Dolby известна всем, кто интересуется или каким-либо образом связан с кинематографом и музыкой — компания лидирует на рынке аудио- и видеотехнологий уже в течение 50 лет. В России компания работает с 1987 года, а её роль выходит далеко за рамки привычного логотипа перед очередным киносеансом. SAMESOUND пообщался с генеральным директором Dolby в России и СНГ Алексеем Угриновичем и старшим инженером Алексеем Прохорчуком о деятельности Dolby в России, особенностях технологии Dolby Atmos и её перспективах для музыкантов и производителей аудиоконтента.
— Компания Dolby известна среди всех любителей музыки и кино — логотип компании появляется практически в каждом кинорелизе. Тем не менее для широкой общественности Dolby представляется как некая зарубежная компания, не имеющая никакого отношения к России. Как давно Dolby присутствует на российском рынке и чем занимается в России?
Алексей Угринович, генеральный директор Dolby в России и СНГ: Мы работаем на всех рынках, где присутствует цифровой звук и цифровое изображение. Мы сотрудничаем с киностудиями как с производителями контента, с музыкальными студиями как с теми, кто сводит аудио, а также киноплощадками, осуществляющими уже непосредственно показ. Dolby так или иначе участвует во всех этих процессах.
Что же касается России, то история Dolby здесь началась в конце 1980-х годов — первым нашим партнером была киностудия «Мосфильм», с которой мы начали сотрудничество в 1987 году. Сам офис появился в 2010 году, и тогда же началась активная работа по внедрению на российский рынок инновационных технологий компании.
Одна из них — Dolby Atmos. Эта аудиосистема создает иммерсивный звук благодаря возможности размещения и перемещения звукового сопровождения в любую точку кинозала, включая область над головой зрителя. Технология впервые в мире была представлена в 2012 году с выходом анимационного фильма «Храбрая сердцем», уже в 2013 году мы открыли первый кинозал Dolby Atmos в России. Дебютным российским фильмом, где была использована технология, стала картина «Призрак» Александра Войтинского, вышедшая в 2015 году.
В сфере наших интересов не только киноиндустрия, но и телерадиовещание. Благодаря сотрудничеству с «Первым каналом» зрители всей страны могли наблюдать за Церемонией открытия и закрытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, а также Парадом 70-летия Победы в 2015 году в формате Dolby 5.1. А уже в 2018 году практически все матчи Чемпионата мира по футболу транслировались в формате Dolby Atmos.
Ещё одно направление, в котором мы активно работаем, — онлайн-сервисы. C 2017 года формат Dolby Attmos начал поддерживать онлайн-кинотеатр Okko.
Помимо Dolby Atmos российский офис активно занимается внедрением собственной HDR-технологии компании — Dolby Vision. Она обеспечивает невероятную яркость, точную цветопередачу, контрастность и насыщенные цвета.
В ноябре 2019 года была открыта первая в России сертифицированная студия цветокоррекции и мастеринга Dolby Vision. Благодаря этому событию теперь и в России можно создавать уникальный локальный контент для любителей кино. В России Dolby Vision уже поддерживает онлайн-кинотеатр IVI и многие производители устройств.
— Dolby Atmos Music — относительно новое музыкальное направление компании. Это первое появление Dolby в музыкальной индустрии?
Алексей Прохорчук, старший инженер Dolby в России и СНГ: Технически Dolby всегда присутствовала в индустрии, ведь мы занимаемся доставкой качественного контента до конечного слушателя. Если у производителя есть какая-то идея, например, он хочет, чтобы музыка окружала слушателя как в кино, то мы помогаем решить этот вопрос с помощью технологий.
Dolby Atmos — новая технология, но не первая, с которой мы вышли в индустрию. В аналоговые времена мы развивали системы шумоподавления Dolby A, Dolby B и Dolby Noise Reduction, затем решали проблемы с передачей высоких частот на плёнке, представив определённые способы записи и воспроизведения.
Компания стала популярна именно в аналоговые времена, когда на студийном и потребительском оборудовании появилась кнопка с логотипом Dolby. Все знали, что её нажатие делает звук лучше, громче и ярче. Так что наше присутствие в музыкальной индустрии насчитывает уже десятки лет.
Если же говорить именно о Dolby Atmos, то технология появилась в 2012 году и стала сначала использоваться в кино. Затем она пришла на телевидение и в каждый дом, появившись на Blu-Ray, в стриминговых сервисах и в прямом эфире. Музыка — логичное продолжение этой истории, один из этапов развития Dolby Atmos с учётом специфики.
— С точки зрения слушателя, который привык к музыке в многоканальном формате, что даст ему переход на Dolby Atmos?
АУ: С моей точки зрения, 5.1 и 7.1 всё-таки не музыкальные форматы, это больше кинотеатральный звук.
