Еще раз про запись электрогитары или 6 простейших методик, позволяющих улучшить результаты записи, о которых многие почему-то не знают или забывают.
Собрались записывать электрогитару в первый раз? Или делаете это постоянно у себя дома? Никто не сомневается в ваших талантах и умениях, но… правильно ли вы записываете электрогитару? Давайте поговорим о 6 самых распространенных ошибках, которые допускают музыканты при записи электрогитары.
Запись электрогитары — это, пожалуй, самый прямолинейная и распространенная задача, с которой сталкиваются музыканты. Несмотря на кажущуюся простоту процесса — воткнул гитару в карту и вперед! — в звукозаписи гитары всегда есть возможность добиться более качественного звучания. Все, что необходимо сделать — это избегать нескольких «подводных камней» и отучить себя от парочки вредных привычек.
Использование более одного микрофона
Простейший и одновременно самый распространенный вариант записи электрогитары заключается в использовании некого усилителя и динамического микрофона (например, Shure SM57). Достаточно установить микрофон прямо напротив центра динамика усилителя и нажать кнопку REC. Такой подход к записи имеет право на жизнь, но далеко не всегда дает наилучшие итоговые результаты.
Гитарные усилители требуют индивидуального подхода, а это значит что потребуется свежая голова, прямые руки и чистые уши, чтобы найти оптимальное положение микрофона для записи. Не исключено, что установка микрофона на небольшом расстоянии перед динамиком вкупе с общими особенностями усилителя не дадут желаемого качественного звука.
К тому же, иногда хочется украсить звучание гитары при помощи реверберации, но встроенные в усилители эффекты могут не давать того, что необходимо саунду. Если акустические свойства помещения не имеют нареканий, то имеет смысл несколько расширить базу записываемого сигнала таким образом, чтобы в микрофон попадали естественные отзвуки самой комнаты. Естественная реверберация и эхо почти наверняка придадут саунду глубины и атмосферности, что будет звучать куда лучше сухого сигнала.
Попробуйте добавить второй микрофон (желательно, конденсаторный) для записи электрогитары через кабинет или усилитель. Установите его несколько дальше от источника звука (например, на 7-10 сантиметров) так, чтобы он «снимал» окружающее пространство и его «телодвижения». При этом записывайте сигналы с каждого микрофона в отдельную дорожку. Позднее это позволит «смешать» гитарный звук по собственному вкусу, да и в целом даст большую степень контроля за гитарным саундом.
Пример звучания гитары при использовании двух микрофонов. Сначала звук основного микрофона, затем микрофона комнаты, а после совместное звучание двух дорожек.
Смена расположения микрофонов
Звучание гитары, снятой микрофоном установленным максимально близко к динамику, и гитары, снятой микрофоном установленным максимально далеко от динамика, невероятно отличается. Фактически, влияние расположения микрофона на формирование гитарного звука ничем не ограничено: вариантов итогового саунда будет столько, сколько возможных расположений микрофона у вас имеется.
Логично начинать поиск подходящего звука с установки микрофона строго напротив динамика усилителя на максимально близком расстоянии — 1-2 сантиметра. Это даст яркий и чистый звук, но в то же самое время приведет к тому, что некоторые звуки будут выбиваться из общей канвы. Во время сведения потребуется тщательно поработать эквалайзером и компрессором, чтобы сгладить все перепады гитарного звучания и уложить дорожку в микс. Сдвиг микрофона ближе к краю динамика начнет сгущать звук, делать его более мутным и мрачным, но вместе с тем и сбалансированным. Такие гитарные дорожки почти наверняка потребуют меньшей обработки дополнительными инструментами.
Поиск гитарного саунда может запросто превратиться в кидание в крайности. Попробуйте найти какое-либо усредненное положение для микрофона, чтобы получить достаточно яркий и, одновременно, глубокий сбалансированный по частотам звук. Помимо этого можно «поиграться» с углом наклона микрофона. Совсем не обязательно направлять его под прямым углом: смена угла, под которым микрофон направлен на динамик усилителя, будет заметно сказываться на общем звучании гитары. При этом изменять угол наклона стоит не только по вертикали, но и по горизонтали.
Разница в звучании гитары между направлением микрофона строго в центр динамика и направлением ближе к краю
В зависимости от звучания самого инструмента, используемых звукоснимателей и настроек усилителя, а также положения микрофона гитарный саунд может стать значительно богаче и сбалансированнее по частотам по сравнению с самым простейшим и прямолинейным способом записи.
