Необычные песни: 15 хитов, нарушивших правила аранжировки

Современные популярные песни, авторам которых надоело использовать стандартную схему «куплет-припев-куплет» и размер 4/4.

Необычные песни: 15 хитов с нестандартным подходом к аранжировке

Пробираясь через историю поп-чартов, можно заметить, что далеко не все продюсеры идут проторенными тропами и работают по одним и тем же лекалам. В каждой эпохе найдется тот, кто готов к экспериментам и не боится отойти от шаблона «куплет-припев-куплет». Чем дальше движется музыка, тем интереснее становится ее структура.

Найти необычные песни оказалось не легко: в процессе поиска то и дело выпадали композиции The Beatles и Rolling Stones, которые так или иначе выделяются необычным подходом к аранжировке.

Underworld — Born Slippy.NUXX

Год выпуска: 1996
Первое появление: сингл «Born Slippy.NUXX»
Авторы: Рик Смит, Карл Хайд, Даррен Эмерсон

В 1996 году британский коллектив Underworld выпустил сингл «Born Slippy». Оригинальная запись не привлекла к себе большого внимания, чего не скажешь о другом треке, вошедшим в релиз. B-Side композиция «Born Slippy.NUXX» — совершенно другая песня со схожим названием. Коллектив признавался, что приставка «.NUXX» появилась во время работы в студии: в какой-то момент студийный компьютер начал работать с ошибками, приписав к названию проекта песни «Born Slippy» расширение «.NUXX».

Популярность к композиции пришла после выхода фильма Дэнни Бойла «На игле» (Trainspotting, 1996), в котором композиция сопровождает финальные сцены ленты.

Искаженный вокал Карла Хайда в куплетах звучит против ритма, создавая ощущение речитатива, сопровождаемого мощным монотонным битом. В треке нет как такового разделения на припевы и куплеты, а бит и звуки синтезатора проходят через всю песню, то обрастая новыми звуками, то становясь более минималистичными в своем звучании.

Самое интересное происходит в конце песни: как только в аранжировке появляются атмосферные пэды, звукоряд попросту заканчивается, оставляя приятные впечатления с небольшой недосказанностью.

Katy Perry ft. Juicy J — Dark Horse

Год выпуска: 2013
Первое появление: альбом «Prism»
Авторы: Кэти Перри, Джордан Хьюстон, Лукас Готвальд, Сара Хадсон, Макс Мартин, Генри Уолтер

Идеи использованные продюсером в этой песне, стали величайшим трендом поп-музыки 2014 года. Речь идет о песнях с отсутствующими припевами.

В начале композиции нет ничего особенного: куплет на низком бите с использованием одного лупа. На временной отметке в районе 1:00 начинается предприпевная часть, обрастающая синтезаторами, усиленным битом и свипами. Именно здесь и происходит самое интересное. Вместо того, чтобы привести слушателя к ожидаемому припеву, композиция откатывается назад и возвращается к куплету.

Последняя часть «Dark Horse» (чуть далее отметки в 3:00) встречает слушателя эпичным крещендо, приводящим… в окончание композиции. Таким образом, песня несколько раз обнадеживает слушателя скорым появлением припева, которого в «Dark Horse» попросту нет.

Помимо этой песни, похожее аранжировочное решение можно услышать в песне Джейсона Деруло «Wiggle», композиции Арианы Гранде «Focus» и треке Игги Азалия «Black Widow».

Nicki Minaj — Anaconda

Год выпуска: 2014
Первое появление: альбом «The Pinkprint»
Авторы: Оника Манаж, Джамал Джонс, Джонатан Солон-Майветт, Эрнест Кларк, Маркос Паласьос, Sir Mix-a-Lot

При прослушивании композиции Ники Минаж создается впечатление, что это не песня, а набор музыкальных зарисовок, дропов и идей. Девушка больше читает, чем поет, а структура самого трека далека от традиционных аранжировок — слишком тяжело определить, где начинаются и заканчиваются разные части «Anaconda».

В основе «Anaconda» лежит музыка из трека «Baby Got Back» в исполнении Sir Mix-a-Lot, что позволяет называть песню Ники своего рода кавер-версией трека Sir Mix-a-Lot.

Demi Lovato — Cool For The Summer

Год выпуска: 2015
Первое появление: альбом «Confident»
Авторы: Деми Ловато, Саван Котеча, Макс Мартин, Александр Эрик Кронлунд, Али Пайами

С точки зрения композиции хит Деми Ловато ничем не выделяется: структура песни стандартна и построена на известной формуле «куплет-припев-куплет». Интерес вызывает неожиданное появление в аранжировке гитары в предприпевной части с последующим за ним проигрышем, построенном на гитарно-синтезаторных партиях.

