Разрушаем шесть популярных мифов о гитарах Gibson: используемые материалы, особенности датчиков и звучания и различия в модельном ряду.
Gibson — Святой Грааль гитарного звука для гитаристов, символ рок-н-ролла и инструмент, внешний вид которого знаком каждому. Гитарные форуму преисполнены тысячами постов о великолепии этого инструмента. Наличие Gibson Les Paul поднимает чувство собственной важности гитариста на сотни пунктов вверх, дает +100 к карме, харизме и прочим умениям.
Но как и другие малодоступные и популярные вещи, Gibson Les Paul оброс мифами и легендами, воспевающими «божественное» происхождение инструмента. Давайте посмотрим, насколько правдивы мифы о гитарах Gibson.
Миф 1. Gibson Les Paul Custom делают только в кастом-шопах
Парадоксально, но это заблуждение отчасти верно.
Гитары с приставкой Custom — разновидности оригинальных моделей инструментов, отличающихся техническими и конструкторскими решениями. Другими словами, Les Paul Custom — не более, чем разновидность оригинального Les Paul (это правило справедливо для всех моделей Gibson — Firebird, Explorer, Flying V, SG или Thunderbass).

В 1954 году компания выпустила дорогую модель Les Paul, отличающуюся другим цветовым оформлением, и с корпусом из красного дерева (не верьте тем, кто рассказывает о корпусе из клена, это не так). Гитара выделялась на фоне других выпускаемых инструментов того времени, но с точки зрения конструкции отличия от модели Les Paul Standard оставались минимальными.
С середины 1950-х годов модели с приставкой Custom производились на тех же мощностях и в тех же цехах, что и Studio, Standard и Traditional. Чтобы подчеркнуть элитность модели, в 2004 году Gibson открыла новое подразделение, получившее название Custom Shop. Элитность подчеркнуть удалось, хотя перенос производства на новые «рельсы» сказался не лучшим образом на конечной цене: рост стоимости оказался в районе 15-20%.
Миф 2. Копии Gibson Les Paul не могут звучать подобно оригинальным гитарам из-за использования других пород дерева
Частично правдивый миф, основанный на особенностях производства американских гитар в середине XX века.
Изначально производители электрогитар использовали красное дерево из Латинской Америки, которое также применялось в судостроении и производстве мебели. При этом главным материалом выступал вид Swietenia macrophylla или гондурасское махагони (или просто махагони).
Потребление махагони увеличивалось с каждым годом, что привлекло внимание Greenpeace, выступившего в защиту деревьев. Вмешательство «зеленых» сделало породу защищенной, а на территории Латинской и Северной Америки осталась только пара-тройка мест, где происходит заготовка Swietenia macrophylla.
Исчезновение мест заготовки махагони на территории двух Америк не стало проблемой, так как эти регионы не единственные, где произрастает красное дерево: гондурасское махагони выращивается и заготавливается на плантациях в Юго-Восточной Азии и Африки. Экспорт из Азии и Африки не испытывает никаких проблем — около 95% красного дерева закупается именно здесь.
Проблема в том, что «диванным знатокам» невдомек, что гондурасское махагони растет где-то еще, кроме Гондураса! В подтверждение доводов, спорщики приводят аргументы о запрете экспорта красного дерева в Гондурасе под предлогом защиты природы, что вызывает проблемы даже у Gibson, Fender и прочих гитарных производителей, а махагони из Азии и Африки просто по факту не может называться гондурасским.

Что касается отличий звучания оригинальных и современных инструментов, то здесь речь идет о простейших конструктивных особенностях производимых электрогитар. К примеру, японские и корейские производители отдают предпочтение ольхе (тоже красное дерево, только дешевле) и другим породам древесины при изготовлении инструментов.
Gibson тоже не всегда производит инструменты из гондурасского махагони. Среди электрогитар нэшвилльского производителя найдутся инструменты из ольхи, тополя, ореха, клена и других пород дерева. Конечно, такие инструменты будет тяжело найти в реальности, но изучение каталогов 30-40-летней давности подтвердит использование других материалов.
