Советы гитаристам: единственные 10 наставлений, которые реально нужны новичкам

Пожалуй, самые полезные подсказки, которые вы сможете найти. Любые другие советы можно не читать.

Советы гитаристам, советы начинающим гитаристам

Окей, в заголовке и лиде кликбейт, спорить не стану. Тем не менее, как преподавателя, ученики часто просят меня дать какие-нибудь советы гитаристам, которые помогут им стать лучше. В какой-то момент я изучил все, что советую сам, другие преподаватели и гитаристы, собрал это в один список и постарался объяснить, почему считаю это важным.

За свою более чем 20-летнюю практику я слышал множество отмазок и оправданий, почему у человека не получается хорошо играть на гитаре. Самым популярным оправданием обычно служит отлично оправдывающая человеческую лень фраза: «У меня просто нет таланта».

Талант, талант, талант… Что за чушь? Да, нам не дано стать вторым Джими Хендриксом, но этого не дано никому. Вместо того, чтобы тратить время на сожаления («Я никогда не стану таким, как Джими!»), мы имеем все шансы максимально приблизиться к его первоклассным навыкам.


Еще советы гитаристам, если этих вам покажется недостаточно:

Советы гитаристам от Олы Инглунда

Советы начинающим гитаристам от 11 мастеров Marshall

Советы начинающим гитаристам от Джима Рута из Slipknot

5 советов гитаристам от John 5

10 советов гитаристам от Эла Ди Меолы

5 советов гитаристам от Майкла Анджело Батио

5 советов музыкантам от Дэйва Мастейна


Выучите ноты на всем грифе

На грифе очень много нот, но никто не заставляет учить их все сразу. К тому же, выучить звуки нужно только до 12 лада, дальше они начинают повторяться, что значительно уменьшает количество информации, которую нужно запомнить.

Начните с открытых струн — Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми (снизу вверх, от первой к шестой) — и используйте ассоциации для лучшего запоминания. К примеру, я советую своим ученикам соединить названия нот в «МиСиС оль РеЛяМи» и запомнить их по следующей формуле: «Миссис Оль и Релями как салями». Знаю, выглядит и звучит очень глупо, но это работает.

На eBay и AliExpress можно найти стикеры для гитарного грифа с подписанными нотами. Они могут упростить запоминание.

Дергайте каждую струну медленно и произносите название ноты громко, начиная с первых (высоких, тонких) струн, и постепенно спускаясь к басовым струнам. Выучив все ноты в открытой позиции, переходите к следующему ладу, найдя какие-нибудь словесные ассоциации с порядком звуков на этом ладу. Пускай они будут бредовые и тупые, главное, чтобы они упростили запоминание.

Не забывайте учить названия нот не только на русском, но и на английском языке.

Есть множество причин, по которым стоит выучить все ноты на каждом ладу:

Поверьте, слушатели всегда заметят, когда вы играете не те ноты. Если вы начнете соло с ноты Фа под аккомпанемент в Соль мажоре, уши слушателей моментально начнут кровоточить. Когда вы знаете, какие ноты и где находятся, вы не делаете неправильного выбора при игре.

Простая и понятная схема для изучения нот на грифе гитары.

Запомните, как звучат разные виды и типы аккордов

Речь идет о разнице между мажором и минором, мажорными и минорными септаккордами и т.д. Знание того, как звучат разные типы аккордов поможет вам во время сочинения музыки или ее подбора — вам будет легче улавливать настроение музыки и подбирать подходящие трезвучия.

Начните с того, что запомните на слух, как отличается окраска мажорных и минорных аккордов. Без захода в дебри музыкальной теории, запомните, что минорные аккорды всегда звучат более мрачно и грубо, мажорные — более легко, светло и весело. Найдите подобные, удобные и понятные вам ассоциации для других типов аккордов.