Песню «Cool For The Summer» написал композитор Саван Котеча, ранее работавший с Бритни Спирс и Арианой Гранде. В одном из интервью Котеча рассказывал, что специально для «Cool For The Summer» он подготовил гитарный проигрыш, которому не находилось места в аранжировке. Композитор не мог решить, куда его лучше поместить: перед припевом или после него. Решение оказалось «на поверхности», и Котеча поместил проигрыш и перед, и после припева.

Journey — Don’t Stop Believin’

Год выпуска: 1981
Первое появление: альбом «Escape»
Авторы: Джонатан Кейн, Нил Шон, Стив Перри

Эту рок-классику знает каждый. Несмотря на изученность, стоит посмотреть на песню с точки зрения аранжировки.

Припев песни, состоящий из одной строчки вынесенной в название трека, появится после нескольких куплетов, бриджа и гитарного соло. Таким образом, припев песни начинается на временной отметке в 3:30 — примерно в том месте, где большинство рок-композиций обычно заканчиваются.

Такое неторопливое движение по аранжировке придает «Don’t Stop Believin’» особого шарма. По мере звучания, ожидание кульминационной части трека нарастает все с большей силой, чтобы наконец порадовать слушателей великолепным припевом.

DJ Fresh feat. Sian Evans — Louder

Год выпуска: 2011
Первое появление: сингл «Louder»
Авторы: Шон Эванс, Дэниел Штейн

DJ Fresh — поклонник нестандартных ритмов и аранжировок, а в его творчестве преобладают необычные песни. Для примера послушайте синглы «Make U Bounce» и «Dibby Dibby», в которых хватает интересных решений, синкопированных ходов и ритмических сдвигов.

На первый взгляд перед нами обыкновенный танцевальный трек, но его темп и ритм позволяют говорить о нестандартной структуре композиции. Песня начинается в темпе 140 ударов минуту, а затем теряет в скорости, опустившись до отметки в 70 ударов в минуту. Такой ход создает ощущение, что «Louder» принадлежит к музыке в стиле дабстеп. Тем не менее ближе к концу песня вновь разгоняется, но уже до 170 ударов в минуту (темп DnB).

Alanis Morissette — Uninvited

Год выпуска: 1998
Первое появление: саундтрек к фильму «Город ангелов»
Автор: Аланис Мориссетт

Трек Аланис Мориссетт «Uninvited» вошел в саундтрек фильма «Город ангелов» (City of Angels, 1998) с Николасом Кейджем и Николь Кидман в главной роли, получил премию Грэмми и стал клубным хитом после выхода ремикса от The Freemasons.

Композиция начинается с простого риффа на фортепиано, а аранжировка развивается неспешно, постепенно обрастая струнными инструментами. Дополняет картину и текст «Uninvited» в стиле «поток сознания», популярном в зарубежной народной музыке (как таковая строфическая форма из разряда «что вижу, то пою»).

Corona — Rhythm Of The Night

http://www.youtube.com/watch?v=u3ltZmI5LQw

Год выпуска: 1993
Первое появление: альбом «Rhythm Of The Night»
Авторы: Франческо Бонтемпи, Аннерли Гордон, Джорджио Спанья, Питер Гленистер, Майк Гаффи

Эта клубная классика при ближайшем рассмотрении выглядит не так просто, как может показаться изначально.

Самое необычное в «Rhythm Of The Night» — припев, состоящий из квадратов в 5 тактов, а не 4, как это обычно бывает. Такое решение создает немного рваное ощущение при прослушивании припевов.

Также стоит отметить интересный проигрыш в эдакой рейв-стилистике после припева, благодаря которому песня переходит из До минора в До мажор.

Prince — When Doves Cry

Год выпуска: 1984
Первое появление: альбом «Purple Rain»
Автор: Принс

Закрытость Принса от онлайн-сообщества и строгий запрет на публикации своих песен на YouTube привели к тому, что «When Doves Cry» не так легко найти на просторах Интернета.

Принс умел писать необычные песни, в которых хватало нестандартных решений, идущих в разрез с привычными правилами построения аранжировки. Именно необычный подход к аранжировке и сделал из «When Doves Cry» настоящую классику.

Припев композиции построен на незамысловатом синтезаторном риффе в сопровождении вокала. Помимо этого, в «When Doves Cry» отсутствует басовая линия. По свидетельствам очевидцев, Принс перепробовал множество вариантов баса для «When Doves Cry», но ни один из них не устраивал его. В итоге Принс решил вовсе отказаться от баса в аранжировке.

