Когда мы работаем с проектом, состоящим из множества аудиофайлов, всегда есть опасность запутаться в файлах. Представьте, что вы работаете над синглом или альбомом — внутри каждого проекта находится множество файлов, разобраться в которых та еще проблема. Чтобы избежать проблем с творческим бардаком и хаосом в папках, нужно выработать определенную систему упорядочивания файлов.
Всему свое место
Каждому проекту — своя папка, все связанные файлы — в едином хранилище. Это нерушимые для меня правила. В папку попадают все аудио- и MIDI-файлы, здесь же хранятся используемые сэмплы, текстовые заметки и другие связанные объекты. В случае, если мне понадобится найти какой-то отдельный файл, то я с легкостью найду его в нужном каталоге.
Структура главной папки должна быть простой и понятной, не отвлекающей от работы. При работе с альбомом, создавайте каталог альбома, в котором каждой песне отведен собственный подкаталог.
Никогда не работайте в одном проекте. Если решили переделать припев, сохраняйте новую версию песни. Я дописываю к названию проекта номер версии и внесенные изменения.
Допустим, у меня есть проект некой песни «Song». Я создаю для него одноименную папку, куда сохраняю первую версию проекта, называя его «Song 1.0». Постепенно у меня появляются идеи новой прогрессии аккордов для прехоруса. Я создаю копию, вношу правки и сохраняю новую версию — «Song 1.1 (New PreChorus)».
При следующих изменениях, я создаю следующую по порядку версию 1.2, а если изменения оказываются значительными, повышаю номер версии до 2.0 и продолжаю работу. Аналогично я поступаю и с миксдаунами, чьи имена строго совпадают с именем проекта, из которого сделан экспорт.
Имена и цвета дорожек и маркеры
Не забывайте переименовывать дорожки. Создали новый аудиотрек для ритм-гитары в куплете — переименуйте стандартное имя «Audio Track 01» во что-то более понятное, например, в «Rhythm Guitar Verse». При записи аудио в эту дорожку, DAW (см. Программы для записи музыки) присвоит имена дублей и сохранит файлы в папку проекта. Название должно говорить о содержимом, чтобы в случае необходимости найти соответствующий аудиофайл в каталоге было легко.
Если запись проекта ведется потреково, то для каждой партии я создаю отдельную дорожку. Например, в песне электрогитара играет в куплете, припеве и проигрыше. Я создаю три дорожки для каждой части (Rhythm Verse, Rhythm Chorus, Rhythm Break), а если гитаре нужен дабл-трек во всех частях композиции, то добавляю еще три дорожки. Дополнительно треки объединяются в группы и отправляются на шины эффектов для упрощения сведения.
Если большинство DAW хранят содержимое проектов в отдельном каталоге, проекты Logic Pro X представляют собой архив в формате .logicx. Чтобы посмотреть содержимое такого архива, нажмите правой клавишей на файл проекта и выберите пункт «Показать содержимое пакета».
Также я использую цветовое разделение дорожек. Вокальным трекам присваивается фиолетовый цвет, ударные окрашиваются в синий, ритм-гитара — в красный, бас — в желтый. Это помогает быстрее находить нужную дорожку внутри каталога проекта.
Обязательно расставляйте маркеры, разделяющие части песни (см. Анатомия аранжировки: типовая структура и части песни в популярной музыке). Так будет проще найти припев или переместиться к следующей части композиции с помощью шорт-кода (см. Сочетания клавиш Logic Pro X для эффективной работы с программой).
Заметки
Все DAW позволяют вести заметки внутри проекта. Записывайте туда любые изменения: свел барабаны — сделал пометку, дописал клавишные — сделал еще одну. Так легче вспомнить, на чем остановилась работа в прошлый раз, если проект по какой-либо причине не открывался долгое время. В заметки я также вношу информацию о настройках эффектов, эквалайзеров и других инструментов, но делаю это только в случае необходимости.
Раньше я вел логирование в обычном блокноте, куда записывал абсолютно все, что делаю: сколько партий и в какую дорожку записал, где и что исправил у синтезатора, какой эффект и куда повесил. Этому меня научил один мой знакомый, который ведет такие же заметки в текстовом файле, хранящемся внутри каталога проекта.
Бэкап
Напоминать о ценности резервного копирования нет смысла, но я все равно повторюсь. Копируйте все файлы максимально возможное количество раз. Я копирую все проекты на внешний жесткий диск и в облачное хранилище. Чем больше резервных копий, тем лучше.
При работе с музыкой, меньше всего хочется потерять результаты работы. Никогда не думайте, что с вами такого не случится — возможно все. От случайного скачка напряжения или отключения электричества, убивающего жесткий диск, или соседей, затопивших квартиру и (внезапно!) компьютер, никто не застрахован. Осторожность еще никому не навредила.
А как вы работаете с проектами? Расскажите о собственном опыте и небольших хитростях в комментариях!