Сведение и мастеринг на примере трека «Макс Корж — Малый повзрослел» [конспект лекции]

Звукорежиссёр и продюсер Сергей Комар показал проект популярного трека и рассказал, как над ним работал.

Сведение и мастеринг на примере трека Макс Корж — Малый повзрослел [конспект лекции]

Онлайн школа электронной музыки XSSR Academy в одном из роликов на своём YouTube-канале побеседовала со звукорежиссёром и продюсером Сергеем Комаром. В портфолио Комара — работа с такими исполнителями как Макс Корж и ЛСП, а также ответственность за звуковое оформление видеоигр компании Wargaming. В ходе интервью Сергей рассказал, как сводил композицию «Малый Повзрослел» Макса Коржа.

Для тех, кто не любит, не хочет или не может посмотреть оригинальный ролик, был создан конспект интервью. Соглашаться с методами работы Сергея или нет — личное дело каждого, но если с чем-то не согласны, то обязательно расскажите в комментариях, с чем именно и почему.

«Предпроверочные» вопросы:

  1. В чем отличие между сведением и мастерингом?
  2. На какие этапы можно разделить весь продакшн трека?
  3. Почему автоматизация должна быть отдельным этапом проекта?
  4. Чем отличается звукорежиссер-новичок от профессионала?

Что такое сведение и мастеринг?

Любой продакшн, как коммерческий, так и некоммерческий, можно условно разделить на пять этапов:

  1. Появление идеи, сочинение и написание музыки;
  2. Аранжировка композиции;
  3. Звукозапись (инструменты, вокал);
  4. Сведение;
  5. Мастеринг.

Первые три этапа — подготовительные, в рамках которых создаётся материал для последующей работы. На этапе сведения появляется окно для устранения большинства ошибок, случившихся на этапе записи или аранжировки.

Микс-инженер (тот, кто работает с треком) должен обладать глубокой экспертизой всех этапов, а особенно — сочинения, аранжировки и звукозаписи. Именно он займётся полировкой каждого звука, поэтому ему нужно разбираться во всех аспектах продакшена, чтобы взглянуть на трек под микроскопом и внести необходимые коррективы.

Мастеринг, в свою очередь, подразумевает полировку не каждого звука по отдельности, а всех сигналов одновременно. Цель мастеринга — подвести композицию под стандарты звука, принятые сегодня в музыкальной индустрии. Именно мастеринг придаёт треку в условном iTunes то же звучание, что и в программе для записи музыки, а также обогащает его общими жанровыми звуковыми элементами.

Сведение и мастеринг песни на примере композиции Макса Коржа «Малый повзрослел»

Углубимся в процедуру сведения и мастеринга, взяв за основу композицию Макса Коржа «Малый повзрослел».

Подготовка логики проекта и поиск отправной точки

Первое, чему нужно уделить внимание — логика сессии. Речь идёт о движении и расположении каждого сигнала в секвенсоре (DAW). По словам Сергея Комара, каждый проект индивидуален: в одном может быть всего несколько дорожек, в другом — десятки, в третьем — сотни. Самый масштабный проект за всю работу Комара состоял примерно из 500 дорожек.

За время работы над различными композициями Сергей выработал собственные методики, стандарты и подходы к устройству проекта. Благодаря этому он может открыть проект 10-летней давности и понять, где и что находится, разобраться в устройстве и практически моментально включиться в работу.

Проект песни Макса Коржа «Малый повзрослел» относительно небольшой, но это не означает, что во время работы нужно пренебрегать планированием логики сессии. Перед непосредственной обработкой звуков Комар организовал проект, расположил треки и дорожки, создал шины и посылы.

Сведение песни началось с самого громкого участка аранжировки. Именно отсюда будет «плясать» весь баланс трека. Брать в качестве отправной точки самый громкий момент — отличная идея: если бы работа началась с тихого куплета, то трек был бы так сильно раскачен по уровням и балансу, что в припеве бы не удалось ничего сделать.

