Оборудование Kraftwerk: 7 устройств, доказывающих технологическую инновационность немецких электронщиков

Оркестровый синтезатор, металлические пэды и другие самодельные и коммерческие инструменты, сформировавшие звучание легендарной группы.

Оборудование Kraftwerk, музыкальные инструменты kraftwerk, инструменты kraftwerk

Kraftwerk, своим творчеством повлиявшие на синти-поп, техно и всю электронную музыку, по праву считаются пионерами электроники. В стремлении к самовыражению и технологическому совершенству группа создала несколько новых музыкальных инструментов, которые удивляли слушателей по всему миру. Из этого материала вы узнаете, какое инновационное оборудование придумали Kraftwerk, и как оно помогло коллективу сформировать собственный неповторимый звук.


С первого дня существования Kraftwerk делали всё возможное, чтобы посредством технологий вывести музыку на новый уровень. Группа постоянно стремилась к технологическим высотам: за время активной деятельности немецкий коллектив создал множество новых и модифицированных музыкальных инструментов, а заодно заслужил статус инноваторов.

Основанная в 1969 году Ральфом Хюттером и Флорианом Шнайдером, группа прошла через десятки внутренних изменений, но неизменно оставалась на острие прогресса. Вышедший в 1974 году альбом «Autobahn» считается одной из величайших и важнейших записей в истории мировой музыки. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть живое исполнение заглавного трека пластинки: ода путешествию по скоростным автобанам Германии до сих пор звучит мощно и свежо, ничуть не уступая по оригинальности любой современной композиции.

Все эксперименты Хюттер и Шнайдер проводили в собственной студии Kling Klang Studio — полностью изолированной от любых средств связи и отрезанной от внешнего мира звуковой лаборатории, помогавшей коллективу создавать шедевры, не отвлекаясь на окружающие события. Именно здесь участники придумывали новые и абсолютно уникальные инструменты: барабанные пэды, голосовые синтезаторы, секвенсоры и многие другие вещи, которые удивляли слушателей не меньше самого творчества Kraftwerk.

Moog Minimoog

К моменту выпуска четвёртого альбома Kraftwerk — «Autobahn» — басовый синтезатор Moog Minimoog стал привычным и обычным инструментом. Тем не менее то, как группа использовала его в своей музыке, удивило многих. За три года до выхода хита Донны Саммер «I Feel Love», Kraftwerk придумали пульсирующую басовую линию, повлиявшую на всю популярную и электронную музыку 1980-х годов.

Творчество Kraftwerk вдохновило сотни и тысячи людей по всему миру на новые музыкальные эксперименты: так, например, музыка в стиле техно появилась под влиянием немецкого коллектива. В конце 1970-х годов Хуан Аткинс, считающийся одним из отцов техно, был постоянным слушателем детройтской радиостанции The Elecifying Mojo, на которой крутили экспериментальную электронику, но из всего репертуара только Kraftwerk произвели на него неизгладимое впечатление.

Mojo частенько ставили в эфир «Trans-Europa Express» и «We Are The Robots». Когда я впервые услышал «We Are The Robots», то попросту оцепенел. У меня отпала челюсть! Их музыка звучала так свежо и по-новому. К тому моменту я уже занимался электроникой, но результаты и близко не были похожи на Kraftwerk — у них компьютеры как будто разговаривали друг с другом.

Хуан Аткинс

Сегодня Kraftwerk отказались от аналогового оборудования в пользу цифровых технологий. В 2015 году немецкая группа показала свои инструменты, большая часть из которых была программными синтезаторами, MIDI-контроллерами и прочими привычными устройствами для управления цифровыми синтезаторами. Несмотря на это, незабываемый звук Moog Minimoog до сих пор играет важную роль в саунде группы: как минимум один из участников Kraftwerk пользуется Creamware Minimax ASB — точной цифровой копией оригинального Minimoog.