Миф 3. Инструменты Gibson делаются только из цельного куска дерева
Удивительное и популярное заблуждение интернет-гитаристов. По неизвестной причине, завсегдатаи гитарных форумов считают, что инструменты, сделанные из одного куска дерева отличаются низким качеством. Откуда взялись такие умозаключения — остается тайной.
В деревообработке принято распиливать большие куски дерева на небольшие части, а затем склеивать распиленные части для получения нужной формы и размера. По этой причине найти инструменты из одного куска дерева — сложно. Грифы гитар изготавливались из трех частей клена, корпуса производились по конструкции «бутерброд»: слой красного дерева, слой клена, еще слой красного дерева, еще слой клена. К примеру, Fender всегда делают инструменты как минимум из 2-3 кусков дерева.

Логично предположить, что производители электрогитар и деревообработчики не станут распиливать дерево на два куска забавы ради. Но для знатоков с интернет-форумов гитары из нескольких частей дерева остаются шлаком и низкопробным ширпотребом. Только цельный кусок дерева — только хардкор!
Миф 4. Высокая цена гитар Gibson обусловлена невероятным качеством инструментов и вообще это лучшие в мире гитары
Если обратиться к гитарным мастерам с вопросом о стоимости идентичного гитарам Gibson инструмента, то выяснится много интересных подробностей. Сложив цены на дерево, пластик, фурнитуру и электронику, и отняв стоимость работы мастера, получится сумма, равная 30 000 рублей по старому курсу. С учетом возросшего курса, цена возрастет до 50 000-60 000 рублей. При этом такие расчеты справедливы для штучных экземпляров, а не серийного производства инструментов.
Оригинальные гитары Gibson производятся в Нэшвилле, штат Массачусетс, США, где налоговые ставки, стоимость труда и стоимость бренда выше, чем в России. Прибавив к этому желание получить прибыль для дальнейшего изготовления гитар и налоги на доставку и ввоз в другие страны, не сложно догадаться, что стоимость серийных гитар Gibson из США выше, чем стоимость идентичных инструментов, сделанных у частного мастера в России.
Миф 5. Детали инструментов Gibson — лучшие по качеству
Расхожее заблуждение, вызванное высокими ценами на инструменты Gibson и влиянием других мифов о «богоподобности» инструментов американского производителя.
Объясняется двумя простыми вещами: слепой любовью к бренду и простейшим идиотизмом.
Миф 6. Только датчики Gibson могут давать теплый ламповый звук
Электроника — отдельная тема для разговора. В интернете встречаются удивительные рассказы о волшебных хамбакерах Gibson, буквально заставляющих гитару играть самостоятельно.
Когда в обсуждения всплывает этот миф, то речь идет о классических хамбакерах Gibson PAF, которые устанавливались на гитары Gibson с середины 1950-х годов. Сет Ловер, разрабатывавший электронику для Gibson, Fender и Seymour Duncan, рассказывал, что хамбакеры PAF мотались как попало и, что называется, «на глаз». Намотка делалась на все алниковские магниты подряд, а во время изготовления никто не разделял датчики на нековые и бриджевые — звукосниматели просто наматывались и ставились на электрогитары.

Такой подход привел к появлению различий в параметрах, характеристиках и звуке хамбакеров Gibson PAF. Встретить два идентичных датчика — сложно, и это справедливо для всех звукоснимателей Gibson, выпускавшихся до конца 1980-х годов.
Принято считать, что PAF наматывались на магниты Alnico II, но это верно только отчасти: в производстве иногда использовались магниты Alnico III, Alnico IV и Alnico V. Сопротивление Gibson PAF различается даже у двух одинаковых экземпляров датчика из-за той самой намотки «на глаз» — от 6,5 до 9-10 кОм. Получается такая «палка о двух концах»: одни Gibson PAF дадут теплый ламповый звук, другие — нет.
