«Глебу нужно найти себя», — прокомментировал выступление своего оппонента на первом гитарном баттле GUITAR BATTLE в Санкт-Петербурге Сергей Табачников. Эту фразу можно отнести не только к Глебу Олейнику, с которым баттлился Табачников в тот вечер, но и ко всему проекту гитарных баттлов.
Появление такого формата было делом времени — успехи рэп-площадки Versus Battle показали интерес публики (и рекламодателей) к подобным соревнованиям талантливых исполнителей. Да и сама концепция прямого столкновения двух гитаристов лежала на поверхности — похожие мероприятия часто проводят зарубежом в клубах и на концертах местных групп и исполнителей. Беда в том, что в них участвуют в основном ноунеймы, которых никто не снимает и не записывает — хорошо, если народ заполнит площадку хотя бы наполовину.
Поэтому на этом фоне выглядит круто, что первый гитарный баттл на более-менее серьезной основе провели в России. Инструментальная и тем более гитарная музыка у нас далеко не в топе, именитых и хорошо пропиаренных гитаристов даже среди любителей музыки — по пальцам пересчитать, но первый гитарный баттл все равно состоялся и привлек внимание публики. В общем, можно респектовать Дмитрию Кузьмицкому, частной школе «Школа рока», компании D’Addario и питерскому клубу JAGGERCLUB за реализацию такого формата (а еще хорошую картинку и звук).
Что не круто — отсутствие собственного лица и индивидуальности (за это правда нельзя респектовать). Сравните Guitar Battle с любым выпуском Версуса: тот же дисклеймер, те же пафосные заставки и рекламный блок в начале, тот же опрос участников баттла с легким набросом негатива на соперника. Тот же формат битвы в три раунда, такое же представление судей, которых точно так же трое. Причем Евгений Ряховский из Animal ДжаZ по совместительству судит самую популярную баттл-площадку страны.
Кузьмицкий зачем-то отыгрывает Ресторатора на минималках, заменяя уже ушедшую в народ открывашку «Пошумим, бл***!» бестолковым «Покричим!» и совсем неуместным догоняющим «Это творчество, бл***!». Рэп-баттлы — такое же творчество (пусть и признанное далеко не всеми), поэтому претензия на какую-то серьезность и уникальность (мы тут творчеством заняты, а не ритмичной болтовней) выглядит как минимум странно. В общем, совпадений между этими эвентами найдется еще множество.
Несмотря на кальку с Версуса, стоит отметить, что выбор гитаристов для дебютного выпуска получился удачным. Первый гитарный баттл столкнул между собой Сергея Табачникова и Глеба Олейника: один известен в музыкальных кругах, другой — нет. Схема «Фаворит против андердога» в очередной раз сработала — наблюдать за тем, что Олейник может противопоставить более матерому Табачникову все-таки было интересно.
Кого будут звать в дальнейшем и смогут ли организаторы правильным выбором участников повысить смотрибельность баттлов — большой вопрос. Гитаристы бывают разные: одни мастерски поливают нотами и импровизируют, но на них скучно смотреть, другие — привлекают к себе все внимание публики, хотя не делают ничего особенного. Грамотный выбор гитаристов точно сыграет на руку зрелищности: раз уж решили копировать Версус, то не ограничивайтесь безымянными барабанщиком и басистом, которые подыгрывают гитаристам. Каждый баттл-рэпер готовится к своему выступлению и уверенно работает на публику — без элемента шоу и ярких персонажей в кадре никто не стал бы смотреть словесные баталии двух человек.
Чтобы привлечь внимание нужны имена и личности, но будет грустно, если в погоне за просмотрами гитарный баттл превратится в площадку, где известные лица меряются изгибами своего вибрато. Если каждый выпуск будет противопоставлять хорошо знакомому гитаристу талантливого и яркого ноунейма, способного тягаться на равных или и вовсе уделать «мэтра» (привет, Олейник!), то это будет прекрасно. Отечественному музыкальному миру нужны новые имена. Их будет непросто найти, но оно явно того стоит.
Несмотря на неплохие показатели первого выпуска (на момент написания заметки — почти 200 000 просмотров), дальнейший успех шоу, на мой взгляд, напрямую зависит от оригинальности. Чем меньше это будет похоже на Версус с гитарами, тем лучше. Не надо во всем копировать Ресторатора и его площадку. У вас есть крутая идея, есть техническое оснащение и спонсоры. Найдите себя, придумайте свои фишки, свою лаконичную и запоминающуюся «Пошумим, бл***!». А просмотры подтянутся сами собой.
В любом случае, круто, что это случилось.