Полевая запись — отдельная дисциплина в мире звука, в которой звукорежиссёры фиксируют окружающие нас звуки, используя минимальное количество оборудования. Звукорежиссёр и автор проекта Field Recording Library Андрей Харитонов специально для SAMESOUND рассказывает, что такое полевая запись и что нужно, чтобы начать ей заниматься.
Зимой 2023 года я приехал на Финский залив, чтобы записать треск льда, шаги по снегу и, если повезёт, что-нибудь ещё. Было холодно, дул сильный ветер — так, что даже повалил микрофон, установленный на стойке. Первоначально я испугался за технику, но, собирая её, заметил необычный стеклянный звук. Такой тонкий, словно мириады маленьких кусочков стекла катились в разные стороны…
Я приложил микрофон в других местах рядом и нашёл точку, где этот звук был максимально ярким. Из-за сильного ветра и перемены погоды на берегу залива образовалось несколько слоёв льда, друг над другом. Между такими слоями иногда образуются пустоты и ветер, попадающий в такие прогалины, прогоняет по ним маленькие кусочки льда, создавая причудливое журчание тысяч льдинок. Тогда я в очередной раз убедился, что полевая звукозапись — это история не только про технику, расчёт и подготовку, но и про причудливость окружающего нас мира и счастливый случай.
Что такое полевая запись
Полевая запись — это процесс записи звука за пределами подготовленной студии звукозаписи. Полевой формат подразумевает захват сигнала напрямую от источника и работу без участия звукорежиссёра. Чаще всего результаты записи используются в качестве звуковых эффектов при оформлении аудио- и видеоконтента — фильмов, телешоу, игр и подкастов.
Тем не менее, я смотрю на полевую запись чуть шире. Для меня это не просто хобби или работа, а способ изучения мира и фиксации его звучания, а также возможность поделиться с другими моими наблюдениями, как звучит окружающая нас действительность. В общем, своего рода приключение, в котором неважно, какой у тебя микрофон или рекордер.
Официально, главное в полевой записи — терпение и умение поймать момент. Неофициально — любопытство, жажда исследования и наслаждение процессом. Ниже я расскажу, как начать заниматься полевой записью, познакомлю с основными вводными данными и, надеюсь, вдохновлю кого-либо из читателей на эксперименты.
Как начать заниматься полевой записью?
Для полевой записи нужны два устройства — микрофон и рекордер. Первый улавливает звуки, второй — сохраняет их на носитель. В каком виде эти устройства будут у вас на руках, роли не играет: микрофон и рекордер могут быть как отдельными компонентами, так и единым целым.
Если вы никогда не занимались полевой записью, но очень хотите попробовать, то тратить деньги на дорогое оборудование нет нужды — хватит и смартфона. К примеру, актуальные модели iPhone оснащаются достойной системой микрофонов — они достаточно чувствительны к окружающим звукам, записывают сигнал с неплохой детализацией и относительно малым количеством шумов. К тому же стандартное приложение «Диктофон», доступное на всех смартфонах и планшетах Apple, по умолчанию записывает стереосигнал, что делает его отличным вариантом для старта.
В использовании смартфона нет ничего зазорного. Часто, когда медиаконтент требует срочной правки, — например, дополнительной реплики актёра или какого-то звука — голос или сигнал записывают на диктофон телефона, после чего звукорежиссёр «делает магию» и записанное прекрасно встаёт в проект.
В случае, если смартфон по какой-либо причине не подходит для записи, на первое время можно взять недорогой рекордер со встроенным микрофоном. В магазинах и на маркетплейсах можно найти записывающие устройства от производителей разных степеней известности в пределах 5000-7000 рублей, а китайские ноунеймы оцениваются ещё дешевле. Для того, чтобы просто попробовать, их хватит с лихвой: втянетесь в процесс — перейдёте на что-то более дорогое, не втянетесь — траты будут не такими большими.
ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЗАПИСИ ЗВУКА
Помимо стандартного диктофона, доступного во всех смартфонах, существуют и сторонние продукты, расширяющие возможности записи. Помимо дополнительных настроек (например, установки чувствительности микрофона или выбора формата сохранения файла), сторонние программы часто оснащаются эффектами для обработки и чистки записанного аудио.
- Handy Recorder — приложение для работы с микрофонами Zoom, которое можно использовать и без них. Среди дополнительных опций — настройка чувствительности микрофона, выбор формата файла, применение эффектов.