К примеру, септаккорды звучат с явным налетом блюза (их хорошо использовать в конце фраз и квадратов, перед возвращением к мажору). В свою очередь нон-аккорды характеризуются более джазовым звучанием. Экспериментируйте с последовательностями из аккордов разных типов. Собрав в одной прогрессии септ, нон и обычный минорный аккорд, вам будет проще услышать контраст между разными типами трезвучий и запомнить его.

Слушайте самую разную музыку для вдохновения

Допустим, вы рьяный поклонник метала. Знаете ли вы, что прежде чем стать знаменитым Рэнди Роудс долгое время учился классической музыке? Допустим, ваш фаворит — классический и старый рок. Знали ли вы, что в начале своего пути The Beatles были скиффл-группой, исполняющей эдакую смесь английских и американских народных песен? Вспомните перебор в «Blackbird» — его корни именно из ранних дней группы.

Ваша подружка без ума от Боба Марли? Послушайте его и посмотрите, что регги может вам предложить. Выучите гитарные ритмы этой музыки, попробуйте наложить их на песни в других стилях. Пройдитесь по плейлисту или музыкальной коллекции сестры/брата/жены/мужа/парня/девушки/родителей. Никто не заставляет вас любить то, что слушают другие, но вы точно получите много новой и полезной музыкальной информации.

Пойте и играйте простые мелодии

Всегда пойте то, что играете.

Когда меня просят дать какие-нибудь советы гитаристам, я всегда говорю о том, что нужно уметь петь то, что ты играешь. Для гитариста важна не только мышечная память, но и память слуховая, и здесь речь идет про умение петь исполняемое. Пение во время игры помогает лучше усваивать материал (песни, произведения, гаммы). Когда мы можем пропеть то, что играем, нам проще попадать в ноты на грифе гитары. Зная ноты на грифе (об этом мы говорили в самом начале) и зная то, как они звучат

Не надо идти на курсы певцов и тратить свои деньги на занятия с частными преподавателями. Никто не требует от вас становиться мощным оперным или эстрадным певцом. Все, что вам нужно — это просто попадать в ноты, а этому можно научиться и дома. Начните с того, что извлеките какую-нибудь ноту на гитаре и пропойте ее. Как только сможете попасть в ноту голосом несколько раз подряд, добавьте к исходному звуку еще один, чтобы усложнить себе упражнение. Попав в обе ноты, добавляйте еще одну, а затем еще и еще.

Придумайте простую мелодию из четырех нот и пойте ее вместе со своей игрой. Потом придумайте еще одну мелодию, но на других нотах и также пойте ее вместе с гитарой. Во-первых, это поможет вам учить сложные отрезки музыкальных произведений (например, какое-нибудь соло — проще его сначала пропеть и запомнить, а потом уже браться за гитару). Во-вторых, это укрепит композиторские качества.

Играйте песни столько же, сколько играете гаммы и упражнения

Главное, чтобы занятия и игра на гитаре приносили удовольствие.

Начнем с простого примера: представьте, что вы футболист. Хотели бы вы всю тренировку бить по воротам? Сомневаюсь. Первые 10-20 ударов еще будут интересными и полезными, но спустя какое время вам захочется сделать что-то еще. Все потому, что однообразные действия быстро превращаются в рутину и надоедают.

То же самое относится и к занятиям гитарой. Не зацикливайтесь на гаммах и упражнениях, переключайтесь на что-нибудь другое. Играйте песни, попробуйте сочинить что-нибудь, выучите понравившийся рифф, разберите какую-нибудь композицию. В конце концов, играйте просто так, чтобы получить удовольствие от процесса, ведь именно поэтому мы начали осваивать инструмент.

Разделите занятия на секции: двадцать минут — гаммы, двадцать минут — песни. Гаммы хороши и полезны, но учиться играть нужно не только по упражнениям на технику, но и в контексте самой музыки.

Научитесь играть медленно и ритмически точно

Если бы мне платили дополнительные деньги за каждого ученика, который играет слишком быстро, делая кучу ошибок, то я бы был миллионером.

