Зарелизь мне это: подробный обзор сервисов цифровой дистрибуции музыки

Как, через кого и на каких условиях выложить свою музыку в iTunes, Google Play, Spotify, ВКонтакте и другие площадки.

Телеграм-канал о продвижении музыки Рузке Продюсер написали подробный гайд по сервисам цифровой дистрибуции музыки. За основу своего исследования авторы канала взяли пост из блога американского музыканта Ари Херстенда Ari’s Take, который изучил все крупные сервисы цифровой дистрибуции музыки.

Рузке Продюсер дополнили пост Ари собственным опытом и адаптировали его обзор под российские реалии. На выходе получился, пожалуй, самый полный и честный обзор подобных сервисов, который даёт исчерпывающий ответ на вопрос, как, через кого и на каких условиях можно выложить свою музыку в iTunes, Google Play, Spotify, ВКонтакте и другие площадки. Подписывайтесь на канал Рузке Продюсер в Телеграме — там много полезных материалов для тех, кто продвигает себя сам.


Компании по цифровой дистрибуции постепенно превращаются для DIY-музыкантов в универсальные сервисы по сбору роялти. Сервисы дистрибьюции музыки нужны вам, если вы хотите опубликовать свое творчество в iTunes/Apple Music, Spotify, Amazon, Google Play, Deezer, Napster, ВКонтакте. Они не только выложат вашу музыку, но и соберут все роялти от прослушивания мелодии и песни во всем мире — вам не придётся переживать по поводу декларирования доходов и сбора денег. Часть из ниже перечисленных компаний подобралась к такому сценарию довольно близко. Тем не менее ещё никто не смог реализовать дистрибуцию музыки максимально простым и удобным способом.

Перед тем, как рассматривать сервисы цифровой дистрибуции музыки, отметим несколько важных моментов. Во-первых, пользоваться сразу несколькими дистрибьюторами можно, однако вы не можете отправить один и тот же релиз на одни и те же площадки через разные сервисы. Нет смысла отправлять релиз во все магазины через CD Baby и DistroKid одновременно, так как такой ход приведёт к банальному задвоению релиза на всех площадках. Вывод простой: для каждого релиза в каком-то определённом магазине нужно выбрать свой сервис.

Советовать какого-то одного дистрибьютора нет смысла. Каждый релиз, каждый артист и каждая история публикации уникальны.

Во-вторых, сервисы не получают прав на музыку. Это не музыкальные лейблы. Даже если дистрибьютор предлагает вам какие-либо «услуги лейбла» вы сохраняете 100% прав на свою музыку. Комиссия, которую удерживают сервисы, — не более, чем оплата их услуг по публикации и сбору средств. Расчёты идут строго с итоговой выручки от продаж музыки.

AWAL

AWAL находится под покровительством паблишера Kobalt, что немедленно добавляет ему воображаемых очков в наших глазах. Kobalt — это самая далеко смотрящая (и могущественная) паблишинговая компания в мире. Как компания, которая выстроила философию в духе «цифровые технологии — в первую очередь», Kobalt хвалится тем, что платит в два раза быстрее (и находит больше денег — иногда аж на 30%), чем другие крупные паблишинговые компании. У неё более прозрачная политика в сравнении с любым другим крупным паблишером.

В отличие от других крупных компаний в сфере паблишинга, Kobalt не владеет копирайтом ни на одного из авторов музыки и исполнителей.

Kobalt купила AWAL в 2012 году с единственной целью: интегрировать свой подход к дистрибуции с технологиями сервиса. Благодаря приобретению Kobalt предложили своим топовым артистам не только дистрибуцию музыки, но и услуги лейбла. Получилось удобно для всех: Kobalt занимается сбором роялти за паблишинг вместо авторов песен, AWAL собирает роялти за сами песни вместо исполнителей.

AWAL обещает, что поможет с внедрением музыки в любые плейлисты Spotify, но так это или нет — вопрос открытый. Автор оригинального текста, Ари составил список из 20 официальных плейлистов Spotify, которым подходят композиции его группы, и отправил этот список в AWAL. Несмотря на это, песни не попали ни в один из собранных списков, а большего всего откликов пришло из созданных пользователями плейлистов. Получается, что сервис предлагает питчинг админов официальных плейлистов Spotify, но не из гарантирует этого — кажется, что они на это просто не способны.

Конечно, большинство других дистрибьюторов вообще не предлагает подобных услуг. Тем не менее, работоспособность этой фичи не доказана, а отдавать 15% от выручки сервису только за «пост-аналитику продаж» как-то тяжеловато. Спору нет: аналитика хороша, приложение очень удобно и интуитивно понятно, с простым обзором результатов продвижения. Но вместе с тем отображение отчётов в браузере ничем не отличается от аналитики TuneCore, Stem или CD Baby. Поэтому я с трудом могу понять, за что нужно платить 15%, когда они не могут предложить больше, чем другие сервисы.

ПИТЧИНГ

Питчинг админов — это презентация вашего проекта администратору того или иного ресурса (плейлиста Spotify, паблика ВКонтакте, блога на HypeMachine) с целью уговорить его вас разместить.

В более широком смысле питчинг, как подсказывает Википедия, — устная или визуальная презентация проекта с целью нахождения инвесторов.

AWAL также заявляет, что умеет «подливать масла в огонь» с точки зрения персональной поддержки исполнителей. Конечно, начинающим ловить здесь особо нечего, но если вы стали набирать популярность, то сервис может предложить вам маркетинговую помощь (деньги на PR, эфиры на радио) и питчинг админов плейлистов. Если вы становитесь популярным автором песен, то появляется шанс сотрудничества с самой Kobalt и внутренним сервисом синхронизации композиций (с ТВ, рекламой, фильмами и видеоиграми).

Стоит отметить, что в портфолио AWAL присутствуют достаточно респектабельные артисты. К примеру, Lauv, который поднялся до ТОП-40 в чартах (хотя это произошло по той причине, что поезд его популярности уже набирал ход).

Плюсы AWAL

  • Нет взносов.
  • Отчеты по аналитике, демографии слушателей и актуальным трендам.
  • Приложение по базовой аналитике Spotify, Apple Music, YouTube.
  • Персональное внимание для перспективных артистов.
  • Возможности по синхронизационному лицензированию (для нашумевших артистов).
  • Возможность по продвижению в плейлисты (также для уже нашумевших артистов).
  • Возможность дистрибуции на физических носителях.
  • Включение в раздел «Музыка» в сторис Instagram.

Минусы AWAL

  • Комиссия 15%.
  • Клиентская поддержка. Многие клиенты сервиса жалуются, что поддержка работает жутко медленно, получить ответ от них очень сложно. Ситуация меняется для приоритетных исполнителей, но ждать многого в плане прямого саппорта не стоит.
  • Нет разделения выплат.
  • Нужно пройти проверку, чтобы использовать AWAL.
  • Высокий выходной порог ($45).
  • Нельзя увидеть все плейлисты, в которые вы попали.
  • Нет паблишинг-партнёра, чтобы помочь со сбором авторских роялти (для этого нужно «подписаться» с Kobalt).
  • Сложно отправить релиз на дистрибуцию меньше чем за месяц. Такая фича доступна только приоритетным клиентам, в то время как все остальные сталкиваются с задержками в релизе.

CD Baby

Сервис CD Baby работает на рынке цифровой дистрибуции музыки дольше всех. Сервис стал первой не принадлежащей лейблу компанией, которая предложила всем желающим услуги по дистрибуции музыки в iTunes.

Основал сервис музыкант, автор бестселлеров и гуру Дерек Сиверс. В 2008 Сиверс продал дело компании Disc Makers, но многие сотрудники, работающие в CD Baby с момента его запуска, остались на своих местах: например, Кевин Бренер, хост блестящей серии подкастов DIY Musicians, а также Хро Робли, ведущий блог компании (оба, к слову, неплохие музыканты).

