Вокальные миксы: 5 примеров отличного сведения вокала по мнению iZotope

Сведение вокала как искусство.

вокальные миксы, сведение вокала примеры

Качественные вокальные миксы — это результат кропотливой работы всех участников записи. Очень сложно сказать, что отличает хороший вокальный микс. На результат здесь работает множество факторов: выбор и позиционирование микрофона, использование эффектов, взаимодействие музыкантов и вокалиста и т.д.

Одно можно сказать точно: вы сразу узнаете отличный вокальный микс, даже если не понимаете, как звукорежиссеры и музыканты добились такого результата. Сотрудники iZotope продолжают делиться песнями, у миксов которых есть чему поучиться. Специалисты компании предложили пять треков с отличными вокальными миксами и объяснили, почему звучание и обработка вокала в этих композициях заслуживает особого внимания.

PJ Morton — How Deep Is Your Love (кавер на Bee Gees)

Жанр: R&B/соул

Рассказывает Мэтт Хайнс, сотрудник iZotope:

Концертный альбом Пи Джея Мортона «Gumbo» — волшебная работа. Отличные музыканты и их потрясающая игра заставляют разбирать эту запись на составляющие в попытках найти тот секретный ингредиент, который делает ее такой особенной.

Но одно дело слушать, а совсем другое — смотреть на происходящее в студии. Выступление было заснято на видео, посмотрев которое моментально понимаешь, что успех этой записи стал результатом великолепной игры музыкантов и профессиональной работы звукорежиссеров во время подготовки к записи.

«Gumbo» — наглядное пособие о том, как записывать группу живьем в студии. Самое сложное при такой записи — правильно расположить микрофоны в помещении с большим количеством вокалистов. В выступлении участвовали два основных вокалиста, два бэк-вокалиста и подпевающая публика в студии — всех отлично слышно, у каждого участника свое, точно подобранное место. Музыканты стоят полукругом позади вокалистов — очень мудрое решение для минимизации любых проникновений и смешений сигналов от разных источников в одном помещении.

Для основного вокала используется микрофон Neumann KMS 105, славящийся высокой степенью изоляции без потерь для сочности и теплоты передачи голоса. Эта модель отлично подходит для вокалистов, которые активно двигаются во время пения. При этом в студии звукорежиссеры используют два KMS 105, между которыми Пи Джей Мортона постоянно передвигается: один установлен у родес-пиано, второй — у рояля. Оба микрофона, несмотря на разное местоположение в пространстве, воспроизводят вокал одинаково.

The Frightnrs — Nothing More To Say

Жанр: регги
Продюсер: Виктор Аксельрод
Сведение: Виктор Аксельрод
Мастеринг: Golden Mastering

Рассказывает Джек Таррикон, специалист по обеспечению качества:

Мне кажется, что отличным примером грамотного продакшена вокала является песня The Frightnrs «Nothing More To Say» с одноименного альбома 2016 года. Продюсеры Daptone Records (студия, где записывался альбом — прим.ред.) — настоящие мастера соула, регги, блюза и прочих родственных жанров. Звучание группы на этом альбоме очень аутентичное и не последнюю роль в такой звуковой картине играет отличная работа с вокалом. Вместо привычной ясности, вокал здесь звучит грязно, но именно это придает красок песне.

Голос Дэна Кляйна обработан компрессором с длительным временем задержки, что создает ощущение, будто вокал растворяется на заднем плане в конце каждой строчки текста. Дополнительного интереса голосу придают всплески дилэя, появляющиеся в те моменты, когда вокал уходит выше. Не уступает основному и бэк-вокал, создающий эдакую классическую картину звука благодаря грамотной работе с гармониями.

Я встречался с Аксельродом (продюсер и звукорежиссер записи — прим.ред.) и спросил его, как он работал с вокалом на этом альбоме. Виктор сказал, что вся хитрость заключается в «случайной комбинации разных типов spring-реверберации и ленточного дилэя».

Blondie — Fun

Жанр: нью-вейв, поп-рок
Продюсер: Джон Конглтон
Сведение: Рич Кости
Мастеринг: Грег Калби

Рассказывает Удайан Синха, специалист по маркетингу:

«Fun» — одна из моих самых любимых песен. Джон Конглтон удачно совместил классическое звучание Blondie с современным вокальным миксом, который мы привыкли слышать у многих альтернативных рок-групп.

