Как полюбить практические занятия и приучить к этому остальных

Как заниматься музыкой дома и относиться к процессу самообучения так, чтобы он был максимально эффективным, интересным и непринужденным.

Самостоятельные практические занятия музыкой: Как заниматься музыкой дома

Мэтт Ванакоро — известный музыкант и преподаватель. Американец успешно совмещает оба вида деятельности и за свою карьеру неоднократно выступал на одной сцене с Джорданом Рудессом (Dream Theater), Марком Вудом (Trans-Siberia Orchestra), клавишником Билли Джоэла Марком Риверой и другими именитыми музыкантами. Услышать игру Ванакоро можно во многих саундтреках к фильмам кинокомпании Lionsgate Studios, с которой Мэтта объединяют длительные партнерские отношения.

Специально для Ask.Audio музыкант поделился собственным мнением о том, как правильно построить процесс самостоятельного домашнего обучения, чтобы он был максимально эффективным и непринужденным. Редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод заметки.

Мэтт Ванакоро.

Живые выступления и джем-сессии с другими людьми всегда интереснее практический занятий. Тем не менее многие забывают, что заниматься музыкой дома, развивая навыки владения инструментом, — одно из важнейших слагаемых успешного музыканта.

Полюбить практику можно разными способами. Одни музыканты полагаются на собственную силу воли и заставляют себя брать инструмент в руки хотя бы на полчаса в день, другие — прибегают к помощи методик в духе «10 000 часов, чтобы стать мастером» или «Правило 21 дня». В общем, вариантов полно, но все они объединены общей идеей:

Если тебе нравится заниматься чем-то, то занимайся этим как можно чаще.

Ежедневная практика должна стать обязательным элементом жизни. Вне зависимости от того, как ты реализуешь себя в мире музыки, практика делает тебя лучше.

Разница между практикой и исполнением

Когда музыканты задумываются о том, как заниматься музыкой дома, то часто допускают распространенную ошибку: вместо того, чтобы тренироваться, они играют давно разученные песни, полагая, что это поможет им в развитии навыков игры. Проблема в том, что игра любимых песен повышает исключительно исполнительское мастерство музыканта, а не его навыки.

Практические занятия преследуют совершенно другую цель — развить технику игры, повысить уровень владения инструментом. Это также приведет к не очевидному результату: улучшению мышечной памяти, которая поможет в исполнении любой, даже незнакомой музыки. Пальцы будут автоматически понимать, что и как они должны сделать, чтобы звучать отлично.

Одно время я заигрывался композицией Genesis «Watcher of the Skies», готовясь к прог-рок концерту. Я играл клавишную партию целый день, получая от этого невероятный кайф. Тем не менее это не было практикой, в отличие от кропотливого разучивания первых 16 тактов этого трека, которые я никак не мог сыграть правильно, и разбора мелодической линии этой песни.

Как заниматься музыкой дома и полюбить это дело?

Представьте на минуту, что вы большой поклонник джаза вообще и Майлза Дэвиса в частности. Прежде чем изучать премудрости его композиции «Milestones», нужно изучить гаммы в дорийском ладу. При этом для развития мышечной памяти недостаточно запомнить только звуки и ступени гаммы — нужно разучить дорийский лад в разных тональностях, научиться играть его 8- и 16-ми нотами и освоить игру в разных позициях. Вместе с развитой мышечной памятью пресловутая «Milestones» покажется не такой мудреной.

Мы уже говорили, что игра любимых песен повышает исполнительское мастерство, но оттачивание техники игры приводит к тому же результату. Возьмите мелодию любимого трека, разберите ее на составляющие, перенесите в другие тональности. Практика невозможна без теории, поэтому играть под минус нужно только после того, как вы изучите все аспекты музыкального произведения.

Используйте время практических занятий с максимальной эффективностью. Чем быстрее будут освоены полезные приемы, тем скорее можно будет перейти к самому вкусному — живому исполнению песен.

Кому-то эти советы покажутся странными, но они работают — главное здесь увлечь себя и ученика процессом изучения, сделать его разносторонним и интересным. Освоение новых приемов и техник игры не только разовьет навыки, но и позволит применять изученные приемы в любом музыкальном произведении.

Достигай целей, а не трать время

Зачастую педагоги неправильно подходят к вопросу практики, утверждая что заниматься музыкой дома нужно ежедневно хотя бы по полчаса (когда-то я и сам так говорил). Практика должна основываться не на количестве потраченного времени, а на качестве результатов и достижении поставленных целей.

Самостоятельная домашняя практика должна быть простым и непринужденным занятием, а не обязательством высидеть час или два в обнимку с инструментом.

Родители часто рассказывают мне, что дети считают минуты до конца домашней работы: установка о занятиях в течение часа приводит к тому, что после второго исполнения гаммы или этюда ученик перестает думать об инструменте и мечтает поскорее пойти по своим делам. Просто задумайтесь, как быстро вам надоест играть одни и те же произведения и упражнения, особенно если вы их уже давно освоили — домашняя практика превратится в рутину на второй-третий день.

Люди отличаются друг от друга: у каждого из нас свой склад ума, отличающиеся способности усвоения информации, разный уровень развития навыков и моторики. Одним ученикам нужно два часа, чтобы выучить гамму, в то время как другие разучивают все за пару минут. Уравниловка в вопросе самообучения не нужна — она отбивает какое-либо желание заниматься, поэтому здесь важно знать своих учеников, их вкусы, способности и интересы.

Чтобы заниматься музыкой дома и любить это занятие, нужно правильно ставить себе задачи. Постановка задачи не должна выглядеть как «Поиграй этот этюд в течение пары часов». Чтобы добиться больших результатов и получить удовольствие от занятий, нужно смотреть на задачу как на пошаговое решение проблемы и всего, что ей сопутствует, поэтому задача должна звучать так: «Реши эту проблему и все, что с ней связано».

Вместо сухих нот произведения составьте список дел, которые должны быть решены при самостоятельной практике, но не требуйте выполнения всего в минимальные сроки — пусть решение будет постепенным и построенным не на нотах этюда, а на интересных примерах. Если вы не знаете какую-либо технику звукоизвлечения — выучите ее, если же сложность вызвана незнанием звукоряда — освойте его. В итоге это приведет к тому, что решение первоначальной и основной задачи станет намного проще.


ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ: Единственные 10 советов начинающим гитаристам, которые им нужны

Exit mobile version