CD Baby можно смело назвать лидером среди «универсальных» поставщиков товаров и услуг для DIY-музыкантов. Сервис попал в список партнеров iTunes, где отмечен плашкой «Preferred Partner», присутствует партнерство с UMA, чтобы монетизировать свою музыку в ВКонтакте. Компания активно стремится к тому, чтобы собирать 100% роялти музыкантов и выплачивать их в полной мере (пока что этого не произошло, но шанс велик), поэтому музыкантам не придется регистрироваться в разных сервисах дистрибуции — все можно будет решить внутри CD Baby.

UMA

United Media Agency — компания-дистрибьютор, которая монетизирует музыку ВКонтакте и принадлежащему ему сервису BOOM. Для всех артистов, собирающихся подписаться с ними, существует специальный кит, по которому будут определять факт того, подходите ли вы под требования UMA.

Среди удобств стоит отметить прекрасную статистику, а также возможность очень подробного описания трека. Из того, что не удалось найти — нет функционала для загрузки текстов песен.

Плюсы CD Baby

  • Нет годовых взносов. Вы платите один раз, а музыка включается в их списки (неважно, что случится).
  • Дистрибуция через физические носители. Благодаря партнерству с Alliance Entertainment, Super D и Amazon ваши диски и записи могут попасть в соответствующие магазины по всему миру. Достаточно подать заявку.
  • Полная поддержка и обеспечение продаж через онлайн-магазины дисков и релизов.
  • Наличие партнеров в паблишинге, собирающих авторские роялти через сервис CD Baby Pro Publishing.
  • Возможность выпуска каверов.
  • Один из немногих сервисов, собирающий причитающиеся вам роялти типа Sound Recording Copyright Owner. Зарегистрироваться в качестве владельца прав на запись самостоятельно — масштабный процесс, доставляющий кучу головной боли, но CD Baby может сделать это за вас. Музыканту останется только зарегистрироваться как исполнителю.
  • Возможности по синхронизационному лицензированию.

Минусы CD Baby

  • Комиссия 9%.
  • Берут $5 за каждый уникальный товарный код, присвоенный синглу, и $20 — альбому. Это не опциональный вариант: распространить релиз без уникального кода не выйдет, поэтому заплатить CD Baby все равно придется.
  • Нет включения в раздел «Музыка» в сторис Instagram (без CD Baby Pro Publishing или Facebook Monetization, а также поддержки паблишера).
  • Высокая комиссия для YouTube — 30%.
  • Нет разделения выплат.
  • Нет собственных механизмов, чтобы помочь артистами выстрелить (маркетинговой поддержки, связей с кураторами плейлистов и так далее).

DistroKid

Ещё каких-то 5 лет назад DistroKid считался новичком рынка распространения музыкального контента. Сегодня же DistroKid вспоминается одним из первых, когда речь заходит про сервисы цифровой дистрибуции музыки. Тем не менее сразу после старта Филип Каплан, основавший сервис, получил много лестных отзывов от основателей CD Baby, TuneCore и Audiam. До запуска сервиса Филип был довольно известной личностью в Силиконовой Долине, попал на обложки журналов Inc. и Fast Company за свой блог F*cked Company, который он вел в 2000-х. Помимо этого Каплан отличный барабанщик.

DistroKid — первый сервис цифровой дистрибуции музыки, предложивший ограниченное распространение за годовую подписку. Благодаря такой модели сервис за 4 года стал одним из 20 крупнейших дистрибьюторов в мире. В компании работает всего 20 сотрудников, а работа сервиса сфокусирована на распространении данных, без лишних свистелок и перделок. Интерфейс прост и минималистичен, а чтобы залить свою песню в магазины достаточно воспользоваться одной страницей.

В октябре 2018 Spotify выкупила миноритарный пакет акций DistroKid, так что теперь стриминговая платформа финансово заинтересована в успехе сервиса. Несмотря на это DistroKid остается независимой компанией. К слову, известный рэпер Ludacris выпустил свой последний релиз именно через этот сервис.

До регистрации на сайте доступен подробный FAQ, отвечающий на все вопросы перед оформлением подписки. После регистрации пользователю открывается огромный раздел Technical Support, в котором разжеваны в мельчайших деталях абсолютно все моменты, связанные с использованием сервиса. Кроме этого на сайте существует раздел News, сообщающий обо всех нововведениях DistroKid. Служба поддержки работает великолепно: отвечают быстро, решают все возникающие вопросы. Вся информация подается просто, в неформальном виде — видно, что компания заботится о своих клиентах-музыкантах.

Ценовая политика комфортная: ежегодная разовая плата. Стоимость подписки зависит от количества исполнителей, которых вы размещаете, при этом количество релизов может быть любым:

Помимо стандартного списка магазинов музыки, для каждого трека можно расширить количество площадок. Например, бесплатно можно отправить трек в Facebook/Instagram Music, за $4,95 + 20% от заработка композицию можно отправить в каталог монетизации музыки YouTube, за $1 заслать песню в Shazam или советчицу Siri от Apple. За $7,95 можно подключить услугу Store Maximizer — релиз попадет во все магазины и платформы, с которыми подружится DistroKid. Ну, а за $30 музыканты могут подключить кошерную услугу «Leave A Legacy», которая сохранит ваш релиз на всех платформах после вашей смерти.

Небольшой лайфхак для экономных музыкантов: регистрируемся на DistroKid, подтверждаем аккаунт и ничего не оплачиваем. Терпеливо ждём, и через сутки получаем на почту скидку 35% на первый год подписки.

Сервис активно взаимодействует с iTunes и Spotify, благодаря чему предлагает ряд фишек, которых нет у конкурентов. Так, например, пользователи могут разместить фото-шапку на странице исполнителя в iTunes и загрузить тексты песен, получить доступ к iTunes Connect, упрощенно пройти верификацию исполнителя в Spotify и получить доступ к кабинету артиста. Дополнительно присутствует функция перепродажи альбома.

Размещение треков быстрое: релиз попадает в магазины за 3-4 дня, хотя сервис и просит заливать треки за 2 недели. Выплаты за музыку можно поделить со всеми участниками записи, но для этого им придется зарегистрироваться в сервисе. Но за всей внешней простотой проявляется основной минус системы — статистика. Все очень неудобно. Есть фильтр по артистам, релизам, магазинам и датам. Но проанализировать продажи по странам или суммарному количеству прослушиваний невозможно. Аналитика, по сути, отсутствует.

Для русскоязычных музыкантов существует один минус: официально система не принимает треки на русском языке. Тем не менее обойти алгоритм можно, если при заливке трека выбрать другой язык (например, эстонский) — все загрузится без проблем с именем исполнителя и трека на кириллице. Помимо этого DistroKid не сотрудничает с UMA, поэтому монетизировать свою музыку в ВКонтакте не выйдет. Это существенный недостаток, из-за которого пришлось отказаться от дальнейшего размещения релизов русскоязычных исполнителей через DistroKid.

Плюсы DistroKid

  • Нет комиссии.
  • Загрузка любого количество песен в течение действия подписки.
  • Разделение выплат.
  • Простая одностраничная регистрация
  • После каждого этапа размещения на почту приходит отчет о состоянии релиза
    Включение в раздел «Музыка» в сторис Instagram.
  • Отчёты по будущим трендам.
  • Тексты песен. Вы можете выслать тексты своих песен для Apple Music и iTunes.
  • Мгновенная верификация профиля артиста в Spotify.
  • Возможность скачивать песни. DistroKid всё сохраняет в облаке. И если вам нужно скачать. wav-файл песни, потому что жёсткий диск полетел, то это ваш вариант.
  • Маркетинг через текстовые сообщения. Потенциально мощный инструмент, был протестирован на релизе Ludacris и предположительно был эффективен.

