Бас — основа всего микса, без которого песня теряет энергию. Именно бас придаёт треку характер и динамику, делает песню драйвовой и качающей. Всё это невозможно без компрессии. Из этой статьи вы узнаете, какие ручки компрессора за что отвечают, и как и зачем делается компрессия баса.
Зачем нужна компрессия баса
Современная музыка и компрессия немыслимы друг без друга. Ни одно предыдущее музыкальное десятилетие (даже яркие 1980-е) не использовало компрессор так активно, как он применяется сейчас.
Без компрессора ноты баса затухают слишком быстро, низ микса становится слабым и дряблым — трек теряет полноту. Компрессор устраняет эту проблему и упрощает выстраивание баланса по громкости — звуки баса выходят примерно на один уровень, не лезут вперёд, но и не прячутся в миксе.
Тем не менее многое здесь зависит от жанра. Лёгкие и естественные стили музыки, в которых всё строится на живом исполнении, прекрасно обходятся без мощного и сильного баса, предпочитая более натуральное звучание низа. Если вы сводите джаз, фолк или классическую/академическую музыку, не усердствуйте с компрессией баса, она здесь ни к чему — низ потеряет естественность звучания. В любых других стилях компрессией можно пользоваться активнее.
Как компрессировать бас, если ты новичок
Для начинающих музыкантов компрессор кажется сложным и непонятным инструментом — много ручек, отвечающих непонятно за что. На самом деле, всё проще, чем кажется. У самого устройства предусмотрено несколько основных параметров:
- Порог срабатывания (Threshold) — определяет момент включения компрессора. Значение этого параметра говорит о том, после какой отметки сигнал подвергнется сжатию
- Резкость компрессии (Knee, колено) — определяет то, как резко сигнал переходит из некомпрессированного в компрессированное состояние
- Атака (Attack) — определяет время, затрачиваемое компрессором на обработку сигналов, преодолевших порог срабатывания
- Спад (Release) — обратный атаке параметр, определяющий время, затрачиваемое компрессором на восстановление сигнала к исходному необработанному состоянию
- Соотношение (Ratio) — определяет силу аттенюации сигнала и то, во сколько раз сигнал будет изменён в сравнении с исзодным значением
- Выходной гейн (Output Gain) — из-за того, что компрессия изменяет уровень сигнала, этот регулятор помогает восстановить потери гейна.
Взявшись за компрессию баса впервые, начните с базовых настроек компрессии: соотношения в районе 3:1-4:1, медленной атаки (100 мс) и быстрого спада (25 мс). Порог срабатывания установите около 5-10 дБ.
Понижайте атаку до тех пор, пока бас не потеряет агрессию, а его звучание станет тусклым. Верните регулятор атаки на несколько миллисекунд назад, чтобы восстановить отрезанные транзиенты — пики атаки звукового сигнала, придающие ему его основной характер. Ваша задача в том, чтобы атака была на уровне близком к потере транзиентов, в противном случае звук потеряет всю мощь.
Переходите к времени спада. Медленно повышайте значение регулятора до тех пор, когда бас как бы начнёт «дышать» вместе со всем миксом. Обычно это происходит где-то в районе 50-150 мс. Такой эффект достигается благодаря тому, что функция подавления гейна (англ. Gain Reduction) успевает сработать полностью — стрелка на метеринге возвращается к нулевому значению прямо перед тем, как зазвучит следующий звук.
При компрессии скоростных партий баса, не переживайте, если стрелка не уходит в ноль на каждой ноте — это нормально. Чтобы эффект «дыхания» проявился, достаточно того, что подавление полностью срабатывает на одной-двух нотах в такте
Самое главное здесь — полагаться на свой слух и вкус. Не придавайте большого значения показаниям системы мониторинга в компрессоре — это всего лишь справочная информация о состоянии звукового сигнала. Руководствуйтесь правилом «Если это хорошо звучит, то это хорошо».
Наконец, повысьте уровень гейна ручкой MAKEUP так, чтобы бас всегда звучал примерно на одном уровне. Если в партии обнаружатся перепады громкости, возвращайтесь к ручкам атаки и релиза — вы что-то недокрутили или перекрутили.
Иногда после компрессии баса кажется, что микс переполнен низкими частотами. В этот момент не спешите хвататься за эквалайзер — для начала повысьте или понизьте громкость дорожки в микшере. Компрессированный сигнал сразу же после обработки выбивается из общего микса, но зачастую вернуть бас в микс можно обыкновенной настройкой уровней.
Несмотря на простоту описанного метода, ему не хватает универсальности. Чтобы бас зазвучал плотно, нужно много компрессии, но чем сильнее компрессирован сигнал, тем неестественнее он звучит. Так как сильно компрессированный звук совершенно не музыкален, использовать компрессор лучше в несколько этапов.
Серийная компрессия баса
Сильное подавление гейна и натуральное звучание возможно при серийной компрессии. Суть метода заключается в том, чтобы использовать несколько компрессоров с низким значением подавления на одной дорожке. В большинстве случаев на компрессорах выставляют схожие настройки: в случае работы с плагинами, можно просто скопировать VST-компрессор в соседний слот эффектов.
Серийная компрессия сохраняет натуральность звучания. Техника такова, что вместо сжатия сигнала одним компрессором на 5-10 дБ, происходит общее сжатие на 2-4 дБ несколькими компрессорами. По цифрам компрессия будет слабее, но благодаря использованию нескольких компрессоров (2-3, в зависимости от задач) эффект от обработки будет аналогичен использованию одного процессора. Плюс, это сохранит естественность звучания — не будет ощущения, будто бы сигнал перекомпрессирован.
По исполнению техника аналогична вышеописанной. Настройте компрессор так, чтобы получить желаемый звук, а затем повысьте порог срабатывания с 5-10 дБ до 2-4 дБ. После этого скопируйте компрессор со всеми настройками в слот ниже и проверьте его работу: подавление гейна для всех копий компрессора должно быть на примерно одинаковом уровне, как и общая громкость баса.
Самое крутое в этой технике — она работает с любыми инструментами, не только с басом. Каждый раз, когда нужно сильно компрессировать сигнал без потерь для естественности звука, используйте серийную компрессию. Она отлично подходит для вокала, ударных, клавишных и даже гитар, если их саунду нужно придать менее агрессивное звучание.