- Rode Reporter — аналог Handy Recorder, но для микрофонов Rode.
- Wavebox — аудиоредактор с функцией записи. Умеет работать с различными форматами аудио и редактировать записи — обрезать, чистить и всячески изменять их.
- AudioShare — мощный инструмент для обработки записей и их экспорта.
- WavePad — аналог предыдущих программ.
- Lexis Audio Editor — простой и удобный редактор для быстрой обработки и правки аудиофайлов.
- GarageBand — одно из самых удобных приложений для обработки звука на iPhone. Программа представляет собой упрощённую DAW и поставляется бесплатно «в комплекте» с каждым iPhone.
- Soundlab — DAW с функцией микширования нескольких дорожек и наложения различных эффектов.
- BandLab — ещё одно приложение, схожее по функционалу с Soundlab, но с уникальным интерфейсом DrumPads.
Каким приложением пользоваться, каждый решает сам: одним удобнее покажутся продукты Zoom и Rode Microphones, другим — разработки сторонних авторов. Так или иначе, но на старте можно обойтись вообще без каких-либо программ и работать только с приложением диктофона, чтобы сразу записывать звуки и зарываться в настройки.
Для большей аутентичности можно взять связку из рекордера и микрофона. Выбирать устройства можно независимо друг от друга, при этом они не обязательно должны быть одного бренда.
Выбор моделей на рынке огромен, и рассуждать, что лучше выбрать, можно бесконечно. Главное правило здесь такое: лучше хороший микрофон и плохой рекордер, чем наоборот. Рекордер — это всего лишь компаньон, фиксирующий то, что услышал микрофон, поэтому для качественных результатов вкладываться лучше в последний. Чем лучше микрофон, тем больше звуков он поймает и тем более точно и детализировано они будут звучать.
Для быстрого старта идеально подойдёт связка из рекордера Zoom F3 и микрофона Minimic от Андрея Филлипова. Последний представляет собой стереопару с очень низким уровнем шума, отличным звучанием и разумной ценой. Он компактен и удобен в использовании и прекрасно подходит как для полевых, так и обычных условий работы.
Что касается Zoom F3, то эта модель практически не производит шума, оснащается двумя микрофонными входами и умеет записывать сигнал с частотой дискретизации 192 кГц и разрядностью 32 бит. Частота и разрядность важны: чем выше этот показатель у записанного аудиофайла, тем более точным он будет.
Помимо обычных микрофонов в полевой записи используются и другие типы устройств, с которыми можно погружаться под воду, «проникать» внутрь металла и работать в нестандартных средах. В таких случаях речь идёт либо о дорогих и редких, либо о кастомных моделях, изготавливаемых соответствующими мастерами.
К примеру, в России нестандартные устройства делают в IOAudio: в портфолио компании присутствуют контактные микрофоны, записывающие поведение поверхности при воздействии на неё, геофоны, захватывающие движения грунта и земной поверхности, гидрофоны для записи под водой и EMF-датчики.
Что записывать?
Полевая запись охватывает множество направлений, фиксирующих различные звуки окружающего нас мира. Условно все сценарии работы в полевом формате можно разделить на шесть направлений:
- Природное;
- Городское;
- Индустриальное;
- Атмосферное;
- Этнографическое;
- Экспериментальное.
Природное направление работает со звуками природы — голосами животных, звучанием водоёмов и лесов, а также звуками дождя, ветра и других природных явлений. Созданные записи применяются при оформлении документальных фильмов или для создания звуковых медитаций.
Городское направление фиксирует сигналы больших и малых городов. Основной контент здесь — транспортные потоки, разговоры прохожих, шумы арок и эхо в зданиях и многом другом, что передаёт атмосферу населённых пунктов и тот самый «ритм жизни». Такие записи широко применяются при создании звуковых библиотек, в саунд-дизайне и видеопродакшене.
Индустриальные записи представляют собой звуки различных производств, фабрик, заводов и работающих механизмов. В индустриальном направлении записывают шумы станков, процесс литья металлов, звуки компрессоров, конвейеров и другой техники. Созданные файлы используются в музыкальном саунд-дизайне и художественных проектах, где нужно показать те или иные производственные процессы.
Атмосферные записи подразумевают создание звукового окружения для погружения слушателя в определённое место или ситуацию. Речь здесь идёт о звуках кафе, разговорах посетителей, шуме дождя за окном, взрывах фейерверков и так далее. Атмосферные звуковые библиотеки могут включать записи ночных городов, коллекцию звуков дождливого утра или фоновые шумы из различных помещений.
