плюс таких звукоснимателей в том, что их можно использовать даже на нейлоновых струнах, тогда как электромагнитные звукосниматели предназначены только для металлических струн. Собственно, возможность работы с нейлоновыми струнами делает их популярными в среде классических музыкантов.
3. Оптические звукосниматели
Оптические датчики нельзя назвать распространенными. Снятие сигнала в них происходит за счет регистрации отраженного от струны, или проходящего через нее, светового потока. Так или иначе, данный вид звукоснимателей не получил массового распространения в музыкальной индустрии.
Каждый из этих видов звукоснимателей хорош по-своему. Но не будем забывать, что звук зависит не только от установленных звукоснимателей, но и от самого инструмента. Поставив дорогие звукосниматели на бюджетную гитару, вы можете не почувствовать разницы. И наоборот – поставив на профессиональную гитару низкокачественные звукосниматели вы не сможете полностью оценить все прелести звучания такого инструмента. Не забывайте об этом.
Теперь мы знаем, какие бывают звукосниматели. А разбираться в вопросе «Как выбрать звукосниматель?» мы продолжим в следующих публикациях.