Хроники реверберации: 4 легендарных трека, созданных с помощью эхо-комнаты студии Abbey Road

Классика The Beatles и Pink Floyd, невозможная без характерного эффекта реверберации.

Хроники реверберации

В 2018 году Waves воссоздали в виде плагина консоль REDD, а затем эхо-комнату и сам эффект S.T.E.E.D в виде плагина Waves Abbey Road Chambers. В честь этого, а также в продолжении рассказов о реверберации, редакция SAMESOUND.RU рассказывает о 4 ярких примерах использования второй эхо-комнаты и эффекта S.T.E.E.D.


Треки 1960-1970 годов, сделанные на студии Abbey Road, отличаются особым эффектом реверберации. Характерное звучание реверберации на этих записях — заслуга эхо-комнаты второй студии Abbey Road.

В течение нескольких десятилетий знаменитая студия использовала три специальные эхо-комнаты для создания реверберации. Самой знаменитой из трех считается комната второй студии, звучащая на многих записях The Beatles и в треках ранних Pink Floyd.

Внутри эхо-комнаты второй студии Abbey Road

Эхо-комнату часто использовали в качестве компонента другого, более сложного эффекта — Abbey Road S.T.E.E.D. Этот эффект представляет собой фидбэк-петлю, в которой сигнал проходит путь от консоли REDD через ленточный дилэй BTR, фильтры RS106, RS127 и эхо-комнату, после чего возвращается обратно на консоль.

The Beatles — Paperback Writer

Классика The Beatles позволяет во всей красе услышать работу эхо-комнаты в рамках S.T.E.E.D-эффекта. Послушайте вокал на отметке 0:47 — интересное сочетание реверберации и дилэя создано с помощью той самой, необычной цепочки эффектов.

Помимо того, что S.T.E.E.D. удлинял хвосты реверберации, он создавал и другой эффект — делал сигнал особенно легким и воздушным, не убивая естественность его звучания. Столь характерный звук — это заслуга всей цепочки устройств в рамках S.T.E.E.D: пройдя через фильтры и попав в эхо-комнату, сигнал отражался от стен и насыщался естественной реверберацией, после чего возвращался назад тем же путем, что и пришел (через все фильтры и обработки). Добиться чего-то подобного только с помощью эхо-комнаты невозможно.

The Beatles — A Day In The Life

Один из самых знаменитых примеров использования эхо-комнаты в составе S.T.E.E.D. — это вокал Джона Леннона в «A Day In The Life». Работу S.T.E.E.D отлично слышно на концах строчек, которые поёт Джон Леннон, — обратите внимание на особый мерцающий эффект эха на концах фраз.

Фильтр RS106, участвующий в создании эффекта, посылает сигнал в эхо-комнату. Сам по себе RS106 — это пассивный эквалайзер, который может только подрезать, но не усиливать частоты. Устройство было создано в 1954 году специально для того, чтобы устранять реверберационный гул. Несмотря на это девайсу быстро нашли и другие варианты применения: к примеру, эффект «голоса в трубке» на вокале Джорджа Харрисона в песне «Puggies» с «White Album» создан с помощью RS106.

RS106 устроен таким образом, что исключает из сигнала все, что ниже 600 Гц и выше 10 кГц. Из-за этого в эхо-комнату попадают только средние частоты, что создает немного мутный, но очень приятный саунд.

Pink Floyd — Astronomy Domine

Весной 1967 The Beatles записывали на Abbey Road легендарного Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Band, который по глупой случайности получил негативную оценку от критика The New York Times. Параллельно этому на Abbey Road приехали тогда еще не имевшие легендарного статуса Pink Floyd. Молодые Флойды арендовали студию для записи дебютного альбома «The Piper At The Gates of Dawn» и привлекли к записи продюсера Нормана Смита, который записывал все пластинки The Beatles.

Одной из главных особенностей альбома Pink Floyd стал вокал Сида Барретта. Экстремальное лимитирование вместе с реверберацией и дилэем создало удивительный эффект, благодаря которому голос Барретта звучал очень атмосферно и размыто, но вместе с тем четко и сфокусированно.

Там, где Битлы полагались на естественное звучание эхо-комнаты, Pink Floyd совмещал натуральный звук комнаты с яркой реверберацией процессора Abbey Road EMT 140. При этом Флойды использовали эту связку не только в рамках одной песни, но и в рамках одной дорожки.

Несмотря на то, что документальных подтверждений тех времен практически нет, считается, что запоминающийся вокал в «Astronomy Domine» — это результат успешной комбинации эхо-комнаты с отдельным ревербератором.

Помимо вокала, связка этих компонентов временами использовалась и в инструментальных частях треков Pink Floyd. К примеру, во вступлении песни «Flaming» (с той же дебютной пластинки) сигналы всех инструментов прошли сначала через эхо-комнату, а затем были дополнительно обработаны реверберацией. Такой ход звукорежиссера сделал звучание инструментов ярким и сияющим.

The Beatles — Here Comes The Sun

Чаще всего эхо-комната знаменитой студии использовался на вокале. Тем не менее иногда помещение в составе S.T.E.E.D-эффекта использовалось для обработки других инструментов: тех же клавишных и фортепиано в битловских «Birthday» и «Lovely Rita».

Среди других ярких примеров обработки инструментов стоит выделить флейтоподобную партию в «Here Comes The Sun», сыгранную на синтезаторе Moog молодым Аланом Парсонсом. Парсонс заминал и рвал края пленки у ленточного дилэя, что при игре создавало мерцающий эффект. После того, как этот мерцающий сигнал попадал в эхо-комнату, звучание Moog дополнялось необычными постоянными колебаниями по высоте. Позднее подобная техника была использована Джеффом Эмериком для обработки пианино в «Lovely Rita».

Exit mobile version