Минусы DistroKid

  • Отчёты и аналитика. Предоставляется только базовая информация. Чтобы получить подробности о распространении конкретного трека или мелодии, нужно скачивать CSV-отчет и копаться в экселе.
  • Нельзя выложить релиз в BOOM, VK и Яндекс.Музыку
  • Дополнительные скрытые сборы за релиз трека в Shazam. У всех других сервисов такая фича дается бесплатно. То, что DistroKid не включает Shazam в годовую подписку — нигде не оговаривается. За релиз из 10 треков, которые попадут в Shazam, нужно будет заплатить дополнительные $10/год.
  • Нет партнёра-паблишера, чтобы собирать авторские роялти.
  • Маркетинг через текстовые сообщения «скоро будет доступен для всех» уже на протяжении нескольких месяцев.
  • Нет собственных механизмов помощи артистам в продвижении (маркетинговой поддержки, связей с кураторами плейлистов).

Ditto Music

Ditto Music управляется братьями Ли и Мэттом Парсонами из Великобритании. Пока Эд Ширан не подписался на лейбле, он использовал сервис братьев Парсонов для распространения своей музыки. Печально, но у компании очень плохая репутация — основатели постоянно ругаются с покупателями (прямо в Сети), вступают в баталии на полях Twitter с блогерами. Братья Ли и Мэтт толстокожи и не воспринимают критику — их поведение сказывается на самом сервисе.

Из всего списка сервисов дистрибуции музыки на Ditto Music жалуются больше всего. Жалобы поступают на пропущенные выплаты, нормальный клиентский сервис только пока вы платите деньги. Помимо этого пользователи жалуются на ошибки в мета-данных, названиях песен, их расположении в альбоме и месяцы на то, чтобы исправить это.

Принимая во внимание отличный маркетинговый отдел (для компаний, не для исполнителей) и быстрое развитие по всему миру, автор оригинальной статьи, Ари не рекомендует Ditto.

Это единственная компания, с которой я не советую работать.

Ари

Ditto — хороший сервис для простой заливки треков на основные площадки (включая UMA и Яндекс. Музыку). За фиксированный прайс в 1600 рублей в год пользователи могут загружать любое количество треков и альбомов для одного исполнителя. из

Плюсы Ditto Music

  • Нет комиссии: 100% выручки остаётся у вас.
  • Неограниченное количество песен в год.
  • Понятные и открытые отчеты и аналитика (точные ли они — неизвестно).
  • Возможность создать VEVO-канал и загружать видео на него.
  • Простой пошаговый интерфейс для загрузки трека.
  • Поддержка UMA, Яндекс.Музыки.

Минусы Ditto Music

  • Куча скрытых платежей.
  • Ужасный клиентский сервис и куча жалоб от клиентов.
  • Нет партнёра-паблишера, чтобы собирать авторские роялти.
  • Нет собственных механизмов помощи артистам в продвижении (маркетинговой поддержки, связей с кураторами плейлистов).
  • В метатегах отгруженных на площадки треков могут случайным образом появиться ограничения по возрасту, по странам (даже если их изначально не стояло).
  • Имя артиста, на которого оформлена подписка, всегда стоит первым (нельзя залить фит, ремикс).
  • Отчетность может отгружаться до 2-3 месяцев.
  • Выплаты производятся на Payoner в фунтах.
  • Нельзя отгружать слова песен.

FreshTunes

FreshTunes как компания работает в Москве, Дубаи и Лондоне. Штаб-квартира находится в Дубаи, 20 сотрудников работают в Москве. Чтобы лучше узнать сервис, Ари пообщался с Андреем Рудецких и Сашей Александровой из Москвы.

На выходе получается единственная компания, если не брать в расчёт Amuse, которая не берет комиссии или какие-либо иные сборы за продажи релизов. Сервис спонсируется группой инвесторов, а заработок получают от апсейлов типа обложек, маркетинга и LANDR. К слову, при такой схеме заработка у FreshTunes наблюдается полная жопа с требованиями к обложке релиза и формату названий:

Все вносимые изменения в информацию о релизе обязательно проходят повторную модерацию, о результатах которой нет никаких уведомлений — будь добр лично зайти на сайт и проверить статус своего релиза. Техподдержка практически никак не может помочь при запросе «Отсутствие названия на обложке — концепция».

Один из подписчиков нашего канала рассказывает (орфография и пунктуация сохранены):

Хочу внести свои пять копеек по фрештюнсу. Несмотря на его условную бесплатность, ходит инфа мол это невозможно и на каком-то этапе они всё-таки забирают себе процент. Сама компания возникла непонятно откуда, владелец ОАЭ. Мне как неперспективному ноунейму по**й, а вот кому-нибудь более популярному может быть неприятно. Самая большая боль в последнее время — обложки. Правила дикие, что ни загрузи — всё им не так. Разрешение минимум 3100×3100, намёк на шумы или пикселизацию (даже если это художественный приём обложкера) — по**й, отклонение.

FreshTunes предлагает бесплатную загрузку треков, что настораживает. Через сервис нельзя загрузить кавер в качестве релиза. Статистика очень мутная и непонятная. Техподдержка работает на русском языке, а сам сервис позволяет грузить треки в Яндекс.Музыку.

Если предоставить определенный пакет документов и получить статус «Trusted Partner», то можно размещать музыку в UMA и монетизировать свое творчество в ВКонтакте. FreshTunes вообще один из немногих сервисов, работающих с ВКонтакте и их платформой BOOM. Тем не менее список документов, подтверждающих исключительное право на контент и его авторство, своеобразный.

Так, авторам и исполнителям музыкального материала нужно предоставить сервису:

  1. Email
  2. Паспорт, счёт на оплату или водительские права
  3. Скриншот музыкального материала в секвенсоре/аудиоредакторе, но сделанный так, чтобы на компьютере была видна дата

Для артистов, исполняющих произведения сторонних авторов, список иной:

  1. Документы, подтверждающие передачу исключительных прав авторами музыки и/или слов загружаемых произведений
  2. Скриншот музыкального материала в секвенсоре/аудиоредакторе, но сделанный так, чтобы на компьютере была видна дата
  3. Паспорт, счёт на оплату или водительские права

Для лейблов, публикующих контент нескольких исполнителей или авторов, потребуются:

  1. Сканы договоров между лейблом и группами/исполнителями/авторами на предоставление исключительных прав на музыкальные произведения
  2. Паспорт, счёт на оплату или водительские права

Вот так всё непросто. Особое волнение вызывает финансирование извне: сервис не зарабатывает самостоятельно, а живет на чужие деньги. Скорее всего, когда инвесторам надоест вкладываться в него, FreshTunes закроется, и неясно, что станет с загруженными треками.

Плюсы FreshTunes

  • Никаких платежей.
  • Никаких комиссий: 100% выручки остаётся у вас (кроме клиентов из Китая).
  • Дистрибуция в китайские DSP.
  • В штате есть «эксперты», которые могут сделать обзор на вашу музыку за $25/песня. Может пригодиться для получения объективного фидбека.
  • Если вы ИП или юр. лицо, можно выводить деньги сразу на банковский счет.
  • В общей сложности для загрузки релиза доступно 22 магазина.

Минусы FreshTunes

  • Сервис — новичок, который ещё не зарекомендовал себя.
  • Нестабильность из-за внешнего финансирования. Релизы могут пропасть из магазинов вместе с закрытием сервиса. Несмотря на это, некоторые отечественные рэп-звезды распространяют свою музыку именно через FreshTunes.
  • Нет разделения выплат.
  • Очень медленная поддержка (бесплатная), но за $25 в месяц можно получить персонального ассистента, который будет всегда онлайн.
  • Нововведение: если релиз не проходит модерацию несколько раз, его просто удаляют без предупреждения.
  • Детализированный отчет по продажам стоит $1.
  • Нет партнёра-паблишера, чтобы собирать авторские роялти.
  • Нет собственных механизмов помощи артистам в продвижении (маркетинговой поддержки, связей с кураторами плейлистов).

Horus Music

Британский Horus Music активно развивается на рынках Азии — сервис добился определенных успехов в Индии и Южной Корее. Несмотря на заявления о том, что они открыты для всех музыкантов, существуют некие стандарты качества, которые могут помешать вам разместиться через них. Такая политика, по мнению Horus, сохранит их репутацию.