Queen — Bohemian Rhapsody

Год выпуска: 1975
Первое появление: альбом «A Night At The Opera»
Автор: Фредди Меркьюри

Рассматривая необычные песни, нельзя не поговорить о Богемской Рапсодии несравненных Queen. Даже спустя 40 лет ее звучание свежо и интересно, за что стоит поблагодарить композиторский гений Фредди Меркьюри.

«Bohemian Rhapsody» — ярчайший пример игнорирования традиционных и привычных путей создания песни, в котором сплелись элементы оперы, фортепианных баллад и рока. Дополняют песню частые смены ритма, хотя несмотря на это практически вся композиция сыграна в одном темпе: отклонения составляют ±10 ударов в минуту.

Jakatta — American Dream

Год выпуска: 2001
Первое появление: сингл «American Dream»
Автор: Дейв Ли

Американский композитор Томас Ньюман решил построить музыкальное оформление фильма «Красота по-американски» (American Beauty, 1999) вокруг мощных клубных битов и элементов народной музыки. Заглавная тема саундтрека под названием «American Dream» необычна сама по себе: начало и конец композиции написаны в размере 4/4, а средняя часть — 6/4.

Неудивительно, что работа Ньюмана пришлась по вкусу многим диджеям, пожелавшим сделать собственные ремиксы. Одним из самых ярких ремиксов стала композиция Джоуи Негро, известного под псевдонимом Jakatta, который с уважением отнесся к оригинальному материалу. Помимо различных электронных элементов, Негро добавил в аранжировку трека привычный хаус-бит, но сделал это так искусно, что заметить смену размера довольно сложно.

Lamb — Five

Год выпуска: 1999
Первое появление: альбом «Fear of Fours»
Авторы: Энди Барлоу, Луиза Роудс

Необычные песни — ключевая составляющая альбома «Fear of Fours» британского дуэта Lamb. Композиции пластинки содержат множество интересных и необычных моментов, а музыканты не боятся использовать нестандартные размеры.

Композиция «Five» написана в размере 5/8. Хитрость в том, что в аранжировке то и дело появляются дополнительные биты и ударные, создающие ощущение, что песня имеет размер 6/8.

Britney Spears — Womanizer

Год выпуска: 2008
Первое появление: альбом «Circus»
Авторы: Никешиа Бриско, Рафаэль Никиньеми

Первое прослушивание этого хита Бритни Спирс закономерно вызывает вопрос: «Ну и что здесь необычного?». Тем не менее, «Womanizer» сложнее, чем кажется.

Кажется, что песня написана в размере 4/4, но это в корне неверно. В принципе, сыграть «Womanizer» можно и в этом размере при помощи триолей, секстолей и свинга, но реальный музыкальный размер композиции — 12/8.

Подобный «обманчивый размер» можно услышать и в других песнях: послушайте «Falling» Алиши Киз и «Mans World» Джеймса Брауна.

Outkast — Hey Ya!

Год выпуска: 2003
Первое появление: альбом «Speakerboxxx/The Love Below»
Автор: Андре 3000

Можно долго спорить о размере «Hey Ya!», так и не придя к общему знаменателю. Обычно споры разделяют меломанов на два противоборствующих лагеря: одни доказывают, что песня написана в размере 11/4, в то время как вторые говорят о 4/4 с добавлением 2 дополнительных тактов.

Как бы то ни было, «Hey Ya!» использует переменный размер: бит песни можно посчитать как «4-4-4-2-4-4», хотя звучание композиции выглядит абсолютно ровным, и ничто не выдает необычный подход к музыкальному размеру. Сглаживает впечатление вокал Андре 3000, двигающийся через песню плавным потоком.

Благодаря этому имеем один из самых «заразных» грувов за всю историю музыки, а композиция отличается приятным и расслабленным звучанием.

Chemical Brothers — Galvanize

Год выпуска: 2004
Первое появление: альбом «Push The Button»
Авторы: Эд Саймонс, Камаль Фарид, Том Роулендс, Найатэ Аатабу

Легко узнаваемый восточный рифф дает старт всей песни в необычном размере 6/4, а затем, к моменту появления вокала Q-Tip, аранжировка возвращается к 4/4.

В припеве песни, когда основный рифф повторяется снова, в структуру трека добавляются два дополнительных такта. За счет аккуратной работы с аранжировкой слушатель не замечает постоянной смены размера (6/4 — 4/4 — 6/4 — 4/4) в те моменты, когда вступление переходит в куплет, а затем в припев.

Exit mobile version