in ,

MIDI-гитара: история создания синтезаторных гитар

История MIDI-гитары

Как появилась и развивалась MIDI-гитара: от напольных гитарных синтезаторов до синтезаторных гитар и полноценных контроллеров.

MIDI-гитара, также известная как синтезаторная гитара, представляет собой инструмент, на который установлены специальные полифонические звукосниматели, передающие сигнал с каждой струны отдельно. Работа таких гитар основана на тех же принципах, что и все синтезаторы, но с одним лишь отличием — в качестве источника MIDI-событий используются струны. На большинстве подобных инструментов установлен блок управления, позволяющий регулировать баланс между гитарным и синтезаторным звуком, что позволяет при необходимости использовать MIDI-гитару в качестве обычной электрогитары.

На протяжении многих лет инженеры пытались создать все более надежную и продвинутую синтезаторную гитару, но большинство из них были обречены на провал. Еще до появления стандарта MIDI были сконструированы гитарные синтезаторы, ставшие в последствии надежным фундаментом для будущих технологически продвинутых электрогитар.

1976 — Synthezar

Среди первых упоминаний об инструментах данного вида можно найти информацию о неком «полифоническом гитарном синтезаторе», именуемом Synthezar. Над ним работали Стив Хоуи (гитарист группы Yes) и Уолтер Сир (бывший коллега Роберта Муга). Стоимость такого инструмента составляла $15 000, но продажи так и не начались.

1977 — Roland GR-500 и GS-500

В 1977 году Roland сделала один из первых уверенных шагов на пути эволюции синтезаторных гитар — вышел уникальный синтезатор Roland GR-500. Он имел пять секций синтеза звука: Guitar, Polyensemble, Bass, Melody, External Synthesizer. Каждую из них можно было использовать как отдельно, так и в самых разнообразных комбинациях. GR-500 использовал Чак Хаммер на записи композиции Дэвида Боуи «Ashes To Ashes».

Для того, чтобы синтезатор мог взаимодействовать с поступающим с электрогитары сигналом, был разработан специальный гексафонический звукосниматель (hexaphonic pickup). Как можно догадаться из названия, он был рассчитан на независимое взаимодействие с каждой из шести струн. Гексагонические звукосниматели не продавались отдельно, так что покупателям GR-500 для полноценной работы с синтезатором была необходима специальная гитара-контроллер GS-500, представлявшая собой модифицированный инструмент от Ibanez. Для соединения GR-500 и GS-500 использовался 24-контактный кабель диаметром с садовый шланг.

Помимо прочего, в данную систему можно было интегрировать напольный контроллер PC50 Preset Controller, позволяющий взаимодействовать с синтезатором прямо во время игры.

Roland-PC-50

1977 — ARP Avatar

В том же году выходит гитарный синтезатор ARP Avatar. По слухам, им пользовались такие именитые музыканты, как Джимми Пейдж (Led Zeppelin) и Пит Таунсенд (The Who). Для работы с данной системой применялся специальный звукосниматель, монтируемый в гитару. Однако, ARP Avatar так и не снискал признания среди музыкантов, в результате чего выпуск инструмента стал причиной финансового краха компании ARP, которая закрылась в 1981 году.

1978 — 360 Systems Spectre

Если Roland GR-500 и ARP Avatar являлись монофоническими синтезаторами, то 360 Systems Spectre стал первым полифоническим устройством в своей нише. Данной системой активно пользовался Ли Ритенаур. До выхода модели Spectre компания 360 Systems была достаточно маленьким предприятием, но выход синтезатора в корне изменил положение вещей.

360-Systems-Spectre

1979 — Roland GR-300

Спустя два года после выхода GR-500, Roland выпускают следующий синтезатор — GR-300. Новинка сразу же попадает в руки Энди Саммерса (The Police, The Animals), который находит ей самое активное применение в своем творчестве. В отличие от 500-й модели, GR-300 уже больше напоминала то, что сегодня мы называем MIDI-гитарой.

Roland улучшили отзывчивость и точность воспроизведения сигналов, поступающих от струн, а сам синтезатор располагался на полу. Более того, впервые был применен полифонический дисторшн, который позволял обрабатывать каждую струну, независимо друг от друга. Однако количество входов значительно поубавилось и их осталось только два.

1979-1980

В данный промежуток времени рынок наполняется большим количеством аналогичных MIDI-устройств: MCI/Steiner Synthacon, Korg X-911, A&F Engineering 1000A, Frogg Spectra-Sound, Musico Resynator, Polyfusion FF-1, Korg MS-03, Gentle Electric Model 101, 360 Systems Slavedriver, Ampeg Patch 2000 и т.д. Так или иначе, большая часть из этих устройств были лишь копиями устройств, которые выходили ранее.