Самодельные барабанные пэды

Kraftwerk всегда ценили драм-машины. Тем не менее к середине 1970-х годов группа стала искать новые пути создания электронных ритмов — коллектив активно экспериментировал с инструментами, отвечающими за ритм-секцию.

В 1975 году группа появилась на научном и технологическом шоу BBC Tomorrow’s Land вместе с набором самодельных электронных ударных — Вольфганг Флюр был вооружён шестью металлическими пэдами, воспроизводившими звук при ударе по ним металлической палочкой. Сами по себе пэды не могли генерировать сигнал и работали в качестве контроллера драм-машины Maestro Rhythm King.

Выпущенная в 1960-х годах, Rhythm King могла воспроизводить только заранее запрограммированные ритмы, однако Kraftwerk этого было недостаточно — группа модифицировала инструмент таким образом, чтобы играть через неё любые партии. В интервью 1981 года Ральф Хюттер рассказывал, что пэды не реагировали на силу удара, поэтому динамика, тембр и высота звука контролировались дополнительным набором напольных педалей.

К слову, изменённая Rhythm King была не единственным ритмическим инструментом, созданным Kraftwerk. Так, например, для тура 1976 года Флюр создал ритмическую лазерную клетку: стоя внутри неё, он преломлял лазерные лучи собственным телом, тем самым запуская барабанные сэмплы.

Несмотря на эффектность лазерного инструмента, от его использования пришлось отказаться из-за низкой надёжности. Как вспоминал Флюр, после неудачного концерта в Ливерпуле, где «клетка» то и дело глючила, критики сравнили его с регулировщиком дорожного движения, намекая на комичность размахивания руками в сломанном инструменте.

В наше время Kraftwerk полностью отказались от аппаратных и даже самодельных драм-машин. В частности, начиная с 2015 года коллектив использует популярный контроллер Native Instruments Maschine для запуска сэмплов и проигрывания ритмических паттернов.

Секвенсор Synthanorma Sequenzer

Группа появилась задолго до того, как музыкальный мир узнал о MIDI, DAW, автоматизации, контроллерах и прочих удобствах. В 1970-х годах участникам приходилось самостоятельно играть на всех инструментах или пользоваться аналоговыми секвенсорами. Последние передавали CV-сигналы контрольного напряжения, приводившие другие электронные музыкальные инструменты в действие.

В 1976 году Ральф Хюттер и Флориан Шнайдер приехали в студию Matten & Wiechers в немецком Бонне, чтобы создать 16-шаговый секвенсор, который помог бы группе автоматизировать работу с лупами. Получившуюся машину назвали Synthanorma Sequenzer — с её помощью группа записала «Trans-Europa Express». По-настоящему секвенсор раскрылся только в 1978 году в ходе работы над «The Man-Machine», где устройство усиливало и ослабляло, ускоряло и замедляло партии ударных.

В 1993 году Kraftwerk объединились с создателем Eurorack Дитером Допфером. Результатом совместной работы стал MAQ 16/3 — гибридный аналоговый и MIDI-секвенсор, производство которого было прекращено в конце 2010-х годов.

Vako Orchestron

Одним из самых запоминающихся звуков на альбоме Kraftwerk «Radio-Activity» (1975) стал звучащий на заднем плане искусственный хор. В наши дни создать хоровую подложку можно без каких-либо хлопот с помощью виртуальных инструментов, однако в середине 1970-х годов группе пришлось искать способ сгенерировать хор. На помощь пришёл малоизвестный клавишный сэмплер Vako Orchestron.

Mellotron и Orchestron были популярны до появления цифровых синтезаторов, генерирующих правдоподобные звуки. Устройства проигрывали записанные заранее сэмплы других инструментов: «Меллотрон» хранил образцы на магнитной плёнке, а пользователь мог управлять их высотой через изменение скорости проигрывания ленты, в то время как «Оркестрон» полагался на форму звуковой волны, записанную на одну из ранних версий CD-диска.