Плюсы Horus Music

  • Можно выбрать план, которые лучше всего подходит вашему проекту: бесплатный с комиссией 20%, бесплатный с комиссией 0% и вступительным платежом.
  • Собственные маркетинговые сервисы и механизмы размещения в плейлистах (за дополнительную плату и только после одобрения с их стороны), в том числе отправка видео в VEVO, FunOnGo, iTunes.
  • Можно купить дополнительные пакеты для продвижения, например «Срочная доставка релиза в тот же день» за 60 фунтов.
  • Мастеринг для iTunes можно заказать как для одного трека, так и для всего альбома (за дополнительную плату).

Минусы Horus Music

  • Нет партнёра-паблишера, чтобы собирать авторские роялти.
  • Нет разделения выплат.
  • Высокая стоимость за первые три месяца использования (если появятся трудности с релизом или вам понадобится что-то исправить, то любые задержки и проблемы влетят в копеечку).

LANDR Distribution

LANDR, в первую очередь, известен как сервис автоматического мастеринга музыки. Собственный сервис дистрибуции музыки компания открыла только в июне 2017, подписав соглашения о партнерстве практически с каждой компанией в музыкальной индустрии. Сервис распространения был запущен очень тихо, о его существовании не знали даже партнеры: ходят слухи, что таким действием они нереально выбесили одного из своих партнеров по распространению музыки, что моментально сказалось на взаимоотношениях между площадкой и дружественными ей компаниями.

Тем не менее LANDR на это наплевать. Пользовательская база, активно использующая автоматический мастеринг, насчитывает около 1,3 млн клиентов. Многим из них пригодится публикация музыки в магазинах, так что у LANDR Distribution неплохие шансы на успех в сфере дистрибуции.

Плюсы LANDR Distribution

  • Нет комиссии
  • Члены ASCAP получают бесплатный доступ к сервису и бесплатную дистрибуцию
  • Собственные механизмы размещения в плейлистах (для уже набирающих обороты артистов)
  • Бесплатная дистрибуция, если вы воспользовались услугами мастеринга
  • Коворкинговые пространства. LANDR предлагает пользователям специальные рабочие места, чтобы музыканты могли работать вместе. Звучит интригующе.
  • Веб-сайт на 7 языках

Минусы LANDR Distribution

  • Взносы за год/месяц.
  • Нет многих фич, присутствующих у конкурирующих сервисов.
  • Нет механических лицензий на выпуск каверов. Несмотря на заявления об упрощении таких релизов, пока что пользователям LANDR Distribution нужно получат лицензии на каверы самостоятельно через LOUDR, Harry Fox’ Songfile или Easy Song License.
  • Нет партнёра-паблишера, чтобы собирать авторские роялти.
  • Нет собственных механизмов помощи артистам в продвижении (маркетинговой поддержки, связей с кураторами плейлистов).

MondoTunes

Перед тем, как мы начнем рассказ про MondoTunes, нужно привести интересную цитату Ари из оригинального материала:

Когда вышел мой обзор сервисов цифровой дистрибуции музыки, их CEO [MondoTunes] наехал на меня в прямом смысле слова. Он не только угрожал мне судом, но и оставил на автоответчике сообщение, в котором говорил, что я напоминаю ему мужика, который спал с его женой и разрушил 25-летний брак. Не, на полном серьёзе! Он так и сказал.

Самое забавное, что этот чувак больше не у руля [MondoTunes], а новый CEO по имени Джаван уже связался со мной и был очень мил в беседе. Он извинился за поведение прошлого руководителя.

Ари

MondoTunes постоянно находятся в роли догоняющих, ждать от них инновационности не приходится. Их первый инвестор был связан с Interscope Records, поэтому сеть дистрибуции сервиса совпадает с сетью лейбла. MondoTunes постоянно хвалились фактом такой дружбы, что привело к фейлам многих молодых артистов — люди думали, что MondoTunes сделает из них следующую Леди Гагу или Maroon 5. К слову, этих исполнителей сервис упоминает в своём промо, хотя никто ни к кому не имеет никакого отношения.

Сервис работает с большинством аутлетов, но — это НО такое же большое, как жопа Ким Кардашьян (Ари использует игру слов «but» и «butt» в оригинальном тексте — прим. пер.) — ваши продажи, скорее всего, не взлетят только из-за присутствия на куче площадок. У MondoTunes не так много историй успеха, поэтому они активно фокусируются на молодых и неопытных артистах.

Финальным аккордом в сомнениях насчет MondoTunes можно признать тот факт, что после смены руководства сервис сменил название на Octiive и переехал на новый домен. Хотя обещания успеха остались старыми.

Плюсы MondoTunes

  • Дистрибуция почти во все известные DSP (включая азиатский рынок)

Минусы MondoTunes

  • Годовые платежи
  • Нет разделения выплат
  • Не предоставляют отчёты по трендам
  • Медленная скорость дистрибуции (3-4 недели)
  • Не работает с механическими лицензиями для каверов
  • Нет партнёра-паблишера, чтобы собирать авторские роялти
  • Нет собственных механизмов помощи артистам в продвижении (маркетинговой поддержки, связей с кураторами плейлистов)

Multiza

Один из немногих агрегаторов и дистрибьюторов, предоставляющих вожделенный для русскоязычного сегмента исполнителей доступ к монетизации музыки в ВКонтакте. Офис Multiza находится в Москве. На сайте висят телефоны поддержки, почта для обращений. На первый взгляд всё более, чем круто.

Несмотря на российское происхождение, до регистрации в сервисе остаётся множество вопросов — FAQ на сайте слишком общий, деталей не хватает, как всё работает до конца непонятно. Техподдержка на вопросы не реагирует и не отвечает. Чтобы достучаться до контактов потребуется немалая доля упорства, но даже после этого общаться с вами будут так, как будто никто не заинтересован в привлечении новых клиентов. Кажется, что размещение через них работает по схеме «Закинули на платформы и будь, что будет».

Ключевой момент: Multiza не является официальным дистрибьютором, сервиса нет в списке партнёров Apple Music Partners. Так же, как и FreshTunes используют чьи-то возможности для размещения треков. Никаких дополнительных возможностей сервис не предлагает: здесь вас ждёт только размещение на платформах, не более. Несмотря на это, Multiza может помочь с изготовлением мерча, мастерингом, рекламой. Полный спектр возможностей с личным менеджером доступен исполнителям за 60 € — теперь понятно, почему техподдержка не работает. Чтобы понять, как всё на самом деле, мы разместили релиз через Multiza.

Для размещения нужна «регистрация лейбла» за 5,48 €. Само размещение оценивается в 2,66 €. Платеж разовый, в дальнейшем говорят о том, что с продаж сервис удержит 20%. Кабинет не самый удобный, в нём много лишнего, статистика реализована средне. Среди приятных опций — размещение клипов и видео в iTunes, но после регистрации она недоступна. Чтобы получить доступ к этой фиче нужно набрать большое количество продаж и прослушиваний, но какое именно — не уточняется.

Все вопросы с техподдержкой решали по городскому телефону и после оплаты нам пришлось долго дозваниваться до них. Неконтролируемый агрегатор, который в целом, справляется с основной задачей — просто закинуть музыку в ВКонтакте. Будь у агрегатора работающая поддержка и более заинтересованный подход к развитию, то работать с ним было бы явно удобнее. Маленьким и начинающим лучше не связываться с ними, всё слишком ненадёжно, бесконтрольно и непривлекательно. У тех, кто покрупнее и поименитее, возможно, работа с сервисом сложится удачно.