Вы делаете ошибки, потому что играете слишком быстро.

Мышечная память — подлая штука. Сыграв что-то быстро, пальцы моментально запоминают темп, а это ведет к тому, что вы будете играть с ошибками снова и снова. Что бы вы не учили (гамму, упражнение, рифф, соло, песню), делайте это сначала медленно и без ошибок. Играйте вместе с метрономом на скорости улитки.

Как только вы сможете несколько раз сыграть без ошибок в медленном темпе, слегка повысьте скорость (на 5-10 ударов в минуту). Пробуйте играть на увеличенной скорости и повышайте скорость до тех пор, пока в вашей игре не появятся ошибки. Это сигнал к тому, что пора остановиться.

Когда сядете заниматься в следующий раз, не думайте, что надо играть в том темпе, на котором остановились. Снова начинайте занятия с малой скорости (под метроном). Все это нужно для того, чтобы натренировать пальцы, дать им возможность запомнить, как играть без ошибок.

Учите песни в разных тональностях

Никому не интересен гитарист, который знает только четыре аккорда. Что вы будете делать, если вас пригласят в группу, которая по каким-либо причинам играет знакомые вам песни в других тональностях?

Изучение песен в разных тональностях расширит вашу аккордовую базу. Это сделает вас более универсальным гитаристом: вы будете знать больше аккордовых последовательностей и сможете аккомпанировать любому коллективу.

Не сравнивайте себя с другими

Вы — не Джефф Бек. Никто из нас не Джефф Бек. Не пытайтесь стать таким же крутым, как кто-то еще.

Ищете полезные советы гитаристам? Тогда вот вам один: как бы не был крут или, наоборот, не крут другой гитарист, никогда не сравнивайте себя с другими. Все мы смотрели ролики с корейскими детьми, играющими экстра-сложные музыкальные произведения. У многих после просмотров таких видео опускаются руки и появляется мысль: «Я — дно». Это абсолютно неправильный ход мысли. Мы не знаем через какие страдания прошли эти дети.

Ответьте себе на вопрос: зачем вам играть так же, как эти ребята? Какой в этом смысл лично для вас? Изучайте то, что вам по силам. Не торопитесь. Возможно, в какой-то момент вы станете играть ничуть не хуже, а если не станете, то в этом нет ничего страшного. Мир на этом не закончится.

Звучит глупо и наивно, но каждый из нас уникален, у каждого свой стиль игры. Вместо того, чтобы мечтать играть как кто-то, играйте так, как это умеете вы.

Записывайте свою игру, а затем слушайте эти записи

Нам кажется, что мы играем очень круто, но зачастую то, что мы слышим — это не то, что звучит на самом деле. Если вы хотя бы раз записывались в студии, то понимаете, о чем я говорю.

Записав на аудио или видео свою практику (под метроном, конечно же), вы сможете лучше оценить точность и правильность своей игры. Записи дадут понять, где, когда и какие ошибки вы делаете, а также помогут отследить ваш прогресс. Через несколько месяцев вы удивитесь, как далеко продвинулись.

Ежедневно открывайте для себя что-то новое

Если вы играли в течение 30 лет только The Beatles, настало время выйти из зоны комфорта. Пора научиться чему-нибудь новому, даже если речь идет об одном аккорде.

Вы долгое время играли только рок? Попробуйте освоить паттерн фингерпикингом или чикенпикингом. Никогда не использовали дисторшн, потому что играете легкий поп или фанк? Окей, настало время взяться за что-нибудь потяжелее. Все время играли только на электрогитаре? Попробуйте укулеле.

Выход из зоны комфорта и изучение чего-то нового не только повысит ваши навыки, но и расширит кругозор. В следующий раз вам захочется применить новые знания на практике и это может привести к неожиданным результатам: ваша музыка станет интереснее, вы сами станете интереснее как гитарист.

Exit mobile version