Полевая запись: введение в процесс для тех, кто хочет записывать окружающий мир

Что нужно, чтобы фиксировать то, что вы слышите вокруг себя.

Полевая запись для начинающих введение в процесс как записывать окружающие звуки

Полевая запись — отдельная дисциплина в мире звука, в которой звукорежиссёры фиксируют окружающие нас звуки, используя минимальное количество оборудования. Звукорежиссёр и автор проекта Field Recording Library Андрей Харитонов специально для SAMESOUND рассказывает, что такое полевая запись и что нужно, чтобы начать ей заниматься.


Зимой 2023 года я приехал на Финский залив, чтобы записать треск льда, шаги по снегу и, если повезёт, что-нибудь ещё. Было холодно, дул сильный ветер — так, что даже повалил микрофон, установленный на стойке. Первоначально я испугался за технику, но, собирая её, заметил необычный стеклянный звук. Такой тонкий, словно мириады маленьких кусочков стекла катились в разные стороны…

Я приложил микрофон в других местах рядом и нашёл точку, где этот звук был максимально ярким. Из-за сильного ветра и перемены погоды на берегу залива образовалось несколько слоёв льда, друг над другом. Между такими слоями иногда образуются пустоты и ветер, попадающий в такие прогалины, прогоняет по ним маленькие кусочки льда, создавая причудливое журчание тысяч льдинок. Тогда я в очередной раз убедился, что полевая звукозапись — это история не только про технику, расчёт и подготовку, но и про причудливость окружающего нас мира и счастливый случай.

Что такое полевая запись

Полевая запись — это процесс записи звука за пределами подготовленной студии звукозаписи. Полевой формат подразумевает захват сигнала напрямую от источника и работу без участия звукорежиссёра. Чаще всего результаты записи используются в качестве звуковых эффектов при оформлении аудио- и видеоконтента — фильмов, телешоу, игр и подкастов.

Тем не менее, я смотрю на полевую запись чуть шире. Для меня это не просто хобби или работа, а способ изучения мира и фиксации его звучания, а также возможность поделиться с другими моими наблюдениями, как звучит окружающая нас действительность. В общем, своего рода приключение, в котором неважно, какой у тебя микрофон или рекордер.

Полевая запись предполагает нестандартный подход к процессу

Официально, главное в полевой записи — терпение и умение поймать момент. Неофициально — любопытство, жажда исследования и наслаждение процессом. Ниже я расскажу, как начать заниматься полевой записью, познакомлю с основными вводными данными и, надеюсь, вдохновлю кого-либо из читателей на эксперименты.

Как начать заниматься полевой записью?

Для полевой записи нужны два устройства — микрофон и рекордер. Первый улавливает звуки, второй — сохраняет их на носитель. В каком виде эти устройства будут у вас на руках, роли не играет: микрофон и рекордер могут быть как отдельными компонентами, так и единым целым.

Если вы никогда не занимались полевой записью, но очень хотите попробовать, то тратить деньги на дорогое оборудование нет нужды — хватит и смартфона. К примеру, актуальные модели iPhone оснащаются достойной системой микрофонов — они достаточно чувствительны к окружающим звукам, записывают сигнал с неплохой детализацией и относительно малым количеством шумов. К тому же стандартное приложение «Диктофон», доступное на всех смартфонах и планшетах Apple, по умолчанию записывает стереосигнал, что делает его отличным вариантом для старта.

В использовании смартфона нет ничего зазорного. Часто, когда медиаконтент требует срочной правки, — например, дополнительной реплики актёра или какого-то звука — голос или сигнал записывают на диктофон телефона, после чего звукорежиссёр «делает магию» и записанное прекрасно встаёт в проект.

В случае, если смартфон по какой-либо причине не подходит для записи, на первое время можно взять недорогой рекордер со встроенным микрофоном. В магазинах и на маркетплейсах можно найти записывающие устройства от производителей разных степеней известности в пределах 5000-7000 рублей, а китайские ноунеймы оцениваются ещё дешевле. Для того, чтобы просто попробовать, их хватит с лихвой: втянетесь в процесс — перейдёте на что-то более дорогое, не втянетесь — траты будут не такими большими.

ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЗАПИСИ ЗВУКА

Помимо стандартного диктофона, доступного во всех смартфонах, существуют и сторонние продукты, расширяющие возможности записи. Помимо дополнительных настроек (например, установки чувствительности микрофона или выбора формата сохранения файла), сторонние программы часто оснащаются эффектами для обработки и чистки записанного аудио.

  • Handy Recorder — приложение для работы с микрофонами Zoom, которое можно использовать и без них. Среди дополнительных опций — настройка чувствительности микрофона, выбор формата файла, применение эффектов.
  • Rode Reporter — аналог Handy Recorder, но для микрофонов Rode.
  • Wavebox — аудиоредактор с функцией записи. Умеет работать с различными форматами аудио и редактировать записи — обрезать, чистить и всячески изменять их.
  • AudioShare — мощный инструмент для обработки записей и их экспорта.
  • WavePad — аналог предыдущих программ.
  • Lexis Audio Editor — простой и удобный редактор для быстрой обработки и правки аудиофайлов.
  • GarageBand — одно из самых удобных приложений для обработки звука на iPhone. Программа представляет собой упрощённую DAW и поставляется бесплатно «в комплекте» с каждым iPhone.
  • Soundlab — DAW с функцией микширования нескольких дорожек и наложения различных эффектов.
  • BandLab — ещё одно приложение, схожее по функционалу с Soundlab, но с уникальным интерфейсом DrumPads.

Каким приложением пользоваться, каждый решает сам: одним удобнее покажутся продукты Zoom и Rode Microphones, другим — разработки сторонних авторов. Так или иначе, но на старте можно обойтись вообще без каких-либо программ и работать только с приложением диктофона, чтобы сразу записывать звуки и зарываться в настройки.

Для большей аутентичности можно взять связку из рекордера и микрофона. Выбирать устройства можно независимо друг от друга, при этом они не обязательно должны быть одного бренда.

Выбор моделей на рынке огромен, и рассуждать, что лучше выбрать, можно бесконечно. Главное правило здесь такое: лучше хороший микрофон и плохой рекордер, чем наоборот. Рекордер — это всего лишь компаньон, фиксирующий то, что услышал микрофон, поэтому для качественных результатов вкладываться лучше в последний. Чем лучше микрофон, тем больше звуков он поймает и тем более точно и детализировано они будут звучать.

Для быстрого старта идеально подойдёт связка из рекордера Zoom F3 и микрофона Minimic от Андрея Филлипова. Последний представляет собой стереопару с очень низким уровнем шума, отличным звучанием и разумной ценой. Он компактен и удобен в использовании и прекрасно подходит как для полевых, так и обычных условий работы.

Что касается Zoom F3, то эта модель практически не производит шума, оснащается двумя микрофонными входами и умеет записывать сигнал с частотой дискретизации 192 кГц и разрядностью 32 бит. Частота и разрядность важны: чем выше этот показатель у записанного аудиофайла, тем более точным он будет.

Zoom F3 в полевых условиях

Помимо обычных микрофонов в полевой записи используются и другие типы устройств, с которыми можно погружаться под воду, «проникать» внутрь металла и работать в нестандартных средах. В таких случаях речь идёт либо о дорогих и редких, либо о кастомных моделях, изготавливаемых соответствующими мастерами.

К примеру, в России нестандартные устройства делают в IOAudio: в портфолио компании присутствуют контактные микрофоны, записывающие поведение поверхности при воздействии на неё, геофоны, захватывающие движения грунта и земной поверхности, гидрофоны для записи под водой и EMF-датчики.

Что записывать?

Полевая запись охватывает множество направлений, фиксирующих различные звуки окружающего нас мира. Условно все сценарии работы в полевом формате можно разделить на шесть направлений:

  1. Природное;
  2. Городское;
  3. Индустриальное;
  4. Атмосферное;
  5. Этнографическое;
  6. Экспериментальное.

Природное направление работает со звуками природы — голосами животных, звучанием водоёмов и лесов, а также звуками дождя, ветра и других природных явлений. Созданные записи применяются при оформлении документальных фильмов или для создания звуковых медитаций.

