Ритм — это король: советы гитаристам от Эла Ди Меолы

Советы гитаристам от признанного короля фьюжн-гитары.

Советы гитаристам от Эла ди Меолы, Эл Ди Меола

Он — несравненный Король фьюжн-гитары. Не так много музыкантов владеют инструментом настолько виртуозно, как он, и из года в год доказывают любителям музыки, что главное в игре на гитаре — не скорость и зубодробительность запила, а чувства.

В 2015 году, накануне выхода альбома «Elysium», Эл Ди Меола рассказал о том, как вернулся к игре на электрогитаре, а также дал полезные советы гитаристам, которые помогут им звучать намного лучше. Редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод рассказа Ди Меолы.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Советы гитаристам: единственные 10 наставлений, которые нужны гитаристам

Советы гитаристам от Олы Инглунда


Изучай джаз как можно раньше

Моим первым учителем был Боб Асланиан, обладавший отличной техникой и в совершенстве знавший музыкальную теорию. Он был настолько свернут на джазе и всем новом, что позволял мне изучать все, что я хочу.

Нравилось мне это или нет, но мое обучение началось именно с премудростей джаза. Это частично сформировало меня как музыканта. Позднее, когда я стал старше, на меня большое влияние оказал Ларри Корьелл (джаз-фьюжн гитарист, считающийся крестным отцом жанра — прим. ред.), который играл на стыке джаза и рока. Мне кажется, Ларри был одним из первых, кто совместил элементы джаза и рока в студии. Позже мы стали хорошими друзьями.

Заимствуй ноты в музыке танго

Я всегда восхищался гитаристами, обладающими великолепной артикуляцией и чувством ритма — тем же Чиком Кориа. Но все же ключевым моментом, позволившим мне сделать настоящий скачок в своем развитии, стало знакомство с Астором Пьяццоллой (аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения значительно обогатили жанр танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки; родоначальник стиля, получившего название танго нуэво — прим. ред.).

Знакомство с ним вывело меня как композитора на совершенно новый уровень, а способность Пьяццолы наполнять музыку эмоциями оказала на меня огромное влияние. Я был удивлен, как в музыке Пьяццоллы главная роль отводилась не правильности или сложности, а сентиментальности и эмоциональности без ущерба интеллектуальности.

К моменту нашего знакомства я считал джаз и фьюжн слишком заумными, безэмоциональными. Общение с Пьяццоллой стало очень полезным, у меня появились мысли, как наполнить эти стили новыми настроениями и сделать их интереснее для слушателя.

Ритм — истинный Король

Меня всегда впечатляли перкуссия и ударные — эти инструменты можно считать моей первой любовью. В детстве я отстукивал по парте один ритм, а ногой по полу — второй. Я постоянно стучал и даже не обращал внимания на то, что происходит в классе. Пытаясь совместить это со своей игрой на гитаре, я развивал в себе чувство ритма.

Став старше я стал ходить по клубам, в которых по вечерам исполняли латинскую музыку, и впитывать их атмосферу. Я пёрся от сальсы и инструментов, использующихся в подобной музыке — ее ритмы попросту сводили меня с ума.

Я до сих пор повернут на ритме и считаю, что все держится именно на нем. Многие люди учатся музыке всю жизнь, отлично владеют гитарой или клавишами, но поразительно не замечают и не чувствуют ритма клаве или шейкера.

Ритм — это залог успеха. При игре нужно уметь отстукивать ритм ногой, причем делать это не только в такт музыке, но и против него. Если во время игры ломаных ритмов вы сбиваетесь, то у вас большие проблемы. Играя на гитаре важно синхронизировать действия всех частей своего тела. К тому же с помощью ритма можно невероятно разнообразить музыку, если не бояться экспериментов с ритмическим рисунком. Играя на слабые доли и синкопируя ритмы вы будете круто звучать, даже если партия построена на трех простых аккордах. Умение играть ритмически точно, интересно и разнообразно отличает хороших гитаристов от лучших.

