Диджеинг уже давно зарекомендовал себя не только как креативное культурное направление, но и действенный способ построить карьеру. Издание DJ TechTools поговорило с известными диджеями, работающими в индустрии более 20 лет, чтобы выяснить, как именно меняется мышление человека в течение четверти века на сцене. Их рассказ будет интересен не только тем, кто решил посвятить свою жизнь диджеингу, но и тем, кто решил заняться другими видами музыки, звукорежиссурой и продюсированием. Специально для читателей SAMESOUND магазин музыкального оборудования ALL FOR DJ приводит адаптированный перевод материала.
Диджеинг — серьёзное занятие. Но какой путь проходит профессиональный диджей и музыкант, начавший свой путь с нуля и продержавшийся в индустрии более 20 лет? Мы поговорили с несколькими популярными и известными представителями электронной сцены, чтобы узнать, как именно менялись их взгляды на жизнь и карьеру в течение последних десятилетий.
Начало…
Мы гордимся тем, что некоторые наши читатели только начинают свой путь DJ. На этой стадии вы, вероятно, еще не рассматриваете диджеинг в качестве карьеры, но время все меняет довольно быстро, если вы правильно играете в эту игру. Adventure Club из Монреаля занимаются диджеингом уже больше достаточно давно, но участникам коллектива Кристиану Сригли и Лейтону Джеймсу не потребовалось много времени, чтобы начать привлекать внимание.
Случайный ремикс на трек «Crave You» от Flight Facilities подтолкнул их успех, и, вскоре, обучение диджеингу стало необходимым шагом для дуэта, чтобы нести свою музыку по всему миру. «Мы ни в коем случае не считаем себя профессионалами», — говорит Джеймс. — «Мы просто пробуем, постоянно учимся и адаптируемся. От изучения новых техник продакшена, изучения новых веяний микширования, до слежения за текущей музыкой и артистами, и трендами, — это определенно полноценная работа… Когда мы только пришли в диджеинг, мы пересматривали кучу видео и интервью. Мы все еще учимся и будем продолжать учиться».
Хотя Adventure Club видели собственный успех, подкрепленный подписанием на лейбле Spinnin и выступлением на фестивалях Ultra и Coachella, никто не рассчитывал на быстрый успех в диджейской карьере. Первое выступление дуэта, по словам Джеймса, прошло «за выпивку и возможность поспать на диване промоутера». Даже Лейдбэк Люк (англ. Laidback Luke), который стал одним из самых востребованных диджеев в мире, играл на своих первых халявных во всех отношениях вечеринках. Звучит не так круто, как хотелось бы, однако такие выступления связали его с местным сообществом, которое в итоге и зажгло его звезду. По словам Люка, налаживание связей в местной тусовке оказалось очень важным шагом для скромного начинающего диджея из Нидерландов.
Я понял, что налаживание связей — ключ к успеху.
Лэйдбэк Люк
В начале пути музыканту приходится многим жертвовать и принять с десяток сложных решений, одним из которых будет решение уйти с работы, чтобы с усердием заняться музыкой. Гарет Эмери занимался своей карьерой диджея несколько лет, прежде чем оказался на распутье в 2003 году. «Музыка пошла в гору, вечеринки накапливались, мне предложили тур по Австралии, но я не мог поехать — я уже использовал ежегодный отпуск на работе», — вспоминает он. — «Единственным способом поехать в тур стал уход с работы, поэтому я подумал: „Да и хрен с ним! Надо же когда-то совершить рывок!“».
…и вот вам уже пять
Те, кто достиг пятого года диджеинга, определённо выбрали этот путь надолго. «Сдаваться — не мой стиль», — говорит Сандро Сильва, чья карьера пошла на взлёт в середине 2010-х годов после подписания на лейблах Armada и Revealed. Всё тот же Эмери вспоминает, что в его карьере были и абсолютно тёмные времена, во время которых он был готов сдаться. В 2006 году у Гарета было всего одно выступление за три месяца, чудом организованное агентом. Неудачи вгоняли его в депрессию, недостаток новых треков усугублял положение, постоянно подталкивая к мысли завязать с музыкой.