При этом не забывайте, что гитарист редко когда стоит прямо напротив динамика усилителя, а слышит гитару как бы «под углом». Вполне возможно что тот звук, который слышится гитаристу будет сильно отличаться от того звука, который был записан. Чтобы избежать подобного, попробуйте поймать угол и расположение ушей музыканта во время прослушивания гитары. Постарайтесь установить микрофон так, чтобы он повторял месторасположение музыканта, но не воспринимайте это буквально — не надо устанавливать микрофон на высоту в 1 метр 80 сантиметров под невероятным углом. Просто воссоздайте все это в миниатюре.
Небольшие эксперименты во время расположения микрофона помогут на деле оценить разницу в звуке, так что не бойтесь пробовать что-то новое. Если же гитара была записана напрямую через аудиоинтерфейс, то обработку звука можно сделать при помощи любого эмулятора гитарных усилителей и кабинетов. Практически все современные эмуляторы позволяют без каких-либо трудностей настраивать расположение виртуальных микрофонов — попробуйте «поиграться» с настройками в окне любимого плагина.
Индивидуальный подход
Начнем с того, что в мире есть несметное число гитарных усилителей. Некоторые оснащены всего одним динамиком, в то время как другие — двумя или четырьмя. Звук одних усилителей будет нравиться вам, звук других, наоборот, вызывать отторжение. Несмотря на это, не стоит зацикливаться на том, что вам нравится.
Конечно, для быстрых дублей и простых записей можно использовать привычный усилитель, который вы знаете вдоль и поперек. Но проблема заключается в том, что в большинстве случаев, как бы вам не казалось, любимого усилителя будет недостаточно. Здесь в полной мере работает правило «Лучшее — враг хорошего», а «Хорошее — не значит лучшее». В конце концов, также гадкий утенок в итоге оказался прекрасным лебедем. К чему я это веду? К тому, что каждая модель гитарного усилителя по-своему работает с гитарным сигналом, а каждая конкретная модель микрофона будет по-разному воспринимать источник звука.
Большее количество динамиков добавляют громкости и мощности, но в тот же самый момент времени сильнее искажают аудиосигнал, исходящий из них. Звук, снятый микрофоном на близком расстоянии, будет в корне отличаться от звука, снятого микрофона на большем удалении. Вполне возможно, что вам не потребуется огромное количество динамиков или ламповая голова, ведь будет достаточно добавить второй микрофон, который превратит гитарный звук именно в то, о чем вы и мечтали.
В общем, садясь за запись электрогитары, подумайте об оборудовании, которое будете использовать, а также поймите, какого звучания вы хотите добиться. Как насчет того, чтобы использовать небольшой транзисторный комбо-усилитель вместо целого стэка? Вполне возможно, что результат записи будет абсолютно одинаковым. Или может быть стоит посмотреть на огромные кабинеты 4х12 и снять каждый динамик в отдельности? Что будете делать с дополнительными эффектами? К примеру, стоит ли использовать классический усилитель Roland JC-120 с двумя 12-дюймовыми динамиками и встроенным стереохорусом, если отличного звучания от него можно добиться только при записи обеих динамиков?
Короче говоря, каждая песня и гитарная партия требует индивидуального подхода. Это значит, что каждому гитарному усилителю потребуется свой подход в расположении микрофонов и процессу записи.
Смешивайте!
Каждый гитарист пользуется гитарными эффектами. Иногда цепочка эффектов может достигать просто-таки вселенских масштабов. Конечно, в этом нет ничего зазорного, ведь музыкант таким образом получает именно тот звук, которого хочет сам и который любит публика. Но то, что хорошо для живых выступлений — губительно для процесса звукозаписи. Огромная цепь эффектов станет настоящей болью чуть ниже поясницы в тот момент, когда дело дойдет до записи. В конце концов, даже то, что хорошо звучит в репетиционной или контрольной комнате, может совершенно не «ложиться» в общий микс.
Можно сделать огромное количество дублей со всей цепочкой эффектов и быть недовольным звучанием. Точно также можно записать сотни дублей чистого гитарного звука, но даже наполовину не воссоздать программными средствами то, что «накручено» у гитариста. Поэтому не стоит идти самым быстрым и простым путем.
Выходом из казалось бы патовой ситуации станет разделение чистого и обработанного сигнала. Попробуйте воспользоваться Direct Out-выходом усилителя, если такой имеется, или же выполнить запись при помощи директ-бокса. Постарайтесь записать две параллельные дорожки электрогитары: в одной будет находиться чистый звук инструмента, а в другой уже обработанный. Это даст большую степень контроля за всем гитарным саундом, а также позволит в любое время вернуться к чистому необработанному сигналу без потери качества игры записанного дубля.