АП: Многоканальные форматы музыки чаще всего используются для академических жанров — классики, оперы. Такой контент выигрывает в формате 5.1 за счёт передачи звучания самого зала, ведь площадки, где исполняют академическую музыку, уникальны, они дают невероятный эффект погружения. Dolby Atmos может расширить этот эффект за счёт того, что технология обеспечивает звучание сверху. Всё-таки 5.1 и 7.1 — это определённая плоскость, в то время как Dolby Atmos — настоящий объём.
Лучший способ понять, почему Dolby Atmos хорош — выключить его.
Алексей Прохорчук, Dolby Россия
АУ: У нас был эксперимент при записи музыкального сопровождения для фильма «Герой» с Димой Биланом. Музыку к фильму писал композитор Эдуард Артемьев. Тогда мы впервые свели звук и оркестр в Dolby Atmos. Когда Эдуард Артемьев послушал результат, то пришёл в полный восторг: музыка была отодвинута от экрана — она шла не из экрана, а из зала.
АП: Зачастую люди, критикующие Dolby Atmos, говорят: «Ну, да, объёмно, но что в этом такого?». Лучший способ понять, почему Dolby Atmos хорош — выключить его.
— То есть технология передаёт звучание самого зала и его отражений?
АП: Когда вы находитесь на концерте в зале, то слышите не только музыкантов со сцены, но и отражения самой площадки. Вы слышите толпу вокруг себя, какие-то ещё вещи, влияющие на атмосферу. Dolby Atmos позволяет создать ощущение присутствия на стадионе, в клубе или где-либо ещё за счёт появления «ощущения крыши». Звук идёт сверху, у вас появляется отражение от потолка, ощущение того, что вы находитесь в центре событий.
Понятно, что такая история более востребована в кино, где важно погрузить зрителя через звук в центр событий. Но в музыке это тоже применимо: к примеру, в записях, сделанных в уникальных помещениях.
Вы наверняка сталкивались с записями, где люди поют в церквях с уникальными звуковыми отражениями. Когда вы переводите такие записи в стерео, то теряете объём, который попросту невозможно передать физически. Dolby Atmos позволяет расположить звук в любой точке над головой, что сохранит объём, создаст необходимый эффект присутствия.
У нас был большой проект: мы издавали один из концертов известного дирижера Герберта фон Караяна в Dolby Atmos. Удача в том, что до нас дошли его заметки — он сам расставлял микрофоны, участвовал в записи концерта.
Учитывая записи, мы смогли в точности воспроизвести зал. Так как до нас дошла карта микрофонов, мы рассчитали их положение в пространстве и использовали их как звуковые объекты. Получилось, что мы создали ощущение присутствия на этом концерте, а Караян персонально для вас дирижирует оркестром. Именно такими вещами, связанными с объёмом и погружением, Dolby Atmos привлекателен для слушателя.
Для производителей контента — это тоже интересная история, ведь звук становится объектно-ориентированным. Количество каналов не имеет значения, всё создаётся в виртуальном пространстве. Представьте себе куб, в котором сигнал может быть расположен в абсолютно любой точке, может свободно перемещаться по всему его пространству.
— Панорама становится трёхсторонней — лево, право, верх, низ…
АП: Низ, как правило, уже отрицательная высота, но это возможно, если мы говорим про виртуальную реальность, где технология также применима. Но в целом да, Dolby Atmos — это про панорамирование во все стороны вне зависимости от количества каналов.
Как раз здесь появляется ещё одна особенность Dolby Atmos — масштабируемость. Технология воспроизводится на любых аудиосистемах — ресиверы, саундбары, телевизоры, умные колонки. Идея в том, что у каждого звука появляются координаты в пространстве, по которым он перемещается вне зависимости от того, на какой системе воспроизводится контент.
Изначально звук для Dolby Atmos сводится в схеме 7.1.4, где 7.1 — это привычные семь колонок и один сабвуфер, а 4 — четыре канала на потолке. Однако у конечного слушателя может быть больше или меньше каналов: например, 24 канала вокруг и 10 на потолке, или 5 каналов вокруг и 1 сабвуфер.
Dolby Atmos — это объектно-ориентированный звук, отличающийся от обычного многоканального звука примерно также, как векторная графика от растровой. В растре вам нужно отрендерить пиксели, в векторе — работать с точками, описывающими итоговое изображение.
Алексей Прохорчук, Dolby Россия
Раньше звукорежиссёрам пришлось бы готовить несколько версий аудиодорожки под разные конфигурации, но с Atmos это не требуется — координаты прописываются для всех сигналов, звуки двигаются всегда по ним, а конечная система у слушателя сама определяет, как именно будет звучать контент.
Допустим, у слушателя вообще нет возможности воспроизвести звук сверху, а установлена только система 5.1 или стерео. В этом случае Dolby Atmos будет адаптирован под воспроизведение через имеющиеся каналы.
