Разбираемся в том, что такое диад-аккорды (или просто диады) в музыкальной теории и практике: понятие, особенности и примеры использования.
Если вы занимаетесь музыкой, то хотя бы раз в жизни встречались с таким понятием, как диады. В отечественном сегменте Интернета и доступной музыкальной литературе данное понятие используется довольно редко. Давайте проясним ситуацию и поймем, что такое диад-аккорды или диады.
Итак, диады (англ. dyad или doad) или диад-аккорды (англ. dyad-chords или doad-chords) — это набор из двух нот или определенных звуков, которые при объединении подразумевают некоторый аккорд. При этом, диады обычно состоят из двух каких-либо звуков, входящих в полноценный аккорд.
Для понимания, что такое диад-аккорды или диады, необходимо знать музыкальную теорию об интервалах между нотами. Говоря простым языком, диады — это не что иное, как интервал. В общем и целом, диад-аккорды или диады в натуральном (гармоническом) звукоряде строятся посредством применения обертонов — дополнительных тонов, придающих основному тону особый тембр или оттенок.
Допустим, у нас имеются две ноты — До и Ми. Мы знаем, что интервал между этими двумя звуками именуется терцией, которая в свою очередь является составляющей аккорда До-мажор (звуки До-Ми-Соль). Помимо того, что ноты До и Ми представляют собой терцию, они являются диадом. Диадом также может быть и пара звуков До-Соль и Ми-Соль, также входящих в аккорд До-мажор.
Самым распространенным примером использования таких двухнотных аккордов является применение идеального интервального соотношения 3:2, встречающегося практически во всей полифонической музыке. В диатоническом звукоряде (гамме) соотношение 3:2 — это соотношение между доминантой и тоникой, то есть в До-мажоре интервальное соотношение 3:2 будет квинтой До-Соль.
В натуральном звукоряде соотношение всех звуков отвечает ряду числовых соотношений, которые и образуют интервалы, так что соотношение 3:2 не единственное, которое подходит к применению диадов. Диадом может быть практически любой интервал, входящий в какой-либо аккорд. К примеру, если взять все тот же аккорд До-мажор, о котором мы говорили чуть ранее, то звуки До и Соль на октаву выше (имеется ввиду именно Соль на октаву выше) также будут представлять собой диад.
В общем, диадом может быть практически любой не диссонирующий интервал: терция, кварта, квинта, секста, септима, октава и т.д. Если звуки диада берутся одновременно, то они составляют гармонический интервал, а если последовательно, то мелодический, что нам известно из музыкальной теории.
Для простого обозначения двухнотных аккордов и было придумано понятие диад. По большому счету, когда вы берете два любых звука гармонично звучащих вместе, то вы используете диад. К примеру, даже распространенные гитарные пауэр-аккорды на квинтах являются диадами, да и такое понятие как дабл-стопы неразрывно связано с диадами.
Ярким примером диадов в гитарных риффах можно назвать рифф из композиции Dire Straits ‘Money for Nothing’, где все пары звуков играющихся одновременно являются диадами или диад-аккордами.
https://youtu.be/6D6cw8Ob2sk?t=1m52s
В следующий раз посмотрим несколько подробнее на то, что такое даблстопы и пауэр-аккорды, а также разберем их сходства и отличия диад-аккордов, даблстопов и пауэр-аккордов.