Эмоциональное выгорание давно перестало быть чем-то эфемерным — Всемирная организация здравоохранения официально признаёт выгорание (англ. Burnout) болезнью. Состоянию эмоционального упадка, проявляющегося в виде нарастающего безразличия и негатива к окружающему, подвержены люди любых профессий, любого возраста, социального положения и уровня дохода. Источником болезни зачастую становятся сам человек и его отношение к тому, чем они занимается: взваливая на себя больше, чем можно сделать, и не уделяя должное внимание отдыху, люди перенапрягают свой организм изнутри и… выгорают.
Музыканты здесь не исключение. Постоянное желание делать больше положенного, работать активнее, отказываться от всего ради музыки часто приводит к тому, что музыка как будто надоедает. Интерес к ней стремительно угасает, желание творить что-то новое испаряется, уже придуманные идеи раздражают. Причины такого состояния — неправильный образ жизни и некорректное отношение к музыке в себе и себе в музыке. Из этой статьи вы узнаете о том, как избежать выгорания, если вы музыкант.
Продюсирование и написание музыки — всегда захватывающий опыт. Вместе с тем существует и обратная, утомительная сторона этого процесса: в большинстве случаев работа музыканта, композитора и продюсера представляет собой бесконечный цикл сочинения, аранжировки, записи и сведения. Музыка — бесконечный и довольно однообразный процесс, быстро приводящий к творческому, моральному и физическому выгоранию.
Чтобы избежать выгорания, нужно соблюдать баланс между всеми аспектами своей жизни. Здесь можно было бы удариться в рассуждения об эффективном тайм-менеджменте как способе успевать всё и быть довольным, но мы поговорим не совсем об этом.
Исполнители и музыканты часто произносят мотивационные мантры о важности творческого процесса, вдохновении и прочих подобных вещах. Общая проблема такой мотивации — в полном нивелировании важности сна и отдыха для музыканта. Все эти фразы типа «вдохновение не ждёт» и «на том свете высплюсь» в отношении музыки и творчества очень быстро приводят нас к внутреннему выгоранию. Мы загоняем себя в некомфортные условия, пишем уставшую и скучную музыку, и удивляемся, что упорный труд не приводит к ожидаемому успеху. Причина проблем — неправильное отношение к музыке в своей жизни.
График и отсутствие переработок
Мы уже говорили о том, как бороться с творческим застоем и доделывать казалось бы безнадёжные проекты. Застой и недоделки появляются не просто так — чаще всего их причиной служит неправильный подход к работе с музыкой. Хитрость в том, чтобы относиться к музыке как к работе с точке зрения времени. Чтобы не испытывать проблем с музыкой, составьте рабочий график. Речь, опять-таки, не о тайм-менеджменте с хитрыми получасовыми сессиями, а о дисциплине.
Пусть музыка существует для вас в графике 2/2 какое-то определённое время (восемь, пять или три часа). У такого подхода существует несколько плюсов. Во-первых, вы чётко разграничите работу и отдых. Какое бы огромное место музыка не занимала в вашей жизни, она не должна становиться самой жизнью. Отдыхайте от неё раз в несколько дней.
Во-вторых, наличие графика поможет лучше сосредоточиться на музыке. Представьте, что у вас три часа сегодня и завтра, за которые нужно выставить уровни в миксе, записать партию гитары, свести проект. Не успеете в этот срок, будете ждать ещё несколько дней. Так какой смысл отвлекаться на социальные сети, смотреть трейлеры на YouTube и терять «рабочее» время на прочую ерунду? Сели заниматься — занимайтесь, не отвлекаясь ни на что. Всё-таки серьёзное отношение к музыке в рамках выделенного времени никто не отменял.
Длительные запланированные перерывы
Многие люди забывают о том, насколько важно делать перерывы в работе, чтобы оставаться продуктивным. Выгорание возникает из-за того, что тело и мозг больше не могут жить в заданном ритме. Пытаясь пробиться через (пока что) непробиваемую стену, мы ломаем себя. Всё валится из рук, результата нет, но вместо того, чтобы отступить и набраться сил для преодоления нового барьера, мы расходуем остатки энергии на бесцельные попытки сделать хоть что-то.
Когда вы приближаетесь к выгоранию (или уже достигли его), один день отдыха не поможет — перерыв должен быть гораздо больше. Неделю или две. Для кого-то такой срок покажется нереальным, но вместе с тем он может стать отличным мотиватором. Перерывы полезны, если делать их стабильно, например, раз в два месяца. За время длительного отдыха можно составить список дел на следующие пару месяцев, а затем, когда придёт время перерыва, оценить масштабы проделанной работы.
У длительных пауз найдутся и другие плюсы для музыкантов. Ежедневное прослушивание музыки, сидение перед мониторами и использование наушников постепенно замыливает слух — пара недель отдыха для ушей не будет лишней. Вернувшись к музыке с отдохнувшим слухом вы услышите то, что раньше не замечали: где-то слишком много баса, где-то фальшивит вокал, а где-то и вовсе бочка не попадает в ритм. Раньше вам казалось, что всё в полном порядке в проектах, но вы просто не слышали как они звучат со «свежими» ушами.
Наконец, перерыв позволит заняться чём-то ещё. Творчество — рефлексия нашей жизни. Когда в ней ничего не происходит, создавать что-то новое и интересное каждый день не выйдет, как бы вы ни старались. Новые эмоции двигают творчество лучше рутинной ежедневной работы.