Получается, что вам достаточно сделать одну трёхмерную дорожку так, как вам того хочется, а всё остальное сделает система у слушателя — она сама переведёт сигналы в стерео или в другой формат.
— Окончательное звучание рассчитывается уже на устройстве пользователя?
АП: Конечно, полноценно говорить о том, что пользовательское устройство что-то рассчитает, не приходится, но если упрощать, то да, всё так и есть.
Мы привыкли к тому, что аудиосистемы — это история про несколько каналов, в каждом из которых звучит своя дорожка. Однако, как уже говорилось, Dolby Atmos — это объектно-ориентированный звук. Разница между ними примерно такая же, как между векторной и растровой графикой: в растре вам нужно отрендерить пиксели, в векторе — работать с точками, которые описывают итоговое изображение.
SAMESOUND: Если задуматься, то технология сокращает затраты на кинотеатральный звук: делаем один раз файл с метаданными, делаем проект и распространяем его на любые воспроизводящие устройства.
АП: Да. Более того, если ваши дистрибьюторы не хотят работать с Atmos или не поддерживают технологию, требуют от вас только стерео или 5.1, то можно на этапе постпродакшена сделать даунмикс в нужном формате.
То есть вы всё равно готовите контент в Dolby Atmos, а затем выгружаете все версии одновременно — в стерео, в моно, в 5.1, в 7.1 и в Atmos. И все они звучат корректно.
— С точки зрения записи что-то меняется для музыкантов и звукорежиссёров?
АП: По самой записи ничего не меняется — вы точно так же записываете нужные инструменты. Отличия появляются на этапе постпродакшена, где можно работать с большим количеством дорожек и размещать их по всему доступному пространству, лучше работать с объёмом.
На мой взгляд, это отличное подспорье для электронной музыки, построенной на сложных эффектах перемещения звуков. Раньше приходилось придумывать какие-то способы перемещения сигналов и эффектов, активно работать с автоматизацией. Теперь же вам нужен только панораматор Dolby Atmos, который гибко управляет сигналом, задаёт его скорость перемещения и направления движения.
SAMESOUND: Звукорежиссёру нужны какие-то специальные навыки? Уже появилась отдельная прослойка специалистов, занимающихся только контентом в Dolby Atmos?
АП: Звукорежиссёру достаточно разобраться в панораматоре, чтобы знать, что и где нажимать, как послушать микс в стерео и других форматах. Но, в целом, каких-то специальных знаний не требуется.
Не знаю, существуют ли отдельные специалисты, занимающиеся только Dolby Atmos, но овладеть таким звуком не так уж и сложно, работа ничем не отличается от работы с многоканальным звуком.
Dolby Atmos может стать золотым стандартом.
Алексей Прохорчук, Dolby Россия
Конечно, это не то же самое, что сводить в стерео, здесь несколько иные парадигмы панорамирования. Ко всему нужно привыкнуть, но главное понять идею и смысл того, что вы делаете.
— Допустим, музыкант решит создать контент в Dolby Atmos, прочитав наше интервью. Что ему понадобится? Нужно будет пересобрать всю студию или все намного проще: поставил специальный софт и начал работу?
АП: Первое, что понадобится — звуковая система 7.1.4, которая желательна для сведения контента в Dolby Atmos. В принципе, сводить можно и в наушниках, но для создания окончательного микса мы настоятельно рекомендуем использовать полноценные аудиосистемы.
Также понадобится секвенсор с поддержкой Atmos — например, Pro Tools. Ну и, наконец, нужен рендерер, который будет преображать звуковые объекты в каналы для мониторинга. Рендерер бывает двух видов: как отдельный железный сервер Dolby Atmos Mastering Suite, так и в виде плагина Dolby Atmos Production Suite.
Сервер работает по сети, секвенсор передаёт на него звуковые дорожки и метаданные, которые формируют каналы для звукового контроля. Плагин же работает локально, но только на macOS и стоит порядка $300. Конечно, сервер надёжнее и производительнее, но плагин ничем не отличается — это тот же рендерер, только софтовый.
При локальной работе могут возникнуть проблемы с производительностью на особо крупных проектах, хотя мощные машины, вроде нового Mac Pro, позволяют использовать Dolby Atmos Production Suite практически без ограничений.
В принципе, можно воспользоваться и Macbook или iMac, сделав какие-то предварительные вещи на своём ноутбуке или компьютере, а затем придя на студию и подготовив финальный мастер.
— В России есть такие студии?
АП: Для сведения Dolby Atmos Music подойдёт любая студия, оборудованная для работы с Dolby Atmos для дома. Такие небольшие студии имеются, например, у «Мосфильма» и Cinelab Soundmix.
В течение года Dolby достроит в России собственную учебную студию, которой можно будет пользоваться для знакомства и изучения технологии. Мы планируем запуск осенью.
