Факт: в каждой студии должен быть аудиоинтерфейс, микрофон, пара студийных мониторов, компьютер и программа для записи музыки. Речь о другом: чтобы давать результат, зачастую достаточно минимального набора оборудования. Не тратьте дни и недели на размышления, что ещё докупить в свою студию: не знаете, что ещё купить и зачем — выдохните и творите, вам ничего не нужно. Тем не менее, если «деньги жгут карман», а от желания купить что-нибудь нет спасения, то давайте поговорим, что не нужно покупать для студии звукозаписи.


Иногда музыканты зацикливаются на расширении своей студии звукозаписи. К рабочему сетапу постоянно добавляются какие-то новые устройства, аксессуары, инструменты, программы и прочие штуки. В 90% случаев люди не могут толком объяснить, зачем покупается очередная железка или софтина — Синдром приобретения оборудования даёт о себе знать в полной мере.

Нам часто кажется, что студии чего-то не хватает: вот куплю ещё одну приблуду и тогда заживу! Такие размышления — пустая трата времени. Вместо того, чтобы заниматься музыкой, вы просто фрустрируете, забиваете на музыку и мечтаете о том, что вам не нужно. Не оправдывайте свою творческую беспомощность, одной приблудой дело не ограничится — захочется что-то ещё. Всегда думайте дважды зачем вам тот или иной стафф и как он реально улучшит миксы.

Потребительские кассетные и катушечные магнитофоны

катушечный магнитофон, бесполезное студийное оборудование

Идея обзавестись лентой и винтажно украшать свои записи посещала каждого из нас. Несмотря на то, что купить подержанный магнитофон сегодня можно за копейки, все эти устройства не дадут желаемого результата. Потребительские магнитофоны в этом случае относятся к технике низкого качества, поэтому такие устройства технически не способны качественно состарить или утеплить сигнал.

Классические модели катушечников, созданные с прицелом на студийную запись, наоборот, дадут желаемый результат, но их цена обычно неподъёмна. В свою очередь домашние деки созданы исключительно для прослушивания музыки: они никогда не предназначались для студийной работы, а функция записи в них не более, чем приятное дополнение.

Советские, японские и американские магнитофоны станут отличным украшением студии, классным элементом декора. На этом их польза заканчивается, а деньги лучше потратить на плагин, эмулирующий работу ленты. Благо вариантов полно: Waves Kramer Tape, Slate Tape Machines, Klevgrand AudioThing Reels, DAW Cassette и DAW LP. Цена таких разработок несравнимо меньше, а качество эмуляции намного лучше.

Больше 16 каналов АЦ/ЦА

Вы работаете за огромной консолью? В вашей студии стоит с десяток рэковых стоек, под завязку забитых различными процессорами эффектов? Вы постоянно записываете оркестры или музыкальные коллективы с десятком участников?

Если на все вопросы вы ответили отрицательно, то непонятно, зачем вам одновременно записывать более 16 каналов. Да, количество каналов в современных аудиоинтерфейсах растёт с каждым годом, но это не означает, что нужно срочно бежать за картой с большим количеством входов. Так зачем вам столько каналов? Можете представить ситуацию, что в ближайшие пару месяцев или даже лет вас ждёт сессия записи, в которой будут задействованы все входы и выходы?

Для тех, кто часто записывается, важно не количество портов, а умение ими пользоваться. Записать качественный трек можно на минимальном наборе портов. Для тех, кто постоянно сводит музыку, важнее достаточный набор выходов, чтобы организовать правильный мониторинг. Конфигурации 16×16 хватит на все случаи жизни. Для подавляющего большинства даже этого будет много: вспомните, когда вы в последний раз одновременно использовали 3-4 канала?

Иногда лимиты полезны — ограниченные ресурсы подстегивают креативность. Наращивание каналов не должно быть самоцелью. Ваша задача в том, чтобы досконально знать имеющееся оборудование и выжимать из него максимум.

Брендовые акустические панели

акустическая звукопоглощающая панель, Бесполезное студийное оборудование

Брендовые акустические панели ничем не отличаются от точно таких же панелей неизвестных фирм. Посмотрите фотографии топовых студий звукозаписи — нигде нет брендовых поглотителей и басовых ловушек, только ровные ряды чёрной и серой звукопоглощающей массы.

Цель акустической звукопоглощающей панели в том, чтобы поглощать и минимизировать все столкновения частот, и исправить проблемное звучание помещения. Если панель справляется с этим, то её изготовитель не важен, а смысла переплачивать за известное имя нет.