Пользуйся мизинцем

В молодости самое большое, о чем я мечтал — это играть в Return To Forever (музыкальный коллектив, играющий в стиле джаз-фьюжн. Основателем коллектива является Чик Кориа, а в разные времена в нем участвовали такие музыканты, как Стэнли Кларк, Флора Пурим, Аирто Морейра и другие — прим. ред.). Эти парни не были просто очередной группой великолепных музыкантов, собирающихся поджемить вечером, они были высококлассными музыкантами и невероятными композиторами, делающими поистине клевую музыку.

Моя способность врубаться и читать музыку, развившаяся у меня во время обучения в Беркли, а также умение играть разные гаммы и аккорды дала свои плоды, я попал в Return To Forever. В те времена мир был переполнен рок-музыкантами — они отлично владели инструментом, но только в рамках своего стиля. Большая часть этих парней не могла или не играла гаммы, потому что они всю жизнь играли двумя-тремя пальцами. Гаммы были недоступны им, а их таланты ограничивались зажатием струн двумя пальцами для извлечения особо мощного аккорда или пентатоники. В общем, чтобы играть по-настоящему хорошо, вы должны бегать по грифу всеми пальцами, в особенности мизинцем.

Не забывай про эффекты

Я играю на Gibson Les Paul Custom на альбоме Elysium. Он напоминает слушателям о том саунде, что был у меня на ранних, особо успешных и интересных записях в 1970-е. Тем не менее пластинка изначально должна была звучать иначе, ведь я планировал записать акустический альбом.

Все изменилось, когда я пообщался с Шоном Хэйнсом, который был моим гитарным техником в 1980-х. Он собрал отличный педалборд и показал его мне, играя на Gibson Les Paul. Звучание меня настолько впечатлило, что я решил поиграть собственные наработки для альбома через построенную Шоном цепочку эффектов. Слушать как звучит моя музыка при использовании эффектов и Les Paul Custom было настоящим удовольствием, я будто нашел то, что я давно искал.

До недавнего времени я был противником педалбордов и цепочек эффектов. В начале карьеры у меня вообще не было педалборда, потому что я искренне считал, что использование эффектов приводит к потере естественности звука. Мой саунд был построен на сильной атаке и богатстве звука самого инструмента. Сегодня я пересмотрел свое отношение к педалям и эффектам, а также стал чаще брать в руки электрогитару — спасибо за это Шону.

Найди свой звук

Я очень долго не играл на своем Лес Поле. Как-то мне позвонили из Gibson и заявили, что хотят, чтобы я снова стал эндорсером их инструментов. Поначалу мое отношение к этому разговору было несерьезным, я ответил что-то в духе «Ага-ага, ну да, конечно», к тому же у меня уже были партнерские отношения с PRS, чей руководитель Пол Рид Смит — мой хороший друг. Gibson поняли мой скептический настрой и сказали, что не собираются предлагать мне какой-то контракт, а просто хотят, чтобы я вернулся к своему саунду. Эти слова крепко засели мне в голову, я задумался о том, так ли важен фирменный звук.

Во время моих раздумий произошла наша встреча с Шоном, где я поиграл на Лес Поле через его педалборд. Я начал сравнивать звучание гитар PRS и Gibson, и с каждым днем все больше убеждался, что Gibson Les Paul звучит более агрессивно, как раз так, как я звучал на ранних записях. В общем, я согласился с Gibson и снова играю на их гитарах, хотя PRS для меня все также дороги — это очень нежные гитары с невероятным сустейном.

Держись своих корней

Когда я разместил в Фейсбуке информацию о том, что на новом альбоме буду играть на Les Paul, то получил огромное количество отзывов. Люди ждали от меня чего-то, что напомнит им о моем раннем периоде творчества, о том саунде, благодаря которому я стал известен.

Так уж совпало, что мой альбом «Elysium», если верить отзывам поклонников, совмещает все лучшее из моего старого творчества с моим современным видением музыки. Так что не стоит отворачиваться от того, что уже сделано — надо всегда помнить о том, с чего ты начинал.

Exit mobile version