1983 — Рождение MIDI

Появление технологии MIDI (Musical Instrument Digital Interface) имеет неоценимое значение для всей музыкальной индустрии, а новый протокол позволял соединить компьютер с другим оборудованием. Если бы не MIDI, то история развития музыкальных технологий вполне возможно пошла бы по иному пути.

1984 — Roland GR-700 и Roland G-707

Поняв все прелести нового формата MIDI, Roland решает не дожидаться выхода новых устройств конкурентов и выпускает напольный аналоговый синтезатор GR-700 с педалями, памятью на 64 тембра и разъемом MIDI OUT для подключения любых MIDI-устройств. Вместе с синтезатором на рынок выходит совместимый гитарный контроллер G-707.

Несовершенность системы не помешала Стиву Морсу (Dixie Dregs, Steve Morse Band, Deep Purple) во время музыкальных экспериментов активно использовать устройства Roland с похожей продукцией от Yamaha.

Спустя еще один год после выхода моделей GR-700 и G-707, Roland запустила в серию басовые аналоги — модели G-77B и G-33.

1985 — SynthAxe

В середине 1980-х на рынок выходит новый MIDI-контроллер, получивший название SynthAxe. Инструмент был спроектирован Биллом Эйткеном, Майклом Диксоном и Тони Шедивой, а в качестве инвестора выступил Ричард Брэнсон, основатель Virgin Group.

SynthAxe был выпущен весьма ограниченным тиражом (100 штук), в то время как стоимость одного экземпляра по тем временам составляла £10 000 ($13 000).

1986-1987 — Shadow SH-075

К середине 1980-х годов эффективность формата MIDI уже не вызывала сомнений у производителей музыкального оборудования. Пока Roland, Yamaha, Casio и другие компании активно трудились над развитием напольных синтезаторов, некоторые производители решили избрать альтернативный подход к интеграции MIDI в мир электрогитары.

Shadow SH-075 состоял из датчика и конвертера, напоминающего портативный кассовый аппарат. Система компании Shadow устанавливалась на гитару и позволяла полноценно взаимодействовать с практически любыми MIDI-инструментами. Стоит отметить, что Shadow SH-075 выпускается до сих, а спрос на систему остается на стабильно высоком уровне в среде профессиональных музыкантов.

1986-1990

В следующие четыре год начался настоящий бум выпуска MIDI-устройств. На рынок поступают десятки и сотни самых разнообразных моделей синтезаторов, звукоснимателей, контроллеров, семплеров и прочих девайсов. Так или иначе, большая часть из них мало чем отличалась друг от друга. Наибольшим интересом общественности пользовались такие модели, как Pitchrider 7000, K-Muse (позднее переименованный в Phi Tech), а также устройства от Roland — модели GM-70, GK-1 и GK-2.

1992 — Roland GR-1

На протяжении всей истории MIDI-гитар самым активным производителем являлась компания Roland. В 1992 году японская компания выпустила первый полностью цифровой гитарный синтезатор Roland GR-1. Система комбинировала MIDI-конвертер и звуковой модуль, а в качестве звукоснимателя выступал ранее выпущенный контроллер GK-2.

1992-2002

Идеи и разработки, заложенные в Roland GR-1 стали новым стандартом для производителей MIDI-гитар и прочих устройств данной категории. Общее развитие технологий также сказывается на индустрии, позволяя создавать все более совершенные инструменты, синтезаторы и контроллеры.

На MIDI-гитарах появляются возможности управления различными MIDI-каналами, высотой звука, программированием вибрато и подтяжек. Электрогитара компании Zeta Systems — Zeta Mirror 6 — производит мини-революцию на рынке за счет использования специальных датчиков в каждом ладу, моментально и безошибочно определявших высоту звука. Правда, высокая стоимость Zeta Mirror 6 не позволила инструменту стать популярным в среде музыкантов.

Примерно в это же время Roland внедряет в гитарный процессор VG-88 технологию моделирования звука COSM (Composite Object Sound Modeling), которая применяется в устройствах компании и по сей день. Суть технологии заключалась в физическом моделировании звука посредством электрогитары и специального процессора, что открывало практически безграничные возможности: COSM готова работа с любым корпусом гитары, типом звукоснимателя, а также с разными конфигурациями усилителей и положений датчиков и микрофонов.

Наши дни

В течение 2000-х годов создалось впечатление, что MIDI-контроллеры и MIDI-инструменты медленно отмирают. Несмотря на это, производители не собирались отказываться от своего наследия и активно работали над новыми устройствами.

В 2010-х годах началась новая фаза в истории MIDI-устройств: на рынке стали появляться миниатюрные контроллеры, беспроводные передатчики и конвертеры MIDI-сигнала, суперкомбайны «все-в-одном»,а не так давно мир узнал о MIDI-гитаре Expressiv Infinity и смарт-гитаре Sensus, что в очередной раз подтверждает, что впереди нас ждет еще много всего интересного.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
0 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии