Музыкальные хроники: 6 характерных элементов музыки 1980-х

Приёмы и элементы, характеризующие звучание ярких и насыщенных восьмидесятых.

Звучание 1980-х, особенности музыки 1980-х

Восьмидесятые давно прошли. И хотя звучание той эпохи давно ушло в историю, такие исполнители как Lorde, M83, The Weeknd и Bon Iver все равно создают музыку, пропитанную саундом 1980-х. Глядя на это, британский звукорежиссер Тим Данфи специально для блога мастеринг-платформы MasteringBox написал заметку, посвященную характерным элементам музыки того времени. По мнению Данфи, даже сегодня, спустя почти 40 лет, применявшиеся в 1980-х методики сведения и работы со звуком применимы для современных треков. Редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод заметки.


Тим Данфи

Восьмидесятые были яркими, а их звучание уникальным. Несмотря на то, что эта эпоха давно ушла, знание основных методов музыкального производства тех времен поможет вам сделать свои миксы лучше вне зависимости от стиля, в котором вы работаете. Учитывая, что все новое — это хорошо забытое старое, я решил рассмотреть, как именно создаётся винтажная звуковая палитра сегодня. Надеюсь, что мои наблюдения помогут кому-либо оживить и украсить собственную музыку.

Гейтированная реверберация

Звук 1980-х попросту невозможен без гейтированной реверберации. Эффект, обнаруженный совершенно случайно на одной из студийных сессий Питера Гэбриэла и Фила Коллинза, быстро стал настоящим стандартом в вопросе придания мощи барабанам при записи и сведении.

Несмотря на то, что приём в основном используется для придания объёма рабочему барабану, им можно обрабатывать всю установку. Для начала добавьте реверберацию на малый барабан: отправьте сигнал снейра на шину, где активируйте ревербератор, работающий в режиме Hall. Так как звучание 1980-х предполагает объемность, не стесняйтесь большого времени затухания сигнала, начав с отметки в 2-3 секунды.

Установите за ревербератором гейт. Активировав на нем сайдчейн, настройте быструю атаку и средний порог срабатывания. Ваша задача состоит в том, чтобы добиться максимально возможного естественного звучания барабана, несмотря на эффекты. Вслед за этим в качестве сайдчейн-сигнала направьте в гейт исходный сигнал снейра. Это приведёт к более раннему закрытию и открытию гейта. Ограничитель будет работать так быстро, что не даст появиться длинному хвосту реверберации, который может занять очень много места в миксе. Вместе с тем звучание рабочего барабана станет плотнее и мощнее.

Некоторые звукорежиссеры так же добавляют второй ревербератор вслед за первым, чтобы усилить эффект. Использовать гейт-реверберацию можно не только для создания налёта 1980-х, но и для уплотнения малого барабана. Несмотря на то, что приём достаточно универсален, он подходит далеко не всем стилям музыки. Тем не менее, если вы стремитесь к более плотному звучанию ударных, стоит попробовать обработать барабаны этим приёмом.

Насыщенная аранжировка

Звук 1980-х был полон пространства и объёма. Музыка, выпускавшаяся в 1960-1970, характеризовалась достаточно сухим и даже минималистичным звучанием. Чтобы подчеркнуть новизну звучания и выделить свое творчество на фоне предыдущих десятилетий, музыканты создавали масштабные аранжировки, насыщая их партиями различных синтезаторов и других инструментов.

Если вы стремитесь к саунду той эпохи, активно применяйте разнообразные пространственные и модуляционные эффекты: дилэй, хорус, эхо, реверберация, модуляция и т. д. Если в ваших треках присутствуют гитары, украшайте их ADT (Automatic Double-tracking — приём и эффект, дублирующий входной сигнал гитары и подмешивающий его на выходе к оригинальному сигналу для имитации звучания двух электрогитар одновременно — прим. пер.) и хорусом, экспериментируя с положением регулятора Wet/Dry.

В музыке 1980-х не бывает слишком много эффектов. Главное, чтобы они не портили общее качество микса.

Насыщайте инструменты дилэем и реверберацией, чтобы добиться максимально широкого звука, заполняющего все стереополе. Гитарные и клавишные звуковые ландшафты стали визитной карточкой 1980-х и эффектно выделили эту эпоху. Сегодня, спустя почти 40 лет, подобная методика работы снова популярна.

Расцвет синтезаторов

Yamaha DX7

Музыка 1980-х пришла вместе с технологиями 1980-х. Отличительной чертой того времени стала возросшая доступность синтезаторов, а также их высокая распространенность. К счастью, большая часть синтезаторов уже давно существует в виде плагинов и виртуальных инструментов, так что достичь схожего саунда в наши дни можно без каких-либо проблем.

Даже если вы не хотите, чтобы ваша музыка звучала как в 1980-е, технологии и методики студийной работы того времени могут помочь вам.

Технологические достижения привели к тому, что синтезаторы стало можно запрограммировать, чтобы они самостоятельно играли любые партии. Арпеджиаторы показали музыкантам, что с помощью технологий и нажатия всего пары клавиш можно создавать атмосферные партии баса и аккомпанемента. Практически каждый хит 1980-х построен на пульсирующей басовой линии (спасибо Kraftwerk) и простом арпеджио, обыгрывающим аккорды песни. Представьте, как были удивлены люди 1980-х, которые поняли, что для создания музыки не обязательно владеть инструментом, ведь синтезатор сделает все сам.

Драм-машины

Linn Drum LM-2

Вместе с синтезаторами в музыку пришли драм-машины. Такие производители как DMX, Linn и Roland дали каждому музыканту возможность запрограммировать абсолютно любую ритм-партию и воспроизвести её в желаемом темпе. Как и синтезаторы с встроенными арпеджиаторами, драм-машины позволили писать музыку, не умея играть на ударных.

Использование драм-машины не означает отсутствия таланта. Наоборот, эти инструменты помогли целому ряду музыкантов донести свое творчество до слушателей.

Электронные музыкальные инструменты полностью изменили привычный звуковой ландшафт. Согласитесь, заниматься музыкой дома трудно, но именно технологии помогают раскрыться больше, чем любой продюсер.

Не стоит недооценивать мощь сэмплов. Вам не нужно грабить банк, чтобы купить оригинальную Linn Drum LM1 или обзавестись Yamaha DX7 — достаточно скачать точную цифровую копию этих устройств. Только оригинальные звуки инструментов 1980-х обеспечат идентичное тому времени звучание.

Масштабный, но неидеальный вокал

Фил Коллинз

Продюсеры и звукорежиссеры 1980-х уделяли огромное внимание пост-продакшену, но отнюдь не так много, как в наши дни. Тем не менее каждый инструмент и каждая дорожка отличались мощью и объемностью, которая достигалась именно путем кропотливой работы с эффектами.

Практически повсеместно использовались ревербераторы Lexicon, полюбившиеся музыкантам благодаря отличной акустике и точной работе эффекта пластинчатого типа. Дополнительно активно применялся дилэй с короткими интервалами задержки, который создавал ощущение глубины и усиливал эффект присутствия. Комбинируя реверберации с увеличенными интервалами задержки, звукорежиссеры могли заполнить все доступное пространство микса только одной дорожкой.

Важную роль играло наслоение звуков и активное использование вокальных гармоний. Слои голоса, вокальный дабл-трек, множество приставучих вокальных линий были призваны обеспечить доминирование вокала в миксе. Наслоение вокала — такой же универсальный приём, который, как и гейт-реверберация, украшает любые, даже современные треки.

Говоря о звуке 1980-х, нужно помнить, что он был драматичным, грандиозным и, в каком-то смысле, классическим по своей природе. В те времена точная коррекция и автотюн были всего лишь идеей, поэтому вокалистам нужно было обладать отличными вокальными данными и выкладываться по максимуму. Да, в песнях иногда встречались не совсем точные ноты, но именно это придавало трекам шарма, делало их звучание живее. Помните об этом, когда будете писать вокал для следующего трека.

Компрессия на выходе

SSL-консоль

40 лет назад магнитофоны все ещё были популярны в студиях. Тем не менее теперь они работали не сами по себе, а были подключены к студийным консолям. Устройства наподобие SSL позволили обрабатывать эквалайзером и компрессоров каждый канал независимо, что сильно изменило подходы к сведению музыки.

Появление независимой эквализации и компрессии насытило музыку дополнительной энергией. Эквалайзер и компрессор, примененные на этапе мастеринга, делали треки значительно громче и динамичнее в сравнении с записями предыдущих десятилетий.

Использование компрессора на мастер-канале для достижения более динамичного результата было характерной чертой музыкальной индустрии 1980-х. Не стоит недооценивать этот приём и считать, что он устарел, ведь благодаря этому можно добиться плотного, мощного и громкого звучания всего трека без потери динамики.

Работая над следующим треком, попробуйте повесить на мастер-канал эмуляции SSL-консолей от Slate или Waves. Эти плагины могут делать волшебные вещи: убрать грязь, усилить динамику, добавить присутствия и украсить саунд налётом винтажа.

Exit mobile version