Плюсы Multiza

  • Можно разместить музыку, аудиокниги, электронные книги и видеоклипы
  • Нет ежемесячных и ежегодных платежей за использование
  • Не требует продления публикаций, все размещения делаются навсегда (так говорят)
  • За раз можно разместить любое количество треков
  • Размещают музыку в ВКонтакте

Минусы Multiza

  • Комиссия 20% с выручки
  • Бесполезная техническая поддержка, не отвечающая на вопросы пользователей
  • Обещают слишком много, но уровень сервиса низкий
  • Абсолютно ненадёжный сервис, не заинтересованный в новых клиентах, новичкам лучше не связываться

ONErpm

Чуть ли не единственный дистрибьютор, который не принадлежит никому, кроме основателя компании — ни один процент акций ONErpm не принадлежит ни Spotify, ни Sony, ни Believe Digital или кому-либо ещё. Несмотря на то, что ONErpm находится в американском Нэшвилле, фокус сервиса приходится на Латинскую Америку. Руководитель ONErpm вообще заявляет, что Бразилия давно стала второй страной во всём мире по потреблению контента, поэтому они всеми силами смотрят на рынок латинской музыки.

Сервис отходит от работы с DIY-музыкантами — 95% клиентов ONErpm являются подписантами лейблов или те, кого они подписали сами. Тем не менее в России пока что модель работы сервиса отличается — процент доморощенных музыкантов намного больше, чем в остальных зонах присутствия. Так или иначе, но по мере укрепления позиций в России ONErpm движется в сторону более привычной схемы работы.

Для своих клиентов сервис предлагает шесть разных многоканальных сетей распространения контента (англ. Multi-Channel Networks, MCN) с общей аудиторией порядка 5,5 млн пользователей в месяц. Благодаря этому ONErpm поддерживает собственную партнёрскую программу для музыкантов. Более того, платформа курирует собственные плейлисты на Spotify, закидывая туда популярных исполнителей-клиентов. Премиум-клиенты сервиса также получают собственного менеджера, который разрабатывает стратегию релиза, маркетинговый план и другие фишки, помогающие в продвижении музыки.

Что касается роялти, то ONErpm собирает механические роялти с релизов, а также сотрудничает с Merlin. Как и в случае с Symphonic Distribution, исполнители могут рассчитывать на более высокие выплаты за свои релизы. В дополнение к этому клиентам дают авансы. К примеру, артист может увидеть «живые деньги» ещё до начала работы полноценной работы с ONErpm, а также посмотреть траты маркетингового бюджета на свой контент. К сожалению, такая фишка работает только для подписанных артистов, DIY-музыканты остаются без таких удобств.

Разместить музыку можно на всех ведущих международных площадках, а также в локальных сервисах. Для России присутствует поддержка UMA: разместить своё творчество в VK Music, BOOM и Одноклассниках не составит труда. Дополнительно треки можно закинуть в раздел музыки TikTok и в каталог рингтонов Apple App Store. К сожалению, последняя возможность платная даже для премиум-клиентов.

Официально срок публикации релизов в ONErpm составляет два дня, однако по мере роста популярности сроки сдвинулись — сейчас среднее время на публикацию релиза составляет около недели. Неделя, конечно, не два дня, но даже так сроки можно назвать оптимальными, если грамотно планировать релиз. В любом случае, сервис доставляет музыку на площадки быстрее, чем те же CDbaby и Tunecore.

В целом проблем с публикацией быть не должно, если соблюдать не только правила самого сервиса, но и правила самих площадок, на которые отправляется релиз. Тем не менее при отклонении релиза по какой-либо причине срок выпуска сдвигается ещё на неделю: очередь публикации «живая», повторно отправленная музыка попадает в конец списка.

Плюсы ONErpm

  • Мощно шарят в Латинской Америке и их музыкальном рынке
  • Русскоязычная поддержка, стабильно отвечающая в течение двух рабочих дней
  • Собственные плейлисты в Spotify, которые сервис активно курирует
  • Маркетинговая поддержка релизов в плейлистах
  • Собственный менеджер, разрабатывающий стратегию продвижения релиза и маркетинговый план (только для премиум-клиентов)
  • Разделение выплат, авансы
  • Поддержка UMA
  • Сбор механических роялти
  • Встроенные инструменты маркетинга (Pre-Save, SmartLinks)
  • Доставка в TikTok и раздел ринготов Apple

Минусы ONErpm

  • Комиссия 15% для DIY-музыкантов (для премиум-клиентов комиссия растёт сообразно количеству задач, решаемых OneRPM в рамках договора)
  • Нет партнёра-паблишера для сбора авторских роялти
  • Срок доставки музыки на площадки составляет около недели, поэтому публикацию релиза лучше планировать заранее
  • При отклонении релиза по каким-либо причинам придётся ждать ещё неделю — очередь публикации «живая», исправить ошибки и сразу же разместиться не выйдет
  • Момент, который нужно учесть: помимо правил самого сервиса, релизы должны обязательно соответствовать требованиям площадок — релиз могут отклонить на «принимающей» стороне

ReverbNation Distribution

Самое крутое в ReverbNation Distribution — программа по развитию исполнителей «Connect». Если модераторы программы заметят вас, сервис окажет вам как исполнителю всевозможную информационную и техническую поддержку. Единственный минус в том, что в последнее время бюджеты программы сильно порезали — по инсайдерской информации Ари, счастливчиков стало значительно меньше.

В рамках «Connect» ReverbNation Distribution даёт исполнителям мощные возможности: участие в фестивалях, ротации на радио, попадание в плейлисты, работа с лейблом ReverbNation. В дополнение к этому пользователи получают доступ к исследовательской платформе CrowdReview — одному из лучших инструментов по изучению рынка. Доступ не бесплатный, но стоит своих средств для тех, кто всерьёз занят своей карьерой. Проблема в том, что никто не слышал об историях успеха по этой программе — скорее всего, их просто не существует.

Пользование «Connect», как и самим ReverbNation Distribution, не бесплатное. Сервис предлагает пакеты услуг: например, за $19.95/мес дают доступ к почтовой рассылке, бесплатное скачивание других треков на платформе, шанс попасть на ТВ. Музыка при этом публикуется от имени лейбла, а вам гарантируют дистрибуцию двух релизов в течение года и обещают возможность попасть на фестивали. При этом заработанное на своих треках музыкант получает в полной мере — сервис отдаёт 100% выручки.

Основная беда сервиса в том, что он занимается всем и сразу. Возможностей так много, что ReverbNation Distribution просто не может быть лучшим в чём-либо. Такой вот крепкий середняк, который выделяет только известный бренд и очень продвинутая аналитика по музыке, слушателям и другим аспектам творчества.

Плюсы ReverbNation Distribution

  • Подписка с большим количеством возможностей: размещение треков, продвижение
  • Нет комиссии, вся выручка остаётся у исполнителя
  • Огромное количество самых разнообразных данных для анализа. У сервиса много клиентов, информация о которых собирается в единую базу и доступна для использования

Минусы ReverbNation Distribution

  • Заточен на новичков
  • Действовать самостоятельно сложно: всё, что вы делаете в рамках сервиса, жёстко брендируется ReverbNation
  • Нет партнёра-издателя для сбора авторских роялти
  • Нет собственных механизмов маркетинговой поддержки, связей с кураторами плейлистов
  • Поддержка работает очень медленно

RouteNote

RouteNote работают с 2008 года, хотя такого кипиша, как CD Baby, Tunecore и DistroKid, не наводили. Но даже без этого сервис стал одним из первых партнёров SoundCloud. Компания функционирует в паре с собственным небольшим лейблом. RouteNote анализируют все размещённые треки и, если артист набирает популярность, подхватывают исполнителя, изучают его целевую аудиторию и смотрят, какие плейлисты могут подойти для размещения. По словам сервиса, обычно артисты не знают, что на самом деле тянет их вверх, поэтому они стараются выявить тот самый критерий успеха, чтобы продвинуть музыканта.

RouteNote первыми добрались до всех площадок размещения в Китае, Индии, Южной Корее, Тайване, Австралии (всего в списке локаций для размещения 193 страны). Руководство платформы хвалится тем, что покрывает 95% музыкального рынка, а также активно работает в Азии. По словам руководителя сервиса, некоторые артисты живут только на отчислениях с прослушиваний в Китае, где аудитория сопоставима со всей аудиторией YouTube.

