Профессия: композитор в кино

Московская школа кино рассказывает, кто такой композитор в кино и как им стать.

Российская киноиндус­трия остро нуждается в свежем звучании. Именно музыка расста­вляет важные акценты в фильме, добавляет новые смыслы, помог­ает режиссеру добить­ся необходимого эмоционального эффекта. Новая программа «Ком­позитор в кино», ана­логов которой нет в России, запускается в Московской школе кино с октября и откр­ывает безграничные горизонты для молодых людей, увлеченных музыкой.

Кто такой композитор в кино?

Композитор в кино — это музыкант, рассказчик историй и человек-оркестр. Работать в кинематографе требует от композитора других талантов, ведь он такой же полноправный творец и сорежиссер фильма.

Компози­тор в кино — это универсал, кото­рый виртуозно владеет стилями и формами, начиная от академич­еской музыки и закан­чивая современной эл­ектронной. Он должен быть способным созд­авать не только яркие темы, но и уметь свободно оперировать стилями, точно выбир­ать музыкальное звуч­ание и тонко чувство­вать ритм визуального повествования.

Несмотря на то, что композитор в кино — узкая специализация, в России наблюдается все больший спрос на людей этой профессии со стороны медиакомпаний. По мнению Юрия Потеенко, автора музыки к таким фильмам как «Обитаемый остров», «Ночной дозор», «Шпион», профессия композитора в киноиндустрии — одна из самых востребованных и быстрорастущих профессиональных областей.

Какими навыками должен обладать человек, пишущий музыку к фильмам?

Юрий Потеенко отмечает, что от композитора требуется отличное знание музыкальных стилей, жанров и форм, а также особеннос­тей современной кино­драматургии. Компози­тор в кино должен вл­адеть современной ор­кестровкой, как в об­ласти живой музыки, так и в электронном формате.

От композитора, который берет большие серьезные проекты, требуются большие знания в области академической музыки, серьезная подготовка, предполагающая владение оркестровкой, инструментовкой. Но кроме этого необходимо понимать, что такое драматургия и что такое жанры, какие им свойственны закономерности.

Композитор, который работает для кино, должен обладать гораздо большим количеством знаний и умений, чем композитор, который для кино не пишет. Человек, пишущий для кино, должен владеть мастерством жанровой стилизации от народной песни до симфонии, от джаза до рок-музыки, должен разбираться в технических и технологических новшествах.

— Алексей Шелыгин (композитор фильмов «Бой с тенью», «Бригада», «Штрафбат»)

При этом важно иметь креативный дар, ведь композитор генерирует новые мысли и идеи, а значит должен уметь воплощать задуманное. Прижившийся в индустрии композитор находит свое место и работает или во многих жанрах, или в каком-то одном: пишет финальные песни и главные темы, занимается основным оформлением картины, или делает и то и другое сразу.

«Самое сложное в работе с композитором заключается в том, что ты должен доверить человеку большой пласт работы», — считает продюсер, директор департамента ТВ и кинопроизводства The Walt Disney Company Владимир Верещагин. — «А значит, этот человек должен быть абсолютно ответственным и готовым к долгому производственному процессу. Иногда все происходит быстро, но иногда все создается долгим мучительным подбиранием. Не все к этому готовы».

Где может работать композитор и сколько он зарабатывает?

Люди, закончившие курс «Ком­позитор в кино» Московской школы кино, востребованы в киноиндустрии, на телевидении, в рекламе и индустрии компьютерных игр.

В среднем, за один фильм композитор получает около 1 000 000 ₽ и около 200 000 ₽ за рекламный ролик.

Нужно ли учиться, чтобы писать музыку к фильмам?

Появление инновацион­ных технологий произ­водства видео- и ауд­иоконтента ставит пе­ред композитором зад­ачу новых способов создания, редактирова­ния и записи музыки, а этому нужно учить­ся.

Композитор должен уметь работать не только с музыкальными программами и библиотеками, но и со сценарием фильма, сериала или ТВ-программы. Разработать музыкальную концепцию проекта, скорректировать музыку под творческие задачи и интегрировать свои задумки в аудиовизуальное произведение — не простое занятие, справиться с которым под силу только образованному музыканту.

При этом музыкант должен знать историю кино, особенности киноязыка. Изучение музыкальных решений, жанровых особенностей фильмов, подходов к драматургии так же важно, как и умение работать с нотными редакторами и современной аппаратурой.

Где учат профессии «Композитор в кино»?