Я задумался о поиске работы, захотел привести резюме в порядок, готовился покинуть музыкальную индустрию. Но однажды отец дал мне довольно жёсткий совет: «Если хочешь — уходи, но знай, что ты так и не показал всего, на что способен. Ты лентяй. Ты встаёшь в обед, сидишь всю ночь в социальных сетях вместо того, чтобы работать. Неудивительно, что ты не добиваешься успеха!». Я ненавидел его тогда за эти слова, но он был совершенно прав.
Гарет Эмери
В течение следующих шести месяцев Эмери полностью отдался работе, запустил подкаст, начал регулярно писать музыку. «К концу 2006 года вечеринки потихоньку начали накапливаться», — вспоминает он. — «Я почувствовал, что снова куда-то двигаюсь. Поэтому я продолжал в том же духе, ну а остальное уже история».
Конечно, с одной только настойчивостью не стать диджеем. По словам Джеймса из Adventure Club, самая сложная часть работы — оставаться на волне, пока вокруг появляются новые лица. Как вспоминает музыкант, в начале карьеры вокруг Adventure Club не было столько новых музыкантов, молодые артисты появлялись значительно реже. Сейчас же талантливых людей с новыми и свежими идеями стало значительно больше. По этой причине нужно всегда держать себя и своё творчество в актуальном состоянии.
Сегодня построить карьеру только на диджеинге невозможно — нужно уметь писать и выпускать музыку. Если в начале карьеры Сандро Сильва мечтал только показать свои треки хоть кому-то, то на пятый год он стал серьёзнее относиться к делу, подписал свою музыку на лейбле и выстроил менеджмент. Аналогичным образом поступил диджей BBC Дэнни Говард, который попал в команду менеджмента Пола Окенфолда и получил от того немало полезных советов о том, как гармонично существовать в музыкальной индустрии.
По словам Лэйдбэк Люка, предыдущему поколению музыкантов было достаточно просто быть диджеями, чтобы добиться успеха. Сегодня навыков диджеинга не хватит: нужно грамотно писать и продюсировать музыку, улавливать текущие тренды и задавать новые. «Хоть я и продюсер в душе, но писать музыку я стал задолго до того, как стал диджеем. Я обожаю это занятие. Сделать имя на мировой сцене можно только сочетая навыки композитора, диджея и продюсера», — делится Люк.
Десятилетие
Между пятью и десятью годами вполне могут проявиться негативные последствия работы, поэтому уход за здоровьем должен так же войти в привычку. «Звучит немного странно, но для того, чтобы покорить график современного диджея, надо быть в форме. Фастфуд и алкоголь здесь не помощники», — заключает Говард. Вместе с тем диджей отмечает, что упорство маньяка в спортзале и стремление к мышцам как у Ван Дамма здесь ни к чему, достаточно правильно питаться, высыпаться и заниматься спортом на свежем воздухе.
К концу первого десятилетнего марафона изматывающей работы и первых успехов появятся новые проблемы. Первые десять лет — период большого роста и изменений, сдвигов в сознании. Многие начинают задаваться вопросами о том, что делать:
- Двинуться в сторону более активной студийной работы, сократив количество концертов?
- Кардинально изменить стиль своей музыки?
По словам Лэйдбэк Люка, самым неожиданным для него стало осознание, что пора отойти от написания техно. Спустя десять лет после начала карьеры, Люк полностью сменил стиль и занялся другим направлением.
В 1999 году я был известен как диджей, выпускающий техно-треки на больших лейблах. Но уже тогда я зашёл в тупик. Я вышел из музыкальной семьи и окружения, я умею играть на гитаре и фортепиано, с детства пишу тексты для песен. Техно сделало меня беспомощным в музыкальном плане. Я решил, что либо я прекращаю писать, либо продолжаю, но в другом стиле. Так я стал делать электро-поп с плотными битами, вдохновившись Daft Punk. Позже я делал и другую музыку, пока не пришёл к EDM. Я никогда не искал лёгких денег, не ищу их и до сих пор.