Сергей говорит, что начинает работу только на «свежие» уши и всегда начинает с самого громкого места аранжировки. Первым делом обработка ведётся в области нижних частот, с которыми лучше работать на высокой громкости, чтобы всё расслышать.

Параллельно работе с низом Сергей ищет изюминку трека — какой-то звук, вокруг которого выстроятся другие сигналы и который станет самым необычным и интересным в аранжировке. Начало работы над треком ведётся в течение двух дней:

  1. День фундаментальной обработки. Черновая установка баланса и громкости до тех пор, пока не замылятся уши.
  2. День художественной обработки. Работа с эффектами, необычными методиками сведения, эквализации и компрессии.

Немного сведения

В первый день на этапе черновой обработки также происходит чистка звуков от всего лишнего. Например, бочка достаточно грубо обрабатывается эквалайзером:

Настройки эквалайзера для бочки

Частоту 60 Гц Комар поднял на 4 дБ (1), а затем глубоко вырезал диапазон в районе 500 Гц для устранения деревянного призвука (2). В верхней середине, ближе к 2 кГц были ослаблены посторонние призвуки в сигнале (3), а на отметке 5667 Гц создан подъём для добавления бочке щелчка. По словам Сергея, щелчок отлично слышен на концертном оборудовании — бочка обретает мощнейший панч.

Щелчок бочки by nearmusic

Вслед за эквализацией создаётся сайдчейн для баса и бочки:

Настройки сайдчейна для баса

Без эквализации и сайдчейна бочка звучит деревянно, а бас — слишком узко. Из-за этого ритм-секция теряет панч и драйв. Простые манипуляции эквалайзером и компрессором оживляют секцию так, что она раскачивает весь трек. По итогам получается что-то такое (с обработкой и без неё):

Бочка бас by nearmusic

Каждый сигнал в треке проходит через эквалайзер и компрессор. По итогам весь трек становится более сжатым и читаемым. Компрессия выравнивает сигнал через уменьшение разницы между громкими и тихими сигналами, трек выравнивается по звуку.

В работе над миксом Комар выбирает от трёх до семи инструментов, которые становятся основой песни — с ними идёт самая активная работа, в то время как остальные участники отходят на второй план.

После эквализации, панорамирования, компрессии и работы с тембрами начинается этап более тонкой, художественной обработки микса при помощи эффектов. Во время такой обработки к сигналам применяются эффекты (реверберация, дилэй и т.д.), нестандартные методики компрессии и эквализации. Например, при тонкой обработке происходит Mid/Side-эквализация — раздельная обработка эквалайзером моно- и стереосоставляющей сигнала.

После тонкой обработки начинается третий блок операций — автоматизация. Суть в том, что после обработки трек слишком статичен, ему не хватает динамики, он звучит не так интересно для слушателя. Чтобы композиция жила в динамике, в ней постоянно что-то менялось, нужна автоматизация.

В классической музыке компрессия применяется довольно слабо. Всё дело в так называемом «дыхании громкостей», которое естественным образом создаёт ощущение контраста. Музыка быстро меняется, становится то тихой, то громкой, то тусклой, то яркой. В современной музыке ситуация обстоит иначе: сильная компрессия выравнивает трек, поэтому создать то самое «дыхание» помогает автоматизация.