История появления оркестрона уникальна: устройство представляло собой профессиональную версию оптигана — игрушечного музыкального инструмента, придуманного американским производителем игрушек Mattel. Kraftwerk купили одну из первых версий необычного музыкального инструмента, оснащавшегося восемью звуками: хором, флейтой, саксофоном, органом, рожком, скрипкой, виолончелью и органом Хаммонда. В том или ином виде оркестрон активно применялся при записи «Trans-Europa Express» (1977) и «The Man-Machine» (1978).

Стоит отметить, что придуманный Mattel оптиган — не единственная игрушка, использовавшаяся немцами в своём творчестве. Ранее мы рассказывали, как группа применяла детскую драм-машину той же компании, перекрасив её в чёрный цвет.

Doepfer MOGLI MIDI-Glove

На протяжении десятилетий Kraftwerk сохраняли дружеские отношения с Дитером Допфером и его компанией Doepfer — немецкий изобретатель часто помогал группе в проектировании новых инструментов. Одним из ярких примеров актов совместной инженерии стал MIDI-контроллер Doepfer MOGLI, появившийся в 1993 году и позволявший управлять музыкальным оборудованием движениями рук.

Сегодня такой способ управления никого не удивит: в Интернете полно руководств по перепрограммированию контроллеров Nintendo Wii и Microsoft Kinect для полноценного взаимодействия и управления студией жестами. Тем не менее для начала 1990-х годов изобретение Допфера было уникальным. К слову, основа устройства также пришла из индустрии видеоигр: для создания MOGLI (MIDI Output Glove Interface) немец взял контроллер Nintendo Power Glove, обученный преобразовывать движения в MIDI-данные.

MOGLI использовался в ходе выступления группы на фестивале «ARS Electronica Festival of Art, Technology and Society» в 1993 году в Австрии. С помощью перчатки группа исполнила треки «Pocket Calculator» и «Musique Non Stop». Что же касается самого MOGLI, то контроллер поступил в продажу ограниченным тиражом — всего 350 штук.

Robovox

Как мы уже отмечали, синтетическое и электронное звучание Kraftwerk вдохновило тысячи исполнителей и музыкантов по всему миру. И хотя многие смогли так или иначе приблизиться к звуку немецкой группы, ни один продюсер и музыкант не смог в точности повторить характерную роботизированную речь, использовавшуюся в треках коллектива.

Для создания необычного голоса немцы использовали множество различного оборудования: вокодеры Roland, Sennheiser и EMS, синтезаторы Synclavier и речевой транслятор Texas Instruments Language Translator. Тем не менее особняком в этом списке встал инструмент Robovox, история появления которого практически неизвестна.

В 1990 году Флориан Шнайдер запатентовал «систему и метод синтезирования пения в реальном времени», на которой основывался Robovox. По мнению поклонников группы, впервые уникальный генератор голоса использовался в 1991 году при перезаписи трека «The Robots».

По имеющейся информации, голосовой чип робовокса управляется двумя клавиатурами: одна изменяет длину и высоту нот, другая контролирует фонемы — десятки тысяч звуков, которые вместе превращаются в слова.

3D-очки

В 2009 году Kraftwerk добавили дополнительное измерение к своим выступлением через использование 3D-технологий. Каждый зритель в зале получил пару 3D-очков, давших возможность наблюдать за объёмными проекциями за спинами музыкантов. Видеоряд включал всевозможные абстрактные образы в стиле Баухауса, путешествие по немецкому автобану с видом из глаз и другие подобные вещи.

В наши дни 3D-концерты стали привычной вещью: мы можем посмотреть десятки выступлений в трёхмерном формате прямо у себя дома. Тем не менее 3D-технологии в живом выступлении — явление довольно редкое.

Тем удивительнее факт того, что трёхмерный опыт своим слушателям предложили именно Kraftwerk, чьи концерты довольно статичные. Сегодня, когда в Kraftwerk остался только один оригинальный участник, Ральф Хюттер, 3D-концерты подтверждают тот факт, что немецкий коллектив — это нечто большее, чем музыканты в студии и на сцене.

Exit mobile version