Ну вот и подтянулись любители американизма. Любой мастеровой инструмент намного лучше американского Gibson. Потому, что мастер трудится над ним долго и вкладывает свою душу. Мои инструменты звучали совсем по другому, чем оригинальные, сделанные несколькими людьми. А китайские с хорошими датчиками звучат не хуже американских. Если конечно они сделаны на хорошем производстве. А производства в Китае не хилые. При просмотре находишь инструмент, в описании которых показаны фото цехов и куча инструментов, стоЯщих аккуратно на стойках. Конечно китайцы экономят на фурнитуре, но колки и датчики меняются и можно спокойно играть на таких инструментах. Мой китайский Les Paul с китайскими Seymour Duncan звучит очень даже хорошо. Плотность и сустейн очень хорошие. Любой инструмент надо доводить до ума.
аффффтар! если ты стар,-значит глух и не слышишь УЖЕ разницы в звуке, но скорей молод и глуп, играешь лет 10-15… без выступлений , но со слюной… не брызгай слюной ,-выпей портвешка!…
Ольха краснеет после того, как подкорковые слои дерева попадают под действие кислорода. Так что можно, я думаю, условно назвать её (ольху) «красным деревом». И это не шутка. Но удельная плотность ольхи и махагони в частности, сильно различаются (ольха имеет меньше пор), поэтому проводимость звука различна. Как правило, из неё делают недорогие страты и суперстраты, судя по прайсам магазинов.
Поиграйте на History japan. Чумовая гитара и дороже чем Gibson.качество на высоте. Особенно хери теч вуд. Сборка и качество выше Gibson на порядок. Вот так.
Клен и тополь с ясенем — это тоже красное дерево, наверное)
Исправьте, позор ведь…
«примеру, японские и корейские производители отдают предпочтение ольхе (тоже красное дерево, только дешевле) » после этого перестал читать, автор вы дебил
как это типично для комментатора из пост-совка — бах и оскорбить сразу человека
да уж знаток гитарного дела. А все вокруг в мире дураки! Покупают необоснованно дорогой Гибсон, когда в России можно купить в разы дешевле штучные мастеровые супер гитары! Очнись! Гибсон такой дорогой, потому что музыканты слышат и чувствуют разницу между Гибсон и не Гибсон!!!
Самообман никто не отменял. Это самовнушение. Если вслепую сравнивать, вы не услышите разницу между американским Лес Полом и Китайским. Просто некоторые люди не любят людей другой национальности.
Легенда сложилась ! И не только от маркетологов. Скорее всего- это все же стремление к совершенству его поиск и отсутствие на рынке сколько -нибудь аналогичных по качеству изготовителей. Вот так и слепили легенду и нишу заняли. Одним словом МОЛОДЦЫ америкосы. А мы что в это время делали (имею ввиду СССР) ? Боролись за права негров (чтоб они были здоровы) и поддерживали всяческие национально- освободительные революции в мире, а по существу — террористические и уголовные бандформирования
Не скажите, господа, не скажите. Гитара действительно уникальна, вернее ее звук. Не забудьте, что очень важно, про медиатор, которым играете. Звук можно убить или возродить. Ну и руки… Что касается усилителя, придется многое перепробовать, гитара капризная, не во всяком усилке зазвучит.
У меня есть «лес пол». Что могу сказать… Гитара действительно очень и очень высокого качества, с разборчивым и тембрально богатым звуком, но стоимость ее завышена. Думаю, в мире полно гитар не хуже и по более демократичным ценам. Но если очень хочется — то о приобретении не пожалеешь. Сама играет? Отчасти… Когда инструмент нравится, играешь лучше. Но ничего суперграндиозного в ней нет. 90%звука — это руки. 5-гитара и еще 5- усилитель
Так о том и речь, что Les Paul — это просто гитара, которая волею маркетологов и общественного мнения превратилась в некую икону. Были бы руки и умение, а играть можно на любой гитаре :)
Егор, Вы наверно очень хотели приобрести гитару, а на Gibson денег не хватило?