Автоматизировать можно всё, что угодно: работу эквалайзера, компрессора и реверберации, положение регуляторов громкости и панорамы и так далее. Например, в треке «Малый повзрослел» посредством автоматизации создан вау-эффект в дропе (подробнее о дропах — в материале о структуре аранжировки)

Автоматизация изменяет эквализацию высоких частот всех инструментов и треков кроме вокальной дорожки:

Рисунок автоматизации высоких частот всей музыкальной составляющей (оранжевая, жёлтая и красная линии)

Вот, как изменяется работа эквалайзера во время автоматизации:

Активация фильтра (оранжевая линия на рисунке автоматизации)
Активация фильтра (жёлтая линия на рисунке автоматизации)
Деактивация фильтра (красная линия на рисунке автоматизации)

Благодаря автоматизации удалось в короткий промежуток времени сильно изменить работу фильтра. Вот, что получилось в итоге:

Автоматизация верхних частот by nearmusic

Помимо изменения настроек фильтра в эквалайзере с помощью автоматизации изменяется интенсивность реверберации на вокальной дорожке. Перед самым началом дропа вокал звучит более сухо из-за уменьшения реверберации. Благодаря этому в дропе создаётся ощущение того, что фразы говорятся слушателю «в лицо».

Рисунок автоматизации реверберации

Вот, как применяется автоматизация к реверберации. Сначала звучит только эффект, затем — эффект с голосом, а после — эффект с голосом в контексте микса:

Автоматизация реверберации by nearmusic

Автоматизация проектов идёт по своей логике. Речь не о том, чтобы автоматизировать каждый отдельный проект, а о том, чтобы создавать автоматизацию исходя из контекста рабочего проекта. К примеру, некоторые музыканты (в основном, электронные) рисуют автоматизацию ещё на этапе производства (написания) трека, некоторые — делают её после сведения.

Комар также использует технику группировки каналов, которую он называет «Pre-Master». Суть в том, чтобы создать общие группы каналов для всех инструментов: барабанов, гитар, синтезаторов. При работе над «Малый позврослел» Комар обработал группу всех инструментов эквалайзером, чтобы посадить вокал в микс.

Эквализация группы всех инструментов микса

На таких группах можно применять как обычную, так и Mid/Side или сайдчейн-эквализацию.

По своему опыту Комар считает, что грань, которая отличает профессионала от новичка и любителя — в понимании момента, когда твои действия начинают портить микс. Сергей говорит, что знаком со многими звукорежиссерами, которые попадаются на том, что отключение эффектов в их проектах только улучшает микс.

Переход к мастерингу

Чистота микса и отсутствие лишнего важны при мастеринге, ведь именно в этот момент выявятся все ошибки предыдущих этапов работы над песней. Мастеринг-инженер работает после микс-инженера, который должен был создать практически готовый микс (в идеале), поэтому для него важен максимально тонкий слух. Именно он позволит услышать оставшиеся ошибки трека и поправить их.

Мастеринг-инженер — хирург, который должен сделать пациента (трек) здоровее при минимальной заметности шрамов.

Мастеринг проходит в семь этапов (в зависимости от проекта некоторые этапы могут быть пропущены):

  1. Эквализация.
  2. Компрессия.
  3. Эксайтинг. На этом этапе микс обрабатывается эксайтером (англ. Exciter — возбудитель) — процессором, используемым для фазовой манипуляции и гармонического синтеза высокочастотных сигналов через добавление небольших искажений (подробнее здесь).
  4. Расширение стереобазы.
  5. Реверберация на мастеринге.
  6. Максимизация звука (проработка финальной громкости).
  7. Дизеринг. Подмешивание в первичный цифровой сигнал псевдослучайного шума со специально подобранным спектром. Применяется для придания неточностей излишне точному цифровому звуку и уменьшения негативного эффекта квантования.

История про реальное оборудование

Напоследок Сергей рассказал историю, касающуюся покупки реальных устройств в студию и отказа от плагинов. В какой-то период жизни Комар понял, что упёрся в потолок возможностей сведения и мастеринга, а все проекты стали слишком похожими друг на друга и на работы других звукорежиссёров.

Чтобы добавить некоего шарма своим миксам, Сергей стал покупать реальное оборудование. Именно оно смогло привнести в проекты отличительные черты и сделать его работы более индивидуальными и уникальными по звучанию.

Ещё больше конспектов в telegram канале nearmusic

Exit mobile version