Городское направление фиксирует сигналы больших и малых городов. Основной контент здесь — транспортные потоки, разговоры прохожих, шумы арок и эхо в зданиях и многом другом, что передаёт атмосферу населённых пунктов и тот самый «ритм жизни». Такие записи широко применяются при создании звуковых библиотек, в саунд-дизайне и видеопродакшене.

Индустриальные записи представляют собой звуки различных производств, фабрик, заводов и работающих механизмов. В индустриальном направлении записывают шумы станков, процесс литья металлов, звуки компрессоров, конвейеров и другой техники. Созданные файлы используются в музыкальном саунд-дизайне и художественных проектах, где нужно показать те или иные производственные процессы.

Атмосферные записи подразумевают создание звукового окружения для погружения слушателя в определённое место или ситуацию. Речь здесь идёт о звуках кафе, разговорах посетителей, шуме дождя за окном, взрывах фейерверков и так далее. Атмосферные звуковые библиотеки могут включать записи ночных городов, коллекцию звуков дождливого утра или фоновые шумы из различных помещений.

Запись звуков работы станка

Этнографические записи представляют собой фиксированное культурное наследие — народную музыку, звуки ремёсел, разговоры и диалекты местных жителей. Эти записи являются важным инструментом для изучения истории и культурных традиций разных регионов, позволяя лучше понять особенности конкретных народностей и местностей. Этнозаписи пригодятся как для оформления каких-то экзотических моментов в саунд-дизайне художественных фильмов, так и для использования в документалистике и научных целях.

Экспериментальная запись предлагает захватывать звуки в уникальных диапазонах и исследовать необычные комбинации звуковых источников. Именно здесь чаще всего используются контактные и ультразвуковые микрофоны и EMF-детекторы, а авторы записывают звучание льда, песка и земли, подводные течения и многое другое.

У меня есть запись, что с ней делать дальше?

Созданные полевые записи и собранные из них библиотеки можно использовать в саунд-дизайне, видеопродакшене, документалистике, оформлении аудиомедитаций и обычном музыкальном продакшене. В зависимости от качества записи и её тематической направленности, файлы можно интегрировать в собственные проекты, объединять в архивы и предлагать их пользователям в сети.

Для лучшего восприятия записей и повышения шансов на то, что они будут найдены и использованы кем-то, лучше оформлять записи в соответствии со стандартами наподобие UCS. По её правилам каждый файл должен хранить не только саму запись, но и описание, где она была сделана, кем, как и с помощью какого оборудования. Оформленные по стандарту файлы обычно сопровождаются сведениями о месте, где сделана записи, микрофоне, на который всё записано, и условиях, при которых велась запись.

Авторы полевых записей делятся результатами своей работы в тематических сообществах звукорежиссёров и на платформах обмена звуковыми файлами. Там можно не только получить обратную связь, но и предложить материалы для коммерческого использования.

Созданные в полевых условиях файлы часто готовы к дальнейшему использованию сразу после записи. Тем не менее некоторые авторы проводят их дополнительную обработку: убирают лишние шумы и призвуки, усиливают или ослабляют те или иные звуковые аспекты.

Стоит учесть, что файлы нужно не только записывать, но и хранить, накапливая коллекцию (желательно, тематическую). По мере разрастания библиотеки записи можно объединять в наборы для последующей продажи для использования на коммерческой основе или бесплатного распространения для использования в персональном творчестве. Продавать и делиться записями можно через социальные сети в соответствующих сообществах, через собственный сайт или магазины сэмплов.

Те, кто не планируют продавать записи, могут использовать их для создания собственной музыки и инструментов. Благодаря обработке и сэмплированию, звуки могут превратиться в необычные музыкальные инструменты, которые станут основой интересных новых произведений.

На кого подписаться?

Для интересующихся звуковыми экспериментами, полевыми записями и звуковым дизайном существуют несколько сообществ и персональных страничек, на которые стоит подписаться:

Подписка на такие ресурсы поможет вам не только вдохновляться, но и узнавать о новейших технологиях, методах обработки звука и подходах к документированию звуковых ландшафтов.

Exit mobile version