Знаете ли вы, что такое B-Bender? Система B-Bender была придумана и спроектирована Джином Парсонсом и Клэренсом Уайтом из The Byrds для того, чтобы дать электрогитаре возможность звучать наподобие слайд-гитары или педал-стил инструмента.
B-Bender — это специальная система, устанавливаемая на старые Telecaster и/или Gibson Junior, которая, отчасти, заменяет привычный тремоло. Суть системы в том, что у гитариста появляется возможность изменять строй не всех струн, а какой-то конкретной. Обычно B-Bender связан со второй струной гитары, настроенной в Си. Отсюда и название B-Bender (Си-бендер, Си-клещи).
Система управляется не с помощью всем привычного рычага, а при помощи переднего (что ближе к грифу) стреплока, на который все также крепится гитарный ремень. Во время игры появляется возможность «дергать» гитару за гриф вверх или вниз и получать подтяжку на второй струне. Для тех, кто не понял, как это работает, вот видео:
При этом гитара с системой B-Bender приобретает интересный внешний вид. Задняя дека становится похожа на подобие средневековой системы канализационных тоннелей или чего-то подобного. Система, представленная широкой публике в 1965 году, получила распространение в узких кругах музыкантов, желающих придать своеобразное кантри-звучание своим гитарам.
Что интересно: многие музыканты никогда и не слышали о B-Bender. В наши дни есть целые сообщества отдельных граждан, занимающихся коллекционированием таких инструментов. В галерее вы можете ознакомиться с некоторыми представителями коллекции Самуэля Адена, который начал интересоваться такими инструментами давным-давно. На данный момент в его коллекции насчитывается более 40 инструментов, оснащенных B-Bender.
Реальные pedal-steel гитары — громоздкие и достаточно сложные в освоении. Парсонс и Уайт потратили множество времени, чтобы добиться простым путем звучания pedal-steel инструментов. Самуэль вспоминает: «Джин рассказывал мне, что они с Уайтом сидели в студии, пытались что-то записать одним дублем. Проблема была в том, что некоторые части их композиции подразумевали использование pedal-steel гитары, которой у них не было. В итоге они добились похожего саунда следующим образом: Джин стоял позади Клэренса, и опускал строй второй струны на его Telecaster в нужные моменты. Конечно, во время живых выступлений они так не делали, ведь Джин играл на ударных.
Спустя какое-то время Парсонса посетила мысль использовать оригинальный механизм от Fender, чтобы на живых выступлениях обойтись без ручного спуска струны. Он поделился этой идеей с Уайтом и, с его помощью, парни сделали устройство, которое окрестили „механизм pull-string“. Название B-Bender появилось позже».
Если посмотреть внимательно на то, как устроен B-Bender, то механизм выглядит, как система рычагов, которые плавно опускают высоту второй струны, вплоть до того, что она звучит на целый тон ниже. Работа механизма осуществляется за счет модифицированного стреплока, находящегося ближе к грифу. Стреплок устанавливается на край рычага, отвечающего за смену строя. Сам рычаг, через цепь из пружин и прочих элементов, соединяется с бриджем, что позволяет управлять силой натяжения струны прямо во время игры.
«Джин, фактически, взял механизм от pedal-steel гитары и прикрепил его болтами к нижней деке гитары Клэренса», — говорит Самуель — «Ему пришлось сделать специальную деревянную рамку для механизма, и закрыть ее оргстеклом, чтобы ничто не мешало работе системы во время выступлений. Таким образом, Telecaster Клэренса стал вдвое толще».
Парсонс пробовал создать похожую систему для изменения натяжения нескольких струн, но в итоге это начинание ушло в другое русло. Бросив эксперименты на какое-то время, Джин занялся доведением до ума дизайна оригинального B-Bender. Вскоре громоздкий прототип системы приобрел изящные формы, а толщина инструмента вернулась к своим изначальным значениям. Этого удалось добиться за счет крайне аккуратного встраивания рычагов в корпус самого инструмента. Сэмуель утверждает, что по просшествии многих лет, система B-Bender на некоторых инструментах отлично держит строй.
В общем и целом, идея была гениальной, но широкого применения в гитарных кругах не получила. Дело в том, что Джин Парсонс, в какой-то степени, сам вызвал дефицит B-Bender — с 1973 года он начал продавать права на установку своего изобретения только «избранным» гитарным мастерским. За исключением нескольких нишевых моделей Telecaster от самих Fender и модели Music City B-Bender Les Paul Special от Gibson, B-Bender гитары никогда не находились в массовом производстве.
Дошло до того, что когда Сэмуель Аден решил основать в шведском городке Умео гитарный музей, ему пришлось писать официальное письмо Джину Парсонсу с просьбой предоставить в коллекцию хотя бы один инструмент с системой B-Bender. Интерес Адена к такой гитаре был вызван большой любовью к творчеству The Byrds.
«Я помню, как слушал альбом „Untitled“ и думал, что Клэренс Уайт играет на pedal-steel гитаре — ноты странным образом то и дело „прыгали“ то вверх, то вниз. Уже позже я прочитал в каком-то журнал, что при записи альбома он использовал только свой Telecaster. Мне очень нравился звук гитары на „Untitled“, я потратил 14 лет на поиски подобного звучания, пока не набрался смелости связаться с Джином Парсонсом лично. Я отправил ему свой Telecaster и попросил установить на него B-Bender», — вспоминает Самуель — «Когда гитара вернулась с установленным B-Bender, пришлось переучивать свои пальцы, заново привыкать к игре на гитаре. Все стало иначе!». Аден говорит, что во время своего первого выступления с инструментом, оснащенным B-Bender, ему было тяжело играть, потому что пользоваться по уму системой он еще не умел.
Какое-то время спустя, Аден снова обратился к Парсонсу и попросил установить B-Bender на Les Paul Junior: «Я видел фото, на котором Джимми Пейдж играет на своем Les Paul Standard, с установленным B-Bender на нем. Поэтому я снова написал Парсонсу и попросил сделать LP Junior B-Bender. Парсонс тогда ответил, что никогда не делал этого раньше, но он попробует».
Аден говорит, что перед тем, как подумать об установке B-Bender, он купил Les Paul Junior 1955 года выпуска в одном из гитарных магазинов Швеции. Гитара была в плачевном состоянии, так что ему пришлось провести некоторые реставрационные работы, во время которых его и посетила мысль об установке B-Bender на инструмент. «Это единственный в мире Les Paul Junior с системой B-Bender», — хвастается Аден.
С этого самого момента началось формирование коллекции B-Bender инструментов в гитарном музее, который основал Самуель.