В общем, иметь «на руках» как исходный, так и обработанный сигнал и работать с ними параллельно — это хорошо. Вы всегда сможете приукрасить исходный звук гитары и смешать его с уже обработанным в тех пропорциях, которые будут идеальными для всего микса.
Правильный исходник
В продолжение предыдущего пункта о разделении обработанного и исходного сигнала, стоит поговорить о том, что и исходный сигнал гитары должен быть максимально правильным. Проблема в том, что гитара сама по себе выдает высокоомный небалансный сигнал, в котором могут отсутствовать необходимые частоты и обертона. И совершенно не важно, какого качества имеющийся у гитариста инструмент — такое положение вещей будет справедливо как для китайских NONAME инструментов, так и для самого дорогого Gibson.
Задача заключается в том, чтобы преобразовать имеющийся высокоомный небалансный сигнал в низкоомный балансный. Любой гитарный кабинет или усилитель занимается этим преобразованием по умолчанию, но что делать в тех случаях, когда гитара подключена напрямую к входу аудиоинтерфейса? Здесь на помощь спешит такое устройство, как DI-box (директ-бокс), который преобразует гитарный сигнал, а также минимизирует фоновые шумы, наводки электросети и разнообразные искажения.
Директ-бокс представляет собой небольшую коробочку, в которую подключается гитара при помощи обыкновенного джекового кабеля, а сам он соединяется с аудиоинтерфейсом при помощи XLR-кабеля. На рынке представлено огромное количество разнообразных моделей в разных ценовых категориях: есть более дорогие устройства фирмы Radial, а есть более дешевые, но ничем не уступающие, директ-боксы от Behringer. Для большинства задач с лихвой хватит Behringer DI400P, чья стоимость колеблется в районе 1500-2000 рублей, а разницы между ним и более дорогими директ-боксами Radial далеко не так очевидна.
Где будет реально слышна разница, так это в сравнении записанного сигнала напрямую через аудиоинтерфейс и записанного сигнала через директ-бокс.
Единственное, что нужно учесть — это наличие Hi-Z входа на аудиоинтерфейсе. Если ваша карта оснащена подобным входом, то DI-бокс вам не понадобится — Hi-Z сам по себе является высокоомным входом. Таким образом, никакого преобразования сигнала не потребуется. Наличие подобного входа стоит узнать в документации собственного устройства записи.
Не полагайтесь на пресеты
Многие гитарные треки в современной музыки записаны вообще без каких-либо заморочек с микрофонами и усилителями. В принципе, все, что требуется в наши дни — это наличие аудиоинтерфейса, гитары, DI-бокса и прямых рук. Все остальное смогут заменить гитарные эмуляторы по типу AmpliTube и Guitar Rig.
Любой уважающий себя эмулятор гитарного кабинета имеет многочисленные опции настройки гитарного саунда: выбор усилителей, размера и количества динамиков, расположения микрофонов и т.д. При этом, обязательным является наличие большого числа уже подготовленных пресетов, воссоздающих не только звучание отдельных групп в отдельных песнях, но и просто легендарные модели усилителей и кабинетов.
Для тех гитаристов, которые хорошо разбираются в гитарном звуке, «наруливание» собственного саунда не составит труда — знай себе, меняй компоненты, да крути ручки до правильных положений. Для тех же, кто не слишком силен в этом вопросе настоящим спасением, на первый взгляд, могут стать пресеты. Несмотря на это, я бы советовал стараться избегать использования пресетов. Как бы хорошо не звучал конкретный пресет, он не учитывает особенностей имеющейся гитары, то есть работает без учета выходного уровня, установленных звукоснимателей, а также потребностей записываемой песни. Наличие пресетов совершенно не означает того, что они дадут наилучший звук для шестиструнной подруги.
Поэтому начинайте понемногу разбираться в том, как формируется гитарный звук в процессе обработки. Только вы, а не разработчики пресета и гитарного эмулятора, знают, какой звук требуется вашей музыке. Как я уже говорил, то, что хорошо для живого исполнения — не есть хорошо для записи.
Вместо заключения
Запись электрогитары — это крайне простой и, одновременно, крайне сложный процесс. Помните об индивидуальном подходе, работе с микрофонами и различными усилителями, а также ищите именно тот звук, который лучше подходит конкретной композиции. Как видите, уделив небольшое внимание некоторым не совсем очевидным вещам, можно добиться более богатого, мощного, сильного и полноценного гитарного звука. В любом случае, результат оправдает себя.