При вдвое большей цене такое звукопоглощение не может предложить что-то такое, чего нет в обычных аксессуарах. В конце концов, сделать такую панель можно самостоятельно — по своим качествам она будет не хуже товаров известных компаний. Инструкций по самостоятельному изготовлению таких панелей предостаточно, одна даже лежит у нас на сайте.

Дорогая мебель

Дорогая студийная мебель и фурнитура для крепления и размещения рэкового оборудования и прочих девайсов выглядит, конечно, круто. Тем не менее проблема тут та же, что и с поглотителями звука — цена неоправданно высока, а преимуществ в сравнении с более дешёвыми аналогами нет.

Студийная мебель не может быть эффективной. Высокая стоимость фурнитуры не сделает треки лучше. Помните, что мебель должна быть удобной и крепкой, не более того.

Фурнитура удивит неискушенных и неопытных музыкантов: стильные дорогущие рэковые стойки, столы и полки производят отличный вау-эффект. Но для того, чтобы по-настоящему удивить музыкантов, вкладывать деньги нужно не в мебель, а в свои навыки и студийный стафф (плагины, процессоры). Качественно сведённый трек удивит покруче дорогой мебели: музыканты зальются благодарностью, расскажут своим друзьям и коллегам о вас — поток новых клиентов обеспечен.

Премиальные кабели (с золотом, платиной, бриллиантами, изумрудами)

премиальные аудиокабели, бесполезное студийное оборудование

Нет ничего более бестолкового, чем премиальные студийные кабели. Конечно, на аудиофильских форумах с этим утверждением не согласятся: дебаты о качестве и звучании золота и других драгоценных материалов не утихают ни на минуту.

Оставим споры всем заинтересованным. Реальность такова, что для улучшении звучания студии о кабелях нужно думать в последнюю очередь. Не переоценивайте важность кабелей: они должны быть достаточно качественными и надёжными, большего от них не требуется. Покупать что-то выходящее за рамки принятых базовых стандартов качества нет никакого смысла — пустая трата денег.

Если очень хочется повысить звучание своей студии, то улучшайте элементы в цепи прохождения сигнала. Купите новый аудиоинтерфейс, другие мониторы, преамп, компрессор — такие инвестиции, в отличие от премиальных кабелей, имеют смысл.

Внешние микшеры

внешний звуковой микшер, бесполезное студийное оборудование

Рекламные изображения и картинки по запросу «Студия звукозаписи» часто показывают нам, что в профессиональных и домашних студиях, помимо основной консоли или аудиоинтерфейса, присутствует дополнительный внешний микшер. Выглядит убедительно, но в реальности такой микшер бесполезен (даже если он аналоговый).

Нужно больше каналов с преампом? Купите предусилитель, подключите его через ADAT. Хотите увеличить число независимых мониторных миксов? Маршрутизируйте сигнал в DAW. К чему городить всю эту микшерную историю, опутывать студию проводами (конечно же, премиальными) и ломать голову над маршрутизацией, если все можно сделать более простыми и дешёвыми методами? Траты не имеют смысла.

Всё вышесказанное не касается качественных аналоговых суммирующих студийных микшеров, но это устройства другого уровня. К тому же многие западные продюсеры и звукорежиссеры активно спорят об их пользе. Ну и пусть спорят, вам оно ни к чему.

Огромные плазменные панели

стена дисплеев, бесполезное студийное оборудование

Каждый из нас хотя бы раз думал о том, как круто иметь дисплей, на котором поместятся все 400 дорожек очередного эпичного проекта. После таких размышлений в голове обычно появляется жгучая идея о покупке большого телевизора, который станет экраном студии. А лучше двух. Или трех.

А теперь задумайтесь: так ли нужен такой огромный дисплей в вашей студии? Если вы активно занимаетесь пост-продакшеном, параллельно работая с аудио и видео, то смысл в большом экране существует. Если же в студии вы только и делаете, что записываете и сводите музыку, то целесообразность покупки нулевая.

Не забывайте, что большой экран, висящий на стене, станет ещё одним источником проблемных отражений звуковых волн в студии. Чтобы устранить эту проблему и правильно оформить помещение, придётся завесить всю стену дисплеями, но кому оно нужно? Именно поэтому в профессиональных студиях пользуются небольшими дисплеями. Здесь как никогда справедливо правило: меньше — лучше.