Лэйдбэк Люк
К концу десятилетия в карьере возрастают шансы, что путь диджея перейдёт в другую плоскость: проекты станут больше, креативности меньше. Работа будет отнимать много личного времени, однако на этом временном отрезке очень важно найти баланс между работой и жизнью, чтобы добиться успеха и там, и там.
15-20-25
15 лет в музыкальном бизнесе — серьёзный срок. К этому моменту ты либо остаёшься в бизнесе, либо уходишь. Последнее происходит чаще: к этому моменту появляются другие сферы за пределами привычных представлений о производстве музыки и диджеинге. Кто-то начинает писать музыку для кино, другие экспериментируют с классикой, открывают собственные лейблы и букинг-агентства, с головой уходят в продюсирование.
Цели, которые диджей ставит перед собой в начале карьеры, кардинально меняются спустя 15 лет непрерывной работы. С годами многие переосмысливают свои желания: тот же Эмери говорит, что готов гастролировать ещё пять-семь лет, потому что его взгляды на жизнь изменились. «Я не хочу на пятом десятке лет скакать по сцене перед толпой 19-летних ребят. Гастроли — это тяжело, в какой-то момент ты понимаешь, что было бы неплохо стабильно спать восемь часов ночью и просыпаться на рассвете», — говорит он, смеясь.
Успех на этом этапе карьеры также приводит к огромным заработкам. Эмери говорит, что его доходов иногда слишком много. Вместе с тем расходов тоже хватает: по словам Гарета, около 60% заработка уходит на оплату агентов, менеджеров, перелётов, студийную работу и другие вещи, которые нужны, чтобы держаться на плаву. Из оставшихся 40% нужно отнять налоги, которые разнятся для каждого государства, но даже при таком раскладе прибыль диджея остаётся огромной. «Чтобы много зарабатывать, нужно много тратить. Это справедливо для любого бизнеса, танцевальная музыка здесь не исключение. У каждого успешного артиста, которого я знаю, за спиной стоит огромная команда персонала», — подытоживает Гарет.
Перемены наступают после 20 лет работы в индустрии. По словам Лэйдбэк Люка, он бы никогда не был счастлив, если бы работал с 9 до 18 по будням в офисе, поэтому разговоры и рассуждения о том, чтобы бросить музыку для него неприемлемы. «Музыка — моя страсть и моё призвание. Моя жена тоже диджей, у нас недавно родилась девочка, но музыка не мешает нашей семье. Я вполне себе семейный человек», — рассказывает голландец.
Чарльз Филгуд, чья диджейска карьера длилась 26 лет, говорит, что музыкальная индустрия представляет собой непрерывную бойню, однако в какой-то момент приходит понимание, что семья и обычная жизнь важны намного больше. Сейчас Филгуд тренирует бейсбольную команду и называет тренерскую работу своей новой страстью. Диджейская деятельность отошла на второй и третий план и интересует Чарльза всё меньше. Он даёт несколько небольших выступлений в месяц, но не ищёт чего-то более серьёзного. «Я всё ещё работаю за халявную вписку и выпивку», — говорит он со смехом.
Что в итоге?
Итак, какой же совет дадут эти умудрённые опытом люди молодым начинающим ребятам, которые хотят провести следующие пару десятилетий в игре? По мнению Эмери, новичкам нужно сфокусироваться на чём-то большем — всё остальное придёт само.
Я проводил уйму времени в свои ранние годы, ковыряясь с веб-сайтом и прочими подобными вещами. Я думал, что это реально важно, хотя с самого начала нужно было сфокусироваться на музыке. Когда я забил на сайт и по-настоящему занялся музыкой, то в скором времени смог нанять человека, который управлял сайтом за меня. Мне потребовалось десять лет, чтобы понять это.
Гарет Эмери
Как видите, за десятилетия карьеры меняется многое: окружающий мир, слушатели, сами музыканты и продюсеры, мышление и взгляды на вещи. Чтобы поддерживать устойчивую карьеру, нужно меняться в первую очередь самому.
А какие уроки за всё время своей жизни в музыке вы усвоили? Расскажите в комментариях!