Общение с друзьями, родными и близкими
Один из лучших способов отдохнуть от музыки — общение с теми, кто с ней не связан. За поиском таких людей далеко ходить не нужно: речь идёт о родителях, братьях и сёстрах, девушках и жёнах, друзьях, племянниках и детях. Все эти люди любят вас не за то, что вы музыкант, а за то, что вы дорогой и интересный для них человек. Им интересно, что происходит в вашей жизни, они хотят делиться своими событиями с вами, общаться на отвлечённые темы и просто проводить с вами время.
Вашему племяннику наплевать на новый бит, над которым вы работаете. Ваша девушка даже не следит за тем, каких успехов вы добиваетесь в студии. Если вы думаете, что им всё равно, то вы ошибаетесь — близким людям нет дела до музыки, но им есть дело до вас. Для них общение с вами значит намного больше, чем все эти биты, тональности и плагины. Как бы сентиментально это не звучало, но при любом раскладе семья и близкие люди важнее музыки.
Для ваших близких музыка настолько же неинтересна, насколько важна для вас. Это совершенно нормально.
Общение с друзьями, родителями и другими важными для вас людьми — лучшая защита от творческого выгорания. Отвлекитесь от очередного трека, погуляйте с девушкой, позвоните маме, поезжайте к бабушке, поиграйте с детьми. Общение — это всегда новые эмоции, а новые эмоции — это новые идеи для вашего творчества. Не пренебрегайте этим.
Активность, не связанная с музыкой
Простой, но действенный метод — как можно чаще уделять время активностям, не связанным с музыкой. Просмотр фильмов, поход в музей, игра на свежем воздухе — креативность можно вызвать многими способами. Не зацикливайтесь на музыке, если хотите писать новые интересные треки как можно чаще. Пробуйте всё, что даёт новые эмоции и опыт (в разумных пределах).
Создайте список книг для чтения и прочитывайте хотя бы одну из них в течение недели-двух. Займитесь парашютным или каким-либо экстремальным спортом. Наконец, сходите в ресторан, в который хотели выбраться уже несколько лет. Веселитесь, развлекайтесь и отдыхайте любыми доступными вам способами, а затем возвращайтесь к музыке — новые идеи придут сами собой.
Физические нагрузки и правильное питание
Физическое состояние также играет важную роль в том, чтобы заниматься музыкой и не сталкиваться с выгоранием. Многим кажется, что жизнь музыканта и продюсера — прекрасный бесконечный круговорот тусовок, концертов, студий, бессонных ночей и разнообразных веществ. Звучит весело, но на деле такой образ жизни подрывает здоровье и приводит к негативным последствиям. Это не занудство: в вечеринках и веселье нет ничего плохого, если чередовать их с полезными занятиями.
Утренняя зарядка или походы в спортзал не только положительно скажется на физической форме, но и снимет напряжение от проведённого времени за экраном компьютера. Правильное питание помогают работать эффективнее: горсть ягод стимулирует мозг лучше бургеров, бекона или чипсов. Хороший кофе бодрит, но только в умеренных дозах: бесконтрольное потребление кофеина не делает нас эффективнее — с каждой новой дозой организм только теряет энергию.
Звучит скучно, но на деле физические упражнения и сбалансированное питание поддерживают организм в тонусе лучше всяких энергетиков и прочего допинга. Постоянная подпитка кофеином и таурином вкупе с сидячим образом жизни быстро изнашивает организм, что в итоге приводит к выгоранию.
Решение волнующих проблем
Моральное состояние также немаловажно для музыканта. Стрессы, неудачи и провалы, связанные с музыкальной карьерой, проблемы в семье или в личной жизни, сложности на обычной работе негативно сказываются на всём, что мы делаем в студии. Чем больше проблем, тем меньше наши успехи — мы сильнее фокусируемся на попытках стать лучше, исправить ошибки и добиться успеха, но такая зацикленность не приводит к желаемому результату.
Под грузом стресса и недавних сложностей мозг занят совершенно другими мыслями. Вместо генерации новых идей мы вновь и вновь переживаем недавние сложности, прокручиваем варианты выхода из проблемных ситуаций. В таком состоянии делать в студии нечего, ведь мы просто бесцельно тратим свои силы.
Не так давно мы делали ремонт в квартире. Процесс довольно сложный и всегда связанный со стрессом. Пока шли работы, я не мог сосредоточиться на музыке. Результаты были ужасными: либо я не делал ничего и бесцельно сидел за монитором, либо же выжимал из себя какие-то жалкие идеи, не получая удовольствия от происходящего. В какой-то момент я осознал, что нормальной работе мне мешает ремонт — даже сидя в студии я подсознательно думал о нём.
В итоге я решил не тратить время и силы, и не портить музыку. Я переключился на решение всех вопросов, связанных с ремонтом, чтобы закончить его как можно скорее, избавиться от источника давления на меня. Как только ремонт был закончен, стало значительно проще: голова работала яснее, волнующая проблема устранилась, а музыка снова стала в кайф.
В общем, возьмите перерыв и не возвращайтесь к музыке до тех пор, пока не разберётесь со всем, что беспокоит. Если для решения образовавшихся трудностей потребуется месяц, два или даже три, то так тому и быть. Не переживайте, что не написали не строчки за такой долгий срок — вы вряд ли придумаете что-то хорошее, когда голова занята совсем другими мыслями. Так проблема только усугубится: неудовлетворительный результат в студии будет только сильнее давить на вас морально. Решите проблемы, которые реально волнуют вас, и возвращайтесь в студию со свежим и ясным разумом. И тогда всё получится.