5 приёмов, чтобы сделать суб-бас различимым в миксе

Дублируем партию, добавляем середину и используем другие уловки, чтобы выделить особо низкие звуки.

Как сделать суб-бас различимым в миксе

Бруклинский продюсер и музыкант Сэм Фридмен написал колонку для блога ReverbNation, в которой рассказал о пяти популярных приемах, помогающих сделать звучание суб-баса более различимым в миксе. Сэм отмечает, что эти хитрости помогут услышать очень низкий бас на любой аудиосистеме, будь то динамики смартфона или серьезные концертные аппараты. SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод текста.


Хип-хоп, рэп, поп и EDM не обходятся без суб-баса, накачивающего музыку низами. Проблема в том, что особо басовые звуки живут ниже 60 Гц, поэтому они не различимы для человеческого слуха — суб-бас можно только почувствовать. Вспомните, как диджеи делают дропы (см. Анатомия аранжировки: структура и части песни), от которых зал начинает буквально вибрировать, хотя уши в этот момент ничего не улавливают. Источник таких вибраций как раз суб-бас.

В общем, суб-бас делает звучание миксов более полным. Сложность работы с настолько низкими звуками в том, что когда бас и бит играют вместе, слушатели не понимают, что вообще происходит в музыке — всё превращается в какой-то бубнеж ритм-секции. Чтобы исправить это, продюсеры и звукорежиссеры прибегают к некоторым уловкам, которые делают суб-бас более различимым и устраняют ощущение бубнежа.

Дублирование басовой линии

Самый очевидный способ подчеркнуть суб-бас — продублировать его партию другим инструментом, звучащим на пару октав выше. Например, можно дополнить бас синтезатором, клавишныеэми (см. 6 легендарных клавишных инструментов и их виртуальные аналоги) или гитарой.

Главное здесь — не перестараться. Звучание дубликата должно быть мягким и не громким, иначе двойная басовая линия вылезет вперёд и заполонит весь микс. Задача продюсера здесь в том, чтобы при прослушивании трека на дешевой и слабой акустике суб-бас был различимым, а на мощной аппаратуре не выпирал изо всех щелей.

Поднятие средних частот

Несмотря на то, что суб-бас явно относится к низким частотам, в его сигнале присутствуют и другие диапазоны. Благодаря этому, повысить чёткость и читаемость можно поднятием среднего диапазона на дорожке суб-баса в эквалайзере. В качестве примера такого хода послушайте композицию Винса Стейплса «Blue Suede», в которой канадский продюсер Марвин «Hagler» Томас сделал суб-бас различимым бустом середины.

Использование дисторшна

С помощью дисторшн можно подчеркнуть звуки любого типа и характера в нижнем диапазоне — эффект полезен не только в роке и метале. Попробуйте плагин iZotope Trash, в котором можно без проблем выбрать один из десятков вариантов искажения сигнала.

Тем не менее применяйте дисторшн в меру: слишком большое количество эффекта вкупе с особо мощной природой звучания суб-баса запросто убьёт вас, ваши уши, динамики и соседские нервы. Посмотрите, как продюсер и звукорежиссер применили дисторшн в треке Tyler, The Creator «Who Dat Boy» — бас обрёл узнаваемый очертания, а искажения не уничтожили микс.

Использование слайдов между нотами

В хип-хопе часто используют такой прием, как питч-слайдинг. Вместо того, чтобы просто переходить с Ля на До, продюсеры добавляют быстрые слайды в басовую линию, выделяя таким образом звучащие в ноты. Послушайте, как в треке Дрейка «Back to Back» бас делает несколько быстрых слайдов к более высоким нотам — читаемость создаётся именно за их счёт, хотя звук баса остался незменным.

Применение эффекта пульсации

Вокалисты и гитаристы часто используют вибрато, создающее ощущение пульсации отдельных звуков. Вибрато устраняет монотонность длинных звуков, приводит их в движение, что явно идёт на пользу всему треку — вам просто некогда скучать. Чтобы понять, о чём идёт речь, послушайте пение Адель в припеве «Hello», особенно заглавную строчку. Как думаете, звучала бы эта строчка также круто и убедительно, если бы Адель просто тянула ноту?

Самое прекрасное для тех, кто любит суб-бас в том, что вибрато не эксклюзив гитаристов и вокалистов — применить эффект можно и к другим инструментам. В случае синтезированного суб-баса воспользуйтесь тремоло и фейзером. Аккуратно настройте их работу, чтобы появился пульсирующий раскачивающийся эффект, благодаря которому суб-бас станет отлично различимым даже на небольших и слабых аудиосистемах.

В качестве примера повышающей читаемость пульсации можно привести кавер Джеймса Блэйка на песню Лесли Файст «Limit To Your Love», построенный вокруг мощной суб-басовой линии. Вне зависимости от того, будете ли вы слушать эту песню через динамики смартфона или мощную аудиосистему, бас все равно останется четким и прекрасно различимым.

Exit mobile version