Известный российский рэпер Денис «Карандаш» Григорьев выложил в своем Твиттере скриншот переписки с Noize MC. По словам Григорьева, музыканты обсуждали способы выхода из творческого тупика в процессе написания песен. По мере общения, Нойз поделился собственными методиками работы с текстом, которые помогают ему писать отличные песни.
Несмотря на то, что в переписке речь идет о рэпе, методики Ивана Алексеева (настоящее имя Noize MC — прим.ред.) подойдут при написании текстов в любых стилях музыки. Мы расшифровали сообщения Нойза с прикрепленного изображения и приводим отцензуренную версию его советов.
Когда я сочинял альбом «Царь горы» (пластинка вышла в 2016 году — прим.ред.), мне очень помог метод утренних страниц. Просыпаешься утром, завтракаешь, берешь три листа А4 и ручку, и садишься писать 6 страниц сознания. Писать обязательно от руки, девайсы не годятся. Пишешь всю ***** [чушь], которая приходит в голову: рефлексия, описание вида за окном, что снилось. Своего рода трансляция из головы. Это все не для формулировки мыслей — это такая клизма ментального кишечника.
В голове крутится куча навязчивых паттернов — некоторые могут стать классной идеей, но большинство просто засирают сознание. Когда их ловишь и перетаскиваешь на бумагу, то про них все становится понятно — или в топку, чтобы они больше тебя не парили, или формулируешь что-то прикольное.
Еще я пробовал метод сценарного написания текста. Сначала пишешь тезисы: что ты вообще хочешь в песне сказать. Можно представить, что ты собираешься рассказать, о чем эта песня, зачем она, что за телегу ты пытаешься токлнуть. Потом бьешь 16-тактовый куплет на 4 блока и четко формулируешь заранее: в первой четверке я говорю то-то и то-то, во второй — это и вот это и так далее. Такой метод очень дисциплинирует и лучше работает со сторителлингами, хотя и для текстов другого плана годится. Главное не сочинять то, что сочиняется, а придерживаться плана.
Ватокатание надо превращать в утренние страницы. Иногда я переслушиваю старые песни и вижу белые нитки: тут поленился, погнался за лишней рифмой, свернул не туда, тему недораскрыл. В итоге хит не получился, хотя потенциал у идеи был! Я не говорю, что нужно упрощать рифмы — сейчас технические нормативы выросли просто ****** [очень сильно]. Просто нужно вовремя давать себе ******* [пистонов] за лень.
Ну, и панчи-панчи-панчи! На атмосфере и общей идее нынче не уедешь. Надо чтобы в каждой четверке была какая-то яркая фигня! Если ее нет, значит ***** [в пекло] такую четверку целиком! Ни любви, ни тоски, ни жалости.
Я заметил, что у меня все муки творчества от того, что я ссу выбросить на помойку какую-нибудь нерабочую конструкцию: а вдруг пригодится? ***** [в топку] «неплохо», бро! Должно быть только «*******» [зашибись!]. Иначе ***** [зачем]?
Еще есть метод просто врубать микрофон и что-то напевать-накрикивать. Можно тарабарщину, бессвязные слова. Не фристайлить, а просто угорать. Так может получиться хук неожиданно ******** [отличный] и естественный, или мелодия неожиданная. Или флоу крутой. Кстати, заранее разработать флоу, а потом под него писать уже слова — это правильно, я так только недавно стал делать и угорел.
Первым делом надо поверить, что все получится. Просто убедить в этом себя. Это тоже такая смысловая линия для утренних страниц. В одиночестве потусить, поговорить с самим собой по душам — это ******* [отлично], что есть такая маза в жизни. Мы так-то бесконечно одиноки, но это не трагедия ***** [совсем]. Просто надо со своим сознанием найти общий язык и прекратить врать самому себе, ***** [делать] мозги, подменять понятия. Сочинил ***** [чушь] — ну признайся себе в этом! Не ***** [чушь] сомнений не вызывает, она крута и это очевидно.
А если просидел 2 часа и ничего не придумал, ну не пишется совсем — смело забивай. Иди погуляй, тренировку какую-нибудь сделай. Фильм посмотри, на который времени не хватало. Тряпку нельзя все время выжимать, надо ее класть в ведро периодически.