Укрощение высоких частот в миксе — непростая задача, особенно для тех, у кого мало опыта в сведении музыки. Область высоких частот быстро выходит из-под контроля и становится неуправляемой. Соблюсти баланс довольно сложно: перекрутили — высокие начали резать слух, недокрутили — убили всю жизнь в миксе.
Для тех, кто столкнулся со сведением высоких частот впервые или не обладает в этом вопросе достаточным опытом, компания iZotope опубликовала заметку с советами по работе с этой областью. Редакция SAMESOUND.RU публикует адаптированный перевод заметки.
Другие советы от iZotope
Советы от iZotope: 5 методик использования дилэя для оживления треков
Двухминутные советы от iZotope о сведении музыки
Сведение музыки: 5 примеров качественных миксов от iZotope
Вокальные миксы: 5 примеров отличного сведения вокала по мнению iZotope
4 референс-трека от iZotope, с которыми стоит ознакомиться каждому музыканту
Тональный баланс
Сведение высоких частот проще, когда в остальном миксе средние и низкие частоты сбалансированы между собой. Прежде чем вносить какие-то изменения в верхнюю часть микса, послушайте звучание бочки, баса и других частот в среднем и низком диапазоне. Править верх бессмысленно, если остальная часть микса в плохом состоянии — правки сделают всё только хуже.
К примеру, при бубнящем внизу миксе велик соблазн задрать высокие частоты. При слабом и тонком низе рука сама по себе тянется прибрать верх, чтобы навести баланс. Оба действия ошибочны — сначала нужно навести порядок в остальных частотных диапазонах. Прочитайте микс и поймите, чего именно вам не хватает для сбалансированного звучания. Часто проблема с верхом решается простейшими действиями: ослаблением громкости баса, добавлением ещё одной партии наверху, сменой инструмента или перенастройкой фильтра.
Чтобы определить баланс в миксе, нужно тренировать уши — рано или поздно вы научитесь сходу определять всего ли хватает треку. До тех пор, пока слух не станет точнее, пользуйтесь модулем iZotope Tonal Balance, входящим практически во все разработки iZotope. Интерфейс модуля показывает соотношение частот в миксе, а также позволяет сравнить ваш трек с любым референс-треком. Простой график в окне Tonal Balance показывает, над какими частотами нужно поработать, а также реагирует на изменения микса в реальном времени.
Универсальные приемы
Если с балансом все в порядке, но верх все равно звучит так себе, то стоит проверить микс на предмет некоторых распространенных проблем.
- Слишком много верха? Подрежьте диапазон в районе 3-8 кГц. Вместе с тем можно сделать очень плавный буст частот в районе нижнего низа, который аккуратно подавит верх в миксе.
- Высокие звучат пусто и тупо? Аккуратное небольшое усиление в районе 10-15 кГц избавит от такого эффекта. Тем не менее с таким бустом нужно быть осторожнее: тарелки, хай-хэт, ярко звучащие синтезаторы и другие инструменты с выраженным и богатым верхом могут стать резкими и противными на слух.
- Если вокал, гитары или синтезаторы не могут пробиться через микс, усильте диапазон в районе 3-5 кГц. Делать это лучше на каком-то одном инструменте: когда такой подъём появляется у нескольких одновременно звучащих элементов, микс приобретает шипящий саунд.
Человеческий слух особо чувствителен к бустам эквалайзера — даже усиление на 1 дБ может звучать как слишком сильное. В таких случаях лучше подрезать частоты перед тем диапазоном правки. Эффект будет тот же, только верх усилится не за счёт точного буста, а благодаря ослаблению частот вокруг.
Смена эквалайзера на гармонические расширители
Яркое и приятное звучание без буста эквалайзером возможно с помощью сатуратора, эксайтера и дисторшена. Каждый из этих процессоров добавляет сигналу дополнительные гармоники, которые как бы усиляют сигнал и делают его теплее в сравнении с обработкой эквалайзером.
Дополнительные гармоники усиливают гейн, поэтому расширители часто оснащают функцией Gain Match. Благодаря ей обработанный сигнал всегда остаётся на том же уровне, что и исходник, а звукорежиссер не переживает, что эффект нарушит баланс микса.
И всё же с гармоническими расширителями нужно быть осторожнее. Как и с любыми другими процессорами, активное использование эксайтеров сделает микс слишком ярким и неприятным.
Устранение сибилянтов
Обязательная часть сведения — ослабление особо резких высоких звуков (сибилянтов). Основным источником таких сигналов обычно служит вокал — вспомните резко-режущее звучание букв С, З, Ф, Т, Ж. Многое здесь зависит от особенностей голоса и произношения, поэтому не удивляйтесь, если у одного человека при исполнении сибилянты проявляются много и часто, а у другого их практически нет. Минимизировать количество сибилянтов можно правильным выбором микрофона и грамотной обработкой вокала.
В миксе подобные звуки четко выделяются на общем фоне своим резким раздражающим всплеском. Избавиться от них можно любым де-эссером: например, новым Waves Sibilance, модулем De-ess в iZotope RX7 или Antares Sybil EVO.
При этом де-эссеры подходят не только для обработки вокала. Так как в звучании многих инструментов присутствует шипение и резкость, де-эссером можно приглушить определённые резкие диапазоны электрогитары, перкуссии и даже синтезаторов. Прибить назойливые верха можно и эквалайзером, но де-эссер может быть более аккуратным и интересным инструментом: настроив его на частоты в районе 5 кГц, можно как бы изменить только часть сигнала. Чтобы понять, о чем речь, послушайте, как де-эссер ведёт себя на электрогитаре:
Контраст между сигналами
Микс — настоящее поле боя за частотные диапазоны, где в борьбе за верх зачастую творится настоящий хаос. Если в аранжировке присутствуют лязгающая перкуссия, прямолинейные синтезаторы и вокал, атмосферные пэды и сочная гитара, то нужно разобраться, какие элементы будут на переднем плане, а какие отправятся назад.
Более мрачные и низкие звуки обычно живут позади высоких и ярких, что создаёт правильный контраст между сигналами. Тем не менее очень аккуратная фильтрация низких частот на высоко звучащих инструментах освободит пространство в миксе и создаст дополнительную глубину. Если в миксе активно используется объёмная реверберация и долгий дилэй, стоит обрезать у эффектов немного верха. Так вы предотвратите появление лишних призвуков и сгладите возможные резкие контуры микса.