Пока на знаменитом «Винзаводе» вовсю идёт выставка, посвящённая панк-року и «Королю и шуту», а группа переживает очередной виток популярности на фоне идущего на Кинопоиске сериала, самое время вспомнить, что определило панк-рок как музыкальный жанр. Рассказываем про главные гимны панк-рока.
Выставка «Панк-культура. Король и Шут» на «Винзаводе» уже во всю принимает гостей и знакомит с историей самой протестной субкультуры. Для более глубокого погружения Яндекс Музыка стилизовала одно из пространств под аутентичный виниловый магазин, где представлены 42 пластинки с кастомизированным QR-кодом. Вдохновились подборкой культовых альбомов и решили вспомнить самые важные треки, определившие жанр.
MC5 — Kick Out The Jams
Альбом: Kick Out The Jams (1969)
Предвестники панк-движения MC5 записали свой дебютный альбом в детройтском Grande Ballroom всего за две ночи, которые известны в Америке как Devil’s Night и Halloween.
Одноимённая песня с пластинки стала непревзойденным гимном прото-панк группы и вошла в историю музыки как первая композиция с нецензурными словами, выпущенная на крупном лейбле. По словам гитариста Уэйна Крамера, вступительная фраза «Kick out the jams motherfuckers!» была направлена в сторону британских групп 1960-х, которые не вкладывали достаточно энергии в свои выступления.
Sex Pistols — Anarchy In The U.K.
Альбом: Never Mind The Bollocks, Here’s The Sex Pistols (1977)
Дебютный сингл британской четвёрки анархистов из Sex Pistols вышел в 1976-м году и стал вторым панк-синглом в истории Великобритании. Скандальный бас-гитарист Сид Вишез не принимал участие в его записи, так как примкнул к группе только год спустя.
Дерзкое и протестное содержание песни, призывающей к насилию, вызвало бурную реакцию публики, телевидения и СМИ, британское правительство в ней сравнивается с рядом неоднозначных экстремистских организаций. Впоследствии мелодия и некоторые слова из песни стали основой для кричалок футбольных фанатов. В 2007-м году группа воссоединилась, чтобы перезаписать культовый трек для игры Guitar Hero III.
The Damned — New Rose
Альбом: Damned Damned Damned (1976)
Дебютный сингл The Damned, с которого начался отсчёт истории британского панка. «New Rose» была выпущена на независимом лейбле Stiff Records и опередила «Anarchy In The U.K.» всего на месяц.
Бас-гитарист и вокалист Кэптен Сенсибл поделился воспоминаниями в одном из интервью: «Мы опережали эту игру. Возможно, это потому, что все наши современники ждали (совсем не по-панковски) прибыльных контрактов с мейджор-лейблами. Что-то нужно было менять и „Stiff“ как раз подошел для того, чтобы стать первым в этом отношении». Так, панк-рок получил свое первое виниловое воплощение, а The Damned навсегда вписали свое имя в его историю.
Ramones — Blitzkrieg Bop
Альбом: Ramones (1976)
«Hey! Ho! Let’s go!» — кричалка из дебютного сингла Ramones так широко разошлась по миру, что её знает едва ли не каждый. Композиция, сочинённая барабанщиком Томми Рамоном, изначально называлась «Animal Hop», но после вмешательства в текст Ди Ди Рамона песня обрела более агрессивный характер и новое название. «Я хотел, чтобы нашу песню можно было прокричать всей толпой», — вспоминает Томми. Трек не обрел успеха в чартах, но мгновенно стал одним из символов панк-движения, подарив объединяющий клич на все времена.
The Clash — White Riot
Альбом: The Clash (1977)
Один из главных хитов группы был написан под впечатлением от событий на Ноттинг-Хиллском карнавале в 1976-м году, в которых участвовали вокалист Джо Страммер и басист Пол Симонон. В тот день полицейские вели себя излишне жестко по отношению к мигрантам и спровоцировали недовольство в толпе, пропитанной атмосферой протеста. Джо и Пол ввязались в потасовку, швырялись кирпичами. Страммер даже попытался поджечь перевёрнутый автомобиль, что обернулось для музыкантов вечером в полицейском участке. Песня стала одним из гимнов протестного движения, направленного против нацизма, расизма и полицейского произвола.
The Stooges — I Wanna Be Your Dog
Альбом: The Stooges (1969)
Провокационное название песни пошло от выражения, которое панки из Детройта использовали при знакомстве с девушками. «Что самое жесткое, но более-менее вежливое ты можешь сказать? Ну, эй, крошка, я хочу быть твоим псом!», — объяснил гитарист Рой Эштон.
Композиция одной из первых выразила бунтарский дух и протест рабочего класса Британии против окружающей действительности. Музыкальная составляющая в треке ограничилась всего тремя гитарными аккордами и одной повторяющейся нотой на пианино, которую считают отсылкой к песне «You Really Got Me» группы The Kinks. А грязное исполнение «крестного отца панк-рока» Игги Попа навсегда возвело песню в статус культовых.
Black Flag — Rise Above
Альбом: Damaged (1981)
Как только панк пробился из грязных подвалов в мейнстрим, зародилось более сердитое и громкое ответвление жанра. Одними из ведущих представителей хардкор-панка стали Black Flag, которые отвергали все коммерческие предложения и заложили фундамент DIY-субкультуры.
Открывающий трек «Rise Above» с дебютного альбома калифорнийских музыкантов стал заглавным гимном жанра и образцом, вдохновившим большинство последующих хардкор-панк представителей. Текст песни призывает преодолеть все трудности и «подняться выше» вопреки обстоятельствам и препятствиям.
Dead Kennedys — Holiday In Cambodia
Альбом: Fresh Fruit for Rotting Vegetables (1980)
Сатирическая песня ещё одних важных представителей калифорнийской хардкор-панк сцены, критикующих политику диктатора Пола Пота и бездействие правительства США по отношению к геноциду в Камбодже.
Радикальный и бескомпромиссный фронтмен Джелло Биафра обращается к лицемерным студентам американских колледжей, не осознающих, как хорошо они устроились в жизни на фоне страданий камбоджийского народа. Песня была впервые издана на сингле в мае 1980-го года, а затем, под влиянием сёрф-рока, перезаписана для дебютного альбома «Fresh Fruit For Rotting Vegetables» с расширенным вступлением и гитарным соло.