По мере развития песни, вокал звучит все более интересно и неожиданно, прекрасно сосуществуя с возрастающим уровнем динамики и напряжения музыки. Конглтон ловко использует разные виды реверберации: в более интимных и нежных куплетах звукорежиссер использует реверберацию с быстрым временем затухания, в припевах же применяется смесь из долгого ревера и дублирующих вокальных гармоний. На фоне фанковой гитары и прямолинейной драм-машины, которые бьют слушателя прямо в лицо, такой разнообразный вокал балансирует песню и придает ей энергии.

Lorde — Homemade Dynamite

Жанр: поп
Продюсер: Фрэнк Дюкс, Лорд
Сведение: Джон Хейнс
Мастеринг: Ренди Меррилл

Рассказывает Рейчел Аликс, специалист поддержки клиентов:

Благодаря работе с вокалом, песня «Homemade Dynamite» стала одной из моих самых любимых композиций с последнего альбома Лорд «Melodrama». За счёт грамотного использования пространства и работы с динамикой, голос Лорд очень точно передает эмоции композиции и выделяет различные части трека.

В куплете голос звучит одиноко, в пре-хорусах становится теплее, и, наконец, в припевах по-настоящему взрывается, дополняемый бэк-вокалом в октаву. Затем все возвращается назад и повторяется снова, создавая ощущение плавания по волнам. При этом, несмотря на такой контраст, голос всегда звучит нежно и тепло.

На мой взгляд, внимание Лорд к деталям сказывается на том, как звукорежиссеры подходят к работе с вокалом, и именно это делает девушку одной из ярчайших вокалисток десятилетия.

Michael Jackson — Billie Jean

Жанр: поп
Продюсер: Куинси Джонс
Сведение: Брюс Суидиен

Рассказывает Юрген Виртц, специалист по продажам продукта:

Микс Billie Jean — яркий пример того, как превратить отличное вокальное исполнение во что-то большее. Голос Майкла обладает одной удивительной особенностью: несмотря на то, что в большинстве своем он живет в среднем диапазоне частот, вокал Джексона звучит чисто, ясно и без каких-либо намеков на агрессию при прослушивании на любой аудиосистеме.

Брюс Суидиен, сводивший запись, при работе над вокальным миксом активно полагался на эквалайзер и звуковые эффекты. С их помощью звукорежиссер смог добавить вокалу больше красок, сделав его полноценным инструментом в музыке.

Так, например, Джексон часто начинал петь строчки песен с характерных узнаваемых придыханий. Каждый такой момент в «Billie Jean» Суидиен обработал с помощью стереоэхо, что сделало придыхания не только живее и объемнее, но и продемонстрировало широту звуковой картины вокала. Высокие частоты вокала были дополнительно усилены, что как бы возвысило голос над остальным миксом. Буст высоких частот также привел к интересному ритмическому эффекту, в которым согласные и гласные звуки превратились в своего рода перкуссионный инструмент.

Помимо этого, Суидиен мастерски применил реверберацию. Длинные хвосты эффекта добавляют всей звуковой картине глубины и объемности, а также расставляют необходимые шипящие акценты в куплетах.

По мере развития песни, основной вокал все сильнее подкрепляется вокальными гармониями. Бэк-вокал постепенно обволакивает основную вокальную партию, при этом такой эффект достигается без каких-либо дополнительных обработок. Послушайте, как Суидиен записал и свел этот момент — это настоящее искусство! Запись велась в стерео таким образом, чтобы микрофоны как можно раньше фиксировали отзвуки комнаты, что придало бэк-вокалу натуральной глубины, объема и легкости.

Самое интересное в том, что Суидиен мог воспользоваться любым, даже самым дорогим микрофоном для записи Майкла, но остановил свой выбор на динамическом Shure SM7. Еще одно подтверждение того, что лучший микрофон не тот, который стоит дороже, а тот, который идеально подходит под голос вокалиста и звучание песни.

Exit mobile version