— И как распространять такую музыку? Большинство стриминговых площадок работают только со стереозвуком.
АП: Можно воспользоваться сервисом дистрибьюции, который недавно открыли Avid — AvidPlay. Сервис поддерживает Dolby Atmos и распространяет такой контент для независимых участников рынка. Понятно, что вы будете привязаны к Avid, но тем не менее сможете без связи с какими-либо глобальными лейблами распространить собственный контент.
— Какие перспективы распространения технологии в ближайшем будущем?
АУ: Мы пойдём от потребителя. Atmos может звучать в любых наушниках — это огромный пласт пользователей, которые оценят технологию. Недавно мы внедрили технологию в автомобиль в рамках эксперимента — объёмный звук подсказывает водителю о ситуации вокруг него, а заодно позволяет слушать музыку.
Важные направления — музыкальное и звуковое сопровождение компьютерных игр, а также запись концертов. Мне кажется, что история с концертами — стопроцентное попадание и отличная возможность популяризации технологии.
АП: Обратите внимание, что сейчас появляются именно музыкальные студийные записи в формате Dolby Atmos — Post Malone выпустил альбом, доступный в нашем формате. Технология выходит за пределы классической музыки, позволяя создавать эффекты за счёт панорамирования — это свежо, интересно и перспективно в электронной музыке.
Сейчас Dolby работает со всеми стриминговыми площадками и большими сервисами над тем, чтобы внедрить технологию в них. К примеру, сейчас музыка в формате Atmos доступна в TIDAL и Amazon Music — первыми сервисами, внедрившими технологию, а пару недель назад мы объявили о том, что технология будет доступна и подписчикам Apple Music.
Учитывая масштабируемость, Dolby Atmos способен охватить как можно больше слушателей. Проблема 5.1 в том, что такой звук рассчитан на людей с домашними кинотеатрами и серьёзными аудиосистемами. Статистически в США это порядка 25% слушателей, а в Европе, где жилые помещения совсем небольшие, и того меньше.
Мы не просто рассказываем, что придумали новый формат кодирования, а даём рынку решение для его подготовки и прослушивания.
Алексей Прохорчук, Dolby Россия
Dolby Atmos позволяет ощутить качественный звук через саундбар, через объединение беспроводных колонок для создания окружающего пространства. Хороший саундбар можно расположить таким образом, чтобы получить звук полноценного кинотеатра: если на пути следования звука окажется декоративно-отражающая поверхность, можно получить 3D-эффект за счёт архитектурного решения. Это реально и не требует дополнительных проводов, каких-то дорогих операций по подготовке помещения.
В общем, Dolby Atmos может стать золотым стандартом. Но об этом пока рано говорить.
— Для этого нужно заинтересовать технологией всех участников рынка — производителей и потребителей.
АП: Выгодное отличие Dolby в том, что мы предлагаем экосистему за счёт того, что работаем со всеми участниками цепочки. Мы работаем с производителями контента, с сервисами, предоставляющими контент, с производителями домашних устройств для воспроизведения контента.
Сама по себе Dolby не производит электронику, но продвигает свои технологии в массы через других производителей. То есть мы не просто рассказываем, что придумали новый формат кодирования, а даём рынку решение для его подготовки и прослушивания.
Надо отметить, что в последние несколько лет мы плотно сотрудничаем с Apple. Все устройства компании, вышедшие в последние пару лет, поддерживают картинку Dolby Vision, звук Dolby Atmos — это и ноутбуки, и смартфоны и даже ТВ-приставки Apple, а теперь еще и сервис Apple Music.
— Возможно, что для обычного слушателя стоит переводить старые стереозаписи в Dolby Atmos? Думаем, многие бы заинтересовались теми же Queen в новом звучании.
АУ: Один из менеджеров крупной звукозаписывающей компании как-то сказал мне, что новое поколение уже привыкло к кинотеатральному звучанию. Обычная музыка в стерео для них кажется уже слишком плоским вариантом, поэтому, чтобы молодежь слушала «старую» музыку, она должна звучать более современно для ушей. Мы работаем в этих направлениях.
АП: Конечно, без качественных исходников ничего не получится. Да и слишком простая музыка может потеряться в большом объёме, но это уже творческий вопрос. Всё-таки Dolby Atmos — не более, чем инструмент для работы, мы никогда и никому не говорим, как надо делать. Наоборот, прислушиваемся ко всем участникам индустрии, смотрим, что партнеры хотят добавить, и именно так и развиваются технологии Dolby.
АУ: Что же касается перевыпуска и пересведения в Dolby Atmos, то это опасное оружие. Можно переписывать картины, переделывать фильмы, но, на мой взгляд, завершенные объекты нужно сохранять в том оригинальном виде, в котором они появились. Но это уже вопрос к авторам и правообладателям.