Цены на размещение доступные:

Какой бы тариф вы не выбрали, поддержка отрабатывает на пять с плюсом: отвечают в течение пары рабочих дней, понимающе разделяют всю боль существования молодого исполнителя. Ко всем тарифам предлагается ряд дополнительных услуг (например, те же ISRC и UPC), при этом нет никаких подводных камней — платишь только за то, что написано, всё остальное бери за так.

По выплатам всё довольно просто: деньги посылают раз в месяц на PayPal при условии, что сумма отчислений превышает $50. При этом платежи можно настроить так, чтобы сервис автоматически делил сумму заработка на нескольких человек (например, с друзьями-музыкантами или пацанами с фита).

Из других приятных моментов — постоянная работа по удержанию клиентуры. В соцсетях сервиса стабильно появляются новости, апдейты, опросы, лайфхаки и FAQ по использованию самого сервиса, а также материалы о продвижении музыки (как работает Spotify, как продвигать музыку).

Доставка релизов на крупные платформы занимает 24-72 часа, на всякую неизвестную нам шушеру в Китае или Сингапуре — от двух до четырёх недель. При этом иногда (на бесплатном тарифе точно) какие-то из площадок для размещения пропускаются, а музыка заливается не туда. Был случай, когда название группы совпало с уже существующим исполнителем и трек был залит в другой магазин. Поддержка решила вопрос быстро, но осадочек остался.

RouteNote не даёт заливать кавера, если заблаговременно не получена лицензия от правообладателя на кавер. Финансовая отчётность по заработкам приходит с задержкой в полтора месяца — отчёт о заработках в сентябре придёт в середине ноября. Даже если трек мощно выстрелит в какой-то месяц, узнать об этом раньше времени не получится. Из других недостатков: с русскими площадками сервис не работает, хотя поддержка обещает в скором времени исправить этот момент.

RouteNote — нормальный сервис, если нет желания сильно потеть и разбираться во всяких хай-энд штуках и функциях. Хочешь тупо залить музыку во все западные магазины и получить 50 баксов без лишних проблем, вопросов и головной боли — добро пожаловать. Те, кому нужен русский рынок, маркетинговая поддержка и прочие финтифлюхи проходят мимо.

Плюсы RouteNote

  • Гибкие тарифы, включая один бесплатный
  • Отсутствие подводных камней: платишь только за то, что входит в тариф или услугу
  • Публикация треков в течение трёх дней
    Возможность начать продажи музыки по предзаказу в Google Play Music и iTunes
  • Большое количество магазинов по всему миру для распространения музыки (включая практически всю Азию)
  • Отличная техническая и пользовательская поддержка, отвечают в течение пары рабочих дней
  • Простая политика выплат с возможностью разделения выручки между несколькими пользователями

Минусы RouteNote

  • Предзаказ для релиза нужно активировать за месяц до даты релиза
  • Финансовая отчётность поступает с задержкой в 45 дней
  • Нельзя загружать кавера без соответствующей лицензии
  • Большое количество магазинов не всегда хорошо: о некоторых вы никогда не слышали и, скорее всего, не услышите
  • Не работает с российскими музыкальными сервисами (Яндекс.Музыка, ВКонтакте, BOOM, Zvooq)
  • Отсутствие мобильной версии сайта, десктопная в плане оптимизации также оставляет желать лучшего (к содержанию сайта претензий нет)
  • Нельзя создать черновик релиза для Spotify

Soundreliz

ВНИМАНИЕ!

Информация ниже основана на отзывах подписчиков «Рузке Продюсер» в Телеграме и ВКонтакте. Если представители Soundreliz захотят опровергнуть дальнейшую информацию и отзывы пользователей, мы с радостью опубликуем их ответ как отдельно, так и в рамках материала.

Soundreliz — дистрибьютор, созданный автором телеканала A1 (не тем, который свалка хип-хопа, превратившаяся в ТНТ Music, а именно Первым Альтернативным). Канал про альтернативную музыку был душевным и честным, значит и дистрибьютор должен быть «для артистов», верно? Не совсем.

Soundreliz появился в конце 2017 года и занимается всем сразу. Для крупных музыкантов (например, Глеба Самойлова или группы 7Раса) они печатают винил, устраивают краудфандинг, разрабатывают мерч. Такие же услуги сервис готов предложить музыкантам поменьше, но прайс далеко не самый адекватный, да и качество обслуживания ужасно. Известен случай, когда группа заказала у Soundreliz партию компакт-дисков и получила коробку сидюков с типографским браком, которые ещё и не проигрывались ни на одном устройстве. Деньги группе вернули, но презентация альбома прошла без самого альбома.

Что же касается дистрибуции, то Soundreliz предлагает распространение с сохранением мифических 100% прибыли (об этом чуть позже). Цены на распространение висят на сайте:

Платежи разовые, никаких доплат. К тому же площадка монетизирует ВКонтакте и BOOM.

В общем, всё вроде бы круто: никаких мутных штук, тонн денег как у CD Baby, предоставления персональных документов как у FreshTunes. Но первый подвох ждёт прямо прт размещении релиза: для публикации нужно сначала заплатить. Пока вы не занесёте денег, не получите доступ к личному кабинету, не получите подробного описания фич и возможностей. Вот так вот просто: сразу после рекламной страницы, которая убеждает вас в том, что ВСЕ КРУТЫЕ МУЗЫКАНТЫ УЖЕ ТАК ДЕЛАЮТ, вам надо заплатить денег.

Окей, заплатим. Теперь у нас появился личный кабинет. Но и тут нас ждёт ещё один подвох: Soundreliz всё-таки магазин мерча других артистов, поэтому ваш личный кабинет — кабинет покупателя. Для загрузки музыки нужно зайти в ЛК и найти вкладку загрузки релизов, которая… эталон минимализма. Возможностей так мало, что даже у FreshTunes их больше.

Музыкант может добавить обложку, выбрать жанр, язык контента. Загрузка треков поштучно. Также можно выбрать дату релиза и площадки для размещения (без привязки к странам). Ещё здесь можно пообщаться с модератором. На этом всё. Требования к обложке обычные, проблем в духе всё тех же FreshTunes нет.

Итак, всё заполнено и проверено, релиз отправляется на модерацию. По словам сервиса, внутренняя модерация занимает до десяти дней, а затем ещё неделя уходит на доставку в магазины. Тут-то и начинается самое интересное…

Как рассказывают наши читатели и пользователи, внутренняя модерация занимает до десяти дней. Это могут быть рабочие дни, а могут быть десять дней на какой-нибудь планете в другой галактике. Модератор в чате может не отвечать на вопросы. Вообще. Никогда. Техподдержка работает так же: не отвечает на сайте, по почте и даже по телефону.

Один из наших читателей рассказал, что выбранный им жанр трека оказался устаревшим, площадки его просто больше не поддерживают. Релиз вернулся обратно после модерации. Его нужно отредактировать и отправить снова на проверку. На те самые десять дней. Причём после повторной отправки на модерацию сервис сбрасывает даты выхода релиза, ему проставляется дата доставки в магазины. Вам об этом никто не скажет, перепроверять нужно самому.

Чтобы трек прошёл модерацию, в названии не должно быть «странных» символов — слэшей, скобок, дэшей и прочего. То, что другие исполнители используют такие символы в названиях треков, никого не волнует. В случае, если в вашем треке находится что-то подобное, Soundreliz попросту меняет название трека на подходящее ему и доставляет на площадки. Без предупреждений и обсуждений.

Из других минусов пользователи отмечают, что функция предзаказа треков стоит денег. Можно поставить релиз хоть на следующий год, но за предзаказ придётся заплатить. Добавьте к этому то, что вам не дадут никакой статистики. Информация о заработках только в конце квартала. Никаких подробностей о том, как, когда и с какой комиссией выводить средства.