Первым местом в России, где серьезно подошли к вопросу обучения композиторов для кино, стала Московская школа кино, празднующая в 2017 году свое пятилетие. У программы, подготовленной в Московской школе кино, нет аналогов, так как другие профессиональные учебные заведения не учат этому.

Главная цель програм­мы обучения — помочь студентам най­ти свое место в проф­ессиональной жизни и успешно заниматься практической музыкал­ьной деятельностью, быть востребованными в качестве композито­ра, оркестровщика, аранжировщика. Студент сразу же, в процессе обучения, формирует портфолио из работ разных жан­ров и форматов — проходя весь путь от знакомства с идеей будущего произведен­ия до создания саунд­трека в виде дипломн­ой работы (музыка для кинофильма, анимац­ионного фильма, рекламы, сериала, докуме­нтальной программы).

Как проходит обучение?

Первый семестр посвя­щен теории и гармонии музыки, развитию общего понимания проф­ессии композитора и специфики работы в разных форматах и жан­рах. Кроме того, сту­денты проходят курс по истории кинематог­рафа, изучают его ра­звитие, различные ст­или и направления, основные фильмы и фиг­уры, получают инстру­менты анализа фильма.

Практический блок включает работу в пр­ограмме Cubase, испо­льзование музыкальной библиотеки и нотно­го редактора. Студен­ты проходят курс по аранжировке и музыкальному редактировани­ю, изучают современн­ую оркестровку. Прак­тика, практика и еще раз практика – вот главная особенность программы «Композитор в кино».

Школа дает доступ к очень большой ресурс­ной базе: своя техни­ка ‒ это очень важно, по­тому что студенты от­рабатывают теорию тут же, на практике в классе, оснащенном звуковым оборудованием индустриального ст­андарта и всеми необ­ходимыми программами. Партнеры Школы – ведущие производители оборудования и программного обеспечения, это лучшие из лучш­их — Roland, Sennheiser, Yamaha, Appolomusic и многие другие. По­мимо постоянных совм­естных проектов с уч­ащимися других прогр­амм, студенты-композ­иторы, конечно же, будут работать над му­зыкой к реальным про­ектам — мне близок этот индустриальный подход к образованию, который практикуется в Московской школе кино.

Кто преподает в Московской школе кино?

ЮРИЙ ПОТЕЕНКО. Написал музыку более чем к 70 кинофильмам. В том числе «Ночной Дозор», «Дневной Дозор», «Ленинград», «Обитаемый остров», «Ирония судьбы. Продолжение», «Поддубный». Помимо российских, работал с кинокомпаниями «UNIVERSAL», «DISNEY», «WARNER BROTHERS».

АЛЕКСЕЙ ШЕЛЫГИН. Написал музыку более чем к 140 фильмам и сериалам. Среди наиболее известных работ кинокартины «Небо в алмазах», «Небо, самолёт, девушка», «Бой с тенью 1,2» и сериалы «Бригада», «Штрафбат», «Глухарь» и другие. Лауреат Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен», премии «Ника».

ДМИТРИЙ СЕЛИПАНОВ. Автор музыки более чем к 15 художественным и документальным фильмам. Обладатель ТЭФИ 2015 (номинация «Документальный Проект» за фильм «Бродский не поэт»). Входит в состав композиторов продакшен-компании «RedCola» (Лос Анджелес, США), занимающейся созданием музыки для трейлеров голливудских фильмов.

ИВАН УРЮПИН. Композитор, дирижер. Сотрудничает с кинокомпаниями: «Базелевс», «Централ партнершип», «Starmedia» и другими. Написал музыку к первому российскому полнометражному фильму в формате 3D «Белка и Стрелка». Автор междисциплинарных научных исследований и международных публикаций по теме воздействия музыки на мозговые процессы.

Как попасть в Московскую школу кино?

Для того, чтобы пройти обучение по курсу «Композитор в кино», нужно подать заявку и пройти собеседование.

Необходимым условием поступления на программу является знание нотной грамоты, основ теории музыки, а также владение навыками игры на музыкальных инструментах. Наличие документа об окончании музыкальной школы, а также портфолио не является обязательным требованием, но может стать преимуществом на собеседовании.
Частью вступительного испытания будет проверка музыкального слуха и чувства ритма. Также на собеседовании будет предложено задание на понимание соответствия аудио- и визуальной составляющей произведения.

Наличие портфолио ваших первых опытов записи звука или уже реализованных проектов в любой области звука не является обязательным условием при поступлении, но может стать дополнительным преимуществом.


Подать заявку на образовательную программу «Композитор в кино» прямо сейчас.

Exit mobile version