Роб Болдок из компании Re:Live Recordings специально для Audient вкратце рассказал о том, как записывал музыкальный фестиваль Splendour Festival 2017. Компания Роба специализируется на записи живых выступлений, а сам фестиваль, прошедший в английском Ноттингеме, стал 59 записанным крупным концертом.
Роб говорит, что при выборе оборудования отдает предпочтение компактным и легким в настройке устройствам. Зачастую установка и настройка оборудования проходит в сжатые временные и сроки, и в очень тесных пространствах, поэтому портативность и простота играют для мужчины одну из важнейших ролей. При этом Роб отмечает, что стремится записать концерт так, чтобы живое выступление звучало так же качественно, как и студийная запись.
Сигналы попадают на микшерный пульт, предназначенный для записи выступлений, на котором также происходит смешение сигнала со сцены и в зале, и настраиваются уровни всех музыкантов в живом миксе. Роб может управлять сигналом с мониторов и из зала независимо друг от друга.
Стек оборудования основывается на шести 8-канальных предусилителях Audient ASP880, дающих доступ к 40 каналам для входного сигнала. Сигналы с ASP880 поступают на два аудиоинтерфейса, связанных между собой, после чего попадают в многоканальном виде в ноутбук. Общее количество каналов во время записи через стек составляет 52 штуки, а в качестве основной программы используется Cockos Reaper. Роб отмечает, что выбор Reaper обоснован удобством использования и возможностью вести запись аудио параллельно на два жестких диска.
По словам Болдока, главная сложность при записи звука на концертах заключается в большом количестве шума. На концертах сигналы из аудиоаппаратуры постоянно просачиваются в микрофоны, что создает большие сложности при сведении записанного. Запись концерта не имеет ничего общего со студийной работой: здесь нет такого понятия, как «дубль», а записанный материал должен быть не только качественным и чистым (без лишних шумов и прочих артефактов), но и не потерять в энергетике.
Перед началом записи Роб проверяет все каналы на работоспособность, чистоту звучания (никаких кликов, щелчков и прочего), а также удостоверяется, что все сигналы приходят на нужный канал. После этого происходит саундчек с группой, во время которого Болдок проверяет уровень сигнала каждого инструмента и микрофона. Во время выступления Роб следит за уровнями сигнала и иногда вносит правки с целью подчеркнуть звучание того или иного инструмента. По окончанию концерта записанный материал отправляется в студию для сведения.
Сведение записанного Роб начинает с вокала, постепенно подстраивая уровни всех остальных участников под голос певца. Болдок говорит, что сведение живого выступления требует очень аккуратной работы с гейтом и компрессией: к примеру, слишком большое количество компрессии на вокале выводит на передний план другие сигналы, попавшие в микрофон вокалиста, а слишком активное использование гейта делает голос ненатуральным.
Тем, кто хочет записать концерт, Роб советует потренироваться на чем-то простом — небольших площадках и небольших группах, постепенно усложняя себе задачу. По словам Роба, запись звука на концертах, с точки зрения процесса, отличается от привычной студийной работы: приходится сталкиваться с множеством людей и следить за намного большим количеством поступающей информации. Тем не менее, сходство остается в главном — все приходит с опытом.