Ладно, поздравляем, вы прошли все испытания Soundreliz, а ваше творчество теперь присутствует везде, где вы хотели. Треки правильно определяет Shazam, у вас появилась автоматически сгенерированная страничка музыканта в ВКонтакте, даже YouTube выдаёт релиз потреково в поиске и с красивой обложкой вместо видео. Но что это такое, там на YouTube, в графе правообладатель? FreshTunes, наш старый знакомый!

Оказывается, Soundreliz доставляет музыку через FreshTunes. Вам об этом нигде не сказали. На все ли площадки? Неизвестно. Какой процент от прибыли забирает себе FreshTunes? Неизвестно. Работает ли FreshTunes со всеми площадками напрямую или тоже имеет посредника? Никто не знает. Скорее всего мы не знаем много чего ещё, но и этого хватит.

В качестве бонуса — ещё несколько отзывов о работе Soundreliz. Раз:

Два:

Начну с того, что треки моей группы были залиты везде через DistroKid, но до BOOM и Яндекс Музыки руки не доходили (собственноручно залитыми в спешке под релиз в ВК аудиозаписями справлялись, вотэшейм). Летом мне в личку ВК написала девушка — представитель SR с предложением сотрудничать с группой. Задав вопрос о том, какой платформой мы пользуемся, она прислала сравнительную табличку SoundReliz — Distrokid, где зеленым (в сравнении с сухим желтым — FAQ у DistroKid) была отмечена их бесплатная поддержка.

Релизнув в ноябре EP c Distrokid, не имея альтернатив или не зная о таких за скромные деньги (задача была — загрузить только на ЯМ и Boom, так как с другими платформами вопрос был решен), я решила воспользоваться услугами SR: авторизация через ВК и концертный жилет В.Преснякова в рубрике «аукцион» — все в рамках нормалий.

Загрузила треки (4 штуки) 24 декабря. До 9 января висели «на модерации». В максимально скупом личном кабинете есть окно «чат с модератором», куда я начала писать 9-го. Молчание. 12-го января повторила попытку — молчание. Звонила по указанному на сайте номеру телефона в указанное там же рабочее время — нет ответа. Повторив эту процедуру несколько раз с одинаковым результатом, отправилась в личку к виновнице моего прибывания на SR. Оказалось, что она там уже не работает, но, в защиту коллег, связала перебои в работе с новогодними праздниками (ну ладно, ожидаемо) и дала мне ссылку в ВК на другого представителя SR.

20 января, статус в личном кабинете все еще «на модерации», я написала новому «поддерживающему». 22 января выянилось, что треки были залиты на платформы 17 января, а в работе личного кабинета произошел системный сбой. Бывает.

На мои вопросы (у меня наконец появился тот, кому я могла их задавать!) о наилучшей форме обращения за поддержкой, мне ответили: «Вообще в чат релиза лучше не писать, либо мне сюда, либо в почту. Данные о статистике будут приходить на почту, первый через 3 месяца с даты релиза», — довольно сложно это представить, если даже об успешном размещении нас не уведомили.

Прожили мы с живым релизом недолго — в феврале осатаневший соавтор начал кидаться страйками направо и налево, в результате чего пострадал в том числе и BOOM (и аудио, загруженные собственноручно). После запроса в ВК о причине удаления треков, где меня, конечно же, отослали к дистрибьютеру, я написала последнему «поддерживающему» и получила предсказуемый результат в виде сообщения: «Добрый день, к сожалению, ничем вам не помогу, более там не работаю. Обратитесь в сообщения ВК в группе».

В сообщениях в группе ВК, конечно же, никто не отвечает. И тем временем статус релиза по-прежнему «РАЗМЕЩЕНО».

Такие дела. Мы не топим за какой-то конкретный агрегатор, не призываем бойкотировать Soundreliz. Работайте, если вам нравится постоянно находить себе проблемы на жопу и тормозить карьеру — всё ок, естественный отбор в жестоком музыкальном мире.

Плюсы Soundreliz

  • Не найдены

Минусы Soundreliz

  • Медленная и бесполезная поддержка пользователей
  • Узнать об условиях размещения можно только после оплаты
  • Размещение музыки занимает очень длительное время
  • Размещают треки через FreshTunes
  • Работа с сервисом — одна сплошная проблема

Soundrop

Soundrop находится под крылом CD Baby (даже располагается в том же здании), но независим от него — руководство Soundrop отмечает, что даже не общается с сотрудниками CD Baby. Сервис подписал соглашения с DistroKid, CD Baby и LANDR, благодаря чему собирает роялти для своих клиентов.

Основная особенность Soundrop — направленность на начинающих ютуберов и композиторов видеоигр. По этой причине называть сервис полноценным конкурентом других компаний в подборке некорректно. Задача Soundrop не столько распространять музыку, сколько упростить дистрибьюцию творчества очень узкой группы клиентов. Если вы начинающий ютубер или пишите музыку к играм, то Soundrop точно для вас. Всем остальным можно проходить мимо.

Самый большой плюс для ютуберов — возможность распространять каверы без какой-либо мороки с правообладателями. Платите $9.99 за механическую лицензию (дешевле не найдёте, реально) и смело идёте постить видео со своим прочтением чужой песни. При этом распространение полностью автоматизировано. Более того, авторская музыка публикуется вообще бесплатно (за лицензию же не надо платить).

Сервис берет комиссию 15% с заработанной суммы. Выплаты делаются вроде как стабильно, но база площадок маленькая — только Apple Music/iTunes, Google Play Music, Amazon, Deezer и Spotify. Поддержки практически никакой (как обычной технической, так и маркетинговой), отчётов по трендам и аналитики нет. Стандартный набор минусов для небольшой площадки.

Плюсы Soundrop

  • Бесплатная публикация авторской музыки
  • Автоматизация распространения каверов
  • Распространяют каверы, решая за исполнителей вопросы с авторскими правами
  • Стоимость механической лицензии на кавер — $9.99, дешевле не бывает
  • Разделение выплат
  • Находится под крылом CD Baby

Минусы Soundrop

  • Комиссия 15% с выручки
  • Скудные отчёты по заработку, отсутствие аналитики
  • Скромный набор площадок: Apple Music/iTunes, Amazon, Spotify, Google Play Music, Deezer
  • Мало функций и полезных возможностей для исполнителей
  • Нет маркетинговых инструментов поддержки исполнителей
  • Нет партнёра-издателя для сбора авторских отчислений (только исполнительские)
  • Бесполезная служба поддержки
  • Очень узкая направленность сервиса — только начинающие авторы музыкальных каналов на YouTube и видеоигровые композиторы
  • Мало отзывов от пользователей, сервис ещё не успел себя зарекомендовать

Stem Music Distribution

Когда-то Stem была маленькой компанией, сидевшей в крохотном офисе и работавшей с двумя десятками артистов. Сегодня Stem стал сервисом с большим офисом в Лос-Анджелесе и тысячами исполнителей. Компания финансируется крупными инвесторами, но волноваться из-за этого нет смысла: для стартапа такая политика в порядке вещей (Spotify до сих живёт на деньги инвесторов и до сих пор не приносит прибыли).

В начале своего пути Stem привлекала только авторов контента на YouTube, но постепенно сменила фокус. Сегодня сервис работает аналогично AWAL — привлекает артистов в материнскую компанию, уделяя каждому исполнителю как можно больше внимания. Каждому музыканту дают личного менеджера, который помогает во всех вопросах размещения музыки, разъясняет все непонятное. Такой подход вынуждает сервис работать по приглашениям — зарегистрироваться без инвайта не выйдет.

По каждому релизу предоставляется подробный отчёт о доходах и аналитика: кто, где и как слушал трек, сколько лет слушателям, какие у них предпочтения и ещё тонны другой полезной информации, помогающей лучше изучить аудиторию. Сервис берёт очень низкую комиссию с выручки — всего 5%, что является одним из самых низких показателей на рынке. Выплаты делятся между участниками записи, при этом сервис автоматически собирает механические роялти со всех релизов, куда входит ваша музыка. Авторские роялти, к сожалению, не собирают.