Этнографические записи представляют собой фиксированное культурное наследие — народную музыку, звуки ремёсел, разговоры и диалекты местных жителей. Эти записи являются важным инструментом для изучения истории и культурных традиций разных регионов, позволяя лучше понять особенности конкретных народностей и местностей. Этнозаписи пригодятся как для оформления каких-то экзотических моментов в саунд-дизайне художественных фильмов, так и для использования в документалистике и научных целях.
Экспериментальная запись предлагает захватывать звуки в уникальных диапазонах и исследовать необычные комбинации звуковых источников. Именно здесь чаще всего используются контактные и ультразвуковые микрофоны и EMF-детекторы, а авторы записывают звучание льда, песка и земли, подводные течения и многое другое.
У меня есть запись, что с ней делать дальше?
Созданные полевые записи и собранные из них библиотеки можно использовать в саунд-дизайне, видеопродакшене, документалистике, оформлении аудиомедитаций и обычном музыкальном продакшене. В зависимости от качества записи и её тематической направленности, файлы можно интегрировать в собственные проекты, объединять в архивы и предлагать их пользователям в сети.
Для лучшего восприятия записей и повышения шансов на то, что они будут найдены и использованы кем-то, лучше оформлять записи в соответствии со стандартами наподобие UCS. По её правилам каждый файл должен хранить не только саму запись, но и описание, где она была сделана, кем, как и с помощью какого оборудования. Оформленные по стандарту файлы обычно сопровождаются сведениями о месте, где сделана записи, микрофоне, на который всё записано, и условиях, при которых велась запись.
Авторы полевых записей делятся результатами своей работы в тематических сообществах звукорежиссёров и на платформах обмена звуковыми файлами. Там можно не только получить обратную связь, но и предложить материалы для коммерческого использования.
Созданные в полевых условиях файлы часто готовы к дальнейшему использованию сразу после записи. Тем не менее некоторые авторы проводят их дополнительную обработку: убирают лишние шумы и призвуки, усиливают или ослабляют те или иные звуковые аспекты.
Стоит учесть, что файлы нужно не только записывать, но и хранить, накапливая коллекцию (желательно, тематическую). По мере разрастания библиотеки записи можно объединять в наборы для последующей продажи для использования на коммерческой основе или бесплатного распространения для использования в персональном творчестве. Продавать и делиться записями можно через социальные сети в соответствующих сообществах, через собственный сайт или магазины сэмплов.
Те, кто не планируют продавать записи, могут использовать их для создания собственной музыки и инструментов. Благодаря обработке и сэмплированию, звуки могут превратиться в необычные музыкальные инструменты, которые станут основой интересных новых произведений.
На кого подписаться?
Для интересующихся звуковыми экспериментами, полевыми записями и звуковым дизайном существуют несколько сообществ и персональных страничек, на которые стоит подписаться:
- Полевой дневник — сообщество полевых рекордистов, ежемесячно выпускающих релизы. Можно поделиться своими записями и найти единомышленников.
- Крик Вильгельма — канал и подкаст со звукорежиссёрами России о технических и художественных аспектах профессии. Невероятно интересно и занимательно как для профессионалов, так любителей и новичков.
- Flysound и Soundclouster — два канала, посвященных звуку типовых российских фильмов и сериалов, и школе, в которой действующие специалисты индустрии обучают будущих звукорежиссёров. Много практический полезной информации о звук в большом кино.
- Наслушанность — канал Саши Ванюкова, посвященный, в первую очередь, художественному восприятия звука. Саша ведет несколько курсов, посвященных как технике, так и художественной составляющей профессии звукорежиссёра.
- AMB REC CHALLENGE — канал Сергея Ивовнова, посвященный челленджу, по условиям которого он создаёт 365 записей звуковых фонов-атмосфер. На ежедневной основе в канале появляется новая запись, сопровождающаяся фотографией места и описанием процесса записи.
- Звукодезигн и Звукодезигн Чат — канал и чат Степы Севастьянова про звук в кино. На этих страницах можно найти интересные вопросы и обсуждения от коллег-профессионалов, дельные советы для новичков и всевозможные вспомогательные материалы.
Подписка на такие ресурсы поможет вам не только вдохновляться, но и узнавать о новейших технологиях, методах обработки звука и подходах к документированию звуковых ландшафтов.