МЕХАНИЧЕСКИЕ РОЯЛТИ

Фиксированные лицензионные платежи. Лейбл и автор получает роялти каждый раз, когда трек воспроизводится на любом носителе, скачивается с сайтов, стримится. Механические роялти распространяются на все виды песен — оригиналы и каверы. Сумма отчислений разная, в зависимости от длительности трека.

Процесс размещения релиза прост и понятен: заполняете информацию о треке, загружаете обложку, выбираете магазины и отправляете песни в мир. На фоне конкурентов выбор магазинов маленький — Spotify, Apple Music, YouTube Music, Google Play Music и другие самые популярные наименования, всего 12 штук (наших магазинов там нет). Уникальная возможность: изменить любую информацию о релиза после его появления в магазинах — после правок треки будут бесплатно опубликованы заново с сохранением статистики. Единственное, что не получится опубликовать — каверы. Распространение каверов происходит только для очень малой доли избранных, но как в эту самую долю попасть — неизвестно.

Плюсы Stem

  • Персональный подход к каждому музыканту (предоставляют личного менеджера)
  • Собственные специалисты по включению в плейлисты
  • Нет дополнительных платежей и взносов (совсем!)
  • Низкая комиссия — 5%
  • Автоматическое разделение выплат
  • Единственная компания, выплачивающая механические роялти за скачивание — отличная новость для соавторов
  • Прозрачный отчёт по выручке, понятная аналитика
  • Мобильное приложение с доступом к отчётам и аналитике
  • Собирает механические роялти в США от публикаций на YouTube
  • Возможность внести правки в уже выпущенные треки (можно отредактировать часть информации и заново сделать релиз)

Минусы Stem

  • Открытой регистрации нет, доступ только по приглашениям
  • Музыка размещается только в 12 магазинов
  • Для большинства пользователей и артистов распространение каверов запрещено
  • Нет партнёра-издателя для сбора авторских роялти
  • Нет ежедневного отчёта по трендам
  • Не включают треки в раздел «Музыка» внутри сториз в Инстаграме

Symphonic Distribution

Symphonic Distribution основана в 2006 году и сейчас работает с 50 000 исполнителей. На самом старте сервис получил неплохие инвестиции и быстро набрал ход, составив конкуренцию тому же AWAL. С самого начала сервис активно работает с перспективными инди-музыкантами.

Сервис обладает контактами в Spotify, Apple и других площадках, и осуществляет не только техническую доставку музыки, но и полноценную поддержку артиста. Symphonic Distribution работает с любыми музыкальными жанрами, но большего успеха добились в нише латинской музыки, позиционируя себя как промоутеров урбан-артистов, электронщиков и других исполнителей в стиле современного латино.

При размещении музыки каждый исполнитель проходит специальную проверку: сервис говорит, что верит только в «поющих» артистов. Ручная проверка также гарантирует индивидуальные условия каждому исполнителю — стандартных позиций здесь нет, всё оговаривается отдельно. Использование сервиса бесплатное, загрузка треков может происходить по двум сценариям:

  1. Бесплатное размещение в обмен на комиссию 15% со всех продаж;
  2. Фиксированная ставка за публикацию трека — $10,99.

Symphonic Distribution сотрудничают с глобальной некоммерческой независимой организацией Merlin, занимающейся защитой авторских прав. Организация ведёт переговоры от более 20 000 лейблов и дистрибьюторов по всему миру, а конечным исполнителям такое партнёрство гарантирует более высокий процент отчислений и другие бонусы. Также сервис дружит с платформой Alliance Entertainment — диски и винил артистов распространяются по магазинам всего мира. Такая возможность доступна не всем исполнителям, условия получения бонуса индивидуальны (кому-то повезёт, кому-то нет), но её наличие все равно выгодно выделяет Symphonic Distribution на фоне конкурентов.

В дополнение ко всему, Symphonic Distribution, наверное, единственный сервис, который умеет распространять треки в формате стэмов. К любому мастер-треку можно приложить три-четыре дорожки инструментов, составляющие этот трек, чтобы затем распространять их отдельно — другие музыканты могут использовать стэмы для своих песен, отчисляя вам некий процент за применение.

Всю статистику выдают ежедневно, причем сбор информации происходит с помощью SoundScan, платформы отслеживания компании Nielsen. SoundScan видит все продажи музыки и видео по всей территории США и Канады. К слову, если стоит цель попасть в чарты какого-нибудь Billboard, то без регистрации в SoundScan у вас ничего не выйдет.

Плюсы Symphonic Distribution

  • Нет ежегодных платежей, платформой можно пользоваться бесплатно
  • Собирают выручку как со стороны владельца авторских прав, так и со стороны исполнителя (через SoundExchange)
  • Личный менеджер у каждого исполнителя
  • Могут распространять диски и винил по реальным магазинам
  • Свой издательский сервис (издают через TuneCore Publishing)
  • Ежедневные отчёты
  • Монетизация каверов (лицензия стоит $14,99 + процент от продаж)
  • Распространение стэмов
  • Работают с UMA (можно разместить музыку в VK Music, BOOM, Одноклассниках)

Минусы Symphonic Distribution

  • Комиссия 15%
  • Нет отчётов по трендам в Spotify или Amazon Music
  • Регистрация закрыта, попасть можно только по приглашению

TuneCore

Ещё один гигант на рынке цифровой дистрибуции музыки. Некоторые считают TuneCore единственным дистрибьютором, работающим с DIY-исполнителями. Несмотря на это в своей заметке Ари говорит, что TuneCore давно потеряли человечность — якобы после покупки сервиса компанией Believe Digital дистрибьютор превратился в бюрократическую махину, которую интересуют только прибыли. Так это или нет — вопрос открытый.

После своей продажи TuneCore стал младшей дочкой Believe Digital одного из крупнейших музыкальных дистрибьюторов на рынке. Такое положение гарантирует дополнительную надёжность: TuneCore — крупный игрок, который работает как часы. Пользование сервисом платное, оплачивается на ежегодной основе. В обмен на взнос TuneCore не берёт комиссии с ваших доходов, отдавая исполнителю все заработанные на музыке средства. Радоваться не стоит: далеко не все размещения освобождены от комиссий — например, размещение музыки в YouTube сопровождается сбором 20% от доходов.

Так как компания крупная, то работает она подобно любому другому крупному игроку в любой другой отрасли. Сервис платный, дорогой, но в обмен предлагает только самые необходимые функции и удобную статистику. Музыку размещают только на самых крупных площадках — Spotify, Apple Music, Amazon. Из полезных для российских музыкантов опций — возможность размещения в Яндекс.Музыке.

Несколько лет назад TuneCore заключили партнёрское соглашение с Royalty Solutions, что позволило пользователям зарабатывать на каверах. Для этого можно купить стандартную лицензию за $59 с неограниченным размещением, либо ограниченную лицензию за $15, по которой разместить кавер и заработать на нём можно только при соблюдении определённых условий (читайте соглашение!).

К слову, у TuneCore присутствует несколько историй успеха, когда размещаемые и продвигаемые ими исполнители получали миллионы прослушиваний и отличные продажи. Среди таких счастливчиков — Рон Поуп и Boyce Avenue. На волне успехов TuneCore даже запустил собственную подкомпанию по сбору роялти TuneCore Publishing.

Плюсы TuneCore

  • Нет комиссий, вся выручка остаётся у исполнителя
  • Свой партнёр-издатель, собирающий авторские роялти (TuneCore Publishing, работает с комиссией 15%)
  • Отличные отчёты по выручке, одна из лучших аналитик в индустрии
  • Ежедневные отчёты по трендам в Apple Music и Spotify
  • Авансы в счёт следующих релизов
  • Возможность монетизации каверов

Минусы TuneCore

  • Дорогой годовой тариф
  • Нет разделения выплат
  • Нет собственных маркетинговых инструментов для продвижения артистов
  • Берут дополнительную плату за различные функции: монетизацию Фейсбука и YouTube, размещение в дополнительных магазинах ($2 за каждый)
Exit mobile version