Овердаббинг: способ исправить ошибки и сделать звук плотнее после записи

Разбираемся в одной из старейших техник исправления и улучшения уже записанного материала.

Овердаббинг что это такое и как сделать его в DAW

Овердаббинг — одна из старейших техник исправления проблем записанной музыки и один из способов сделать звук плотнее и интереснее после записи. Рассказываем, каким целям служит эта процедура и как проводить её в современных DAW.


Базовые техники звукозаписи известны с давних времён, когда запись ещё велась на аналоговую плёнку. При этом большинство из них применяются в индустрии до сих пор. Одна из таких техник — овердаббинг.

Овердаббинг используется практически повсеместно в музыкальной индустрии. Но что это за техника, зачем она нужна и когда применяется при работе над музыкой?

Что такое овердаббинг

Овердаббинг или овердаб представляет собой запись нескольких вариантов исполнения композиции для исправления ошибок, получения более плотного звука или добавления дополнительных звуковых слоёв.

Если верить английской Википедии, первые примеры использования наложений разных дублей относятся к 1920-м годам. Сам же термин овердаббинг появился несколько позднее: в 1940-х овердаббингом стали обозначать запись инструмента на аналоговую плёнку отдельными отрезками. Записанные кусочки накладывали поверх ранее записанных дублей, чтобы устранить ошибки и сделать исполнение лучше.

Овердабы — это всё, что дописывается в композицию после основной сессии записи.

Сегодня овердаббинг используется для обозначения любых ситуаций записи поверх уже существующего материала. При этом овердабы записывают не только с целью правки неудачных дублей, но и для добавления новых партий в аранжировку.

Зачем записывать овердабы?

Овердабы служат нескольким важным целям в процессе студийной работы. С их помощью исправляют недостатки, улучшают звучание и обогащают аранжировку.

Исправление ошибок

Иногда записанный дубль звучит практически идеально, если не считать небольших ошибок в некоторых моментах. Чтобы не записывать партию снова с самого начала, музыканты делают короткие овердабы для проблемных мест.

Методика перезаписи особенно полезна при работе с голосом. При записи вокала последовательные прогоны всей партии быстро приводят к утомляемости голоса, поэтому овердабы являются отличным способом экономии сил вокалиста.

Уплотнение звука

Даблтрекинг — пример ещё одной классической техники записи и одна из разновидностей овердаббинга. Идея в том, чтобы записать дополнительные слои инструмента и наложить их друг на друга.

В результате такой записи звук становится плотнее. К тому же наложение двух дублей создаёт натуральный эффект модуляции из-за небольших различий в тайминге и высоте звука.

Добавление дополнительных слоёв

Записанная музыка зачастую содержит больше мелких деталей и стилистических украшений. Это особенно заметно на фоне живого исполнения.

Овердаббинг позволяет записать новые дубли с новыми идеями или более сложными частями. К примеру, с помощью овердабов в аранжировку можно добавить дополнительные вокальные гармоники, инструментальные проходы и сбивки или перкуссионные партии.

Овердаббинг в DAW

С развитием технологий программы для записи музыки значительно упростили жизнь музыкантов и продюсеров. Благодаря функциям недеструктивного редактирования, DAW позволяют записывать овердабы без вреда для партий.

При работе с DAW существуют четыре базовые методики записи овердабов. Каждый из способов подходит для разных ситуаций, а продюсеры могут комбинировать методы в рамках одного проекта.

Запись на новой дорожке

Самый простой способ овердаббинга — запись в новую дорожку. Для этого достаточно создать новый трек и записать желаемое параллельно ранее записанным дублям.

Такой подход ничем не отличается от мультитрекинга. Вместе с тем запись на дополнительной дорожке всё равно остаётся одной из форм овердаббинга.

В большинстве случаев для получения нужного звука требуется более одной дорожки инструмента. Дополнительная дорожка пригодится в ситуациях, когда в середине трека инструмент должен поменять тембр или естественно затухать перед началом следующей части композиции.

В общем, нет ничего зазорного в создании новых дорожек для овердабов и наложений, если это идёт на пользу композиции. Создавать новые треки можно даже для отдельных частей или конкретных элементов аранжировки.

Запись в ту же дорожку поверх существующего дубля

Другой способ овердаббинга — запись поверх уже записанного сигнала в той же дорожке. Методика проста: достаточно выбрать проблемное место и переписать часть партии прямо поверх.

При должной аккуратности овердаб будет совершенно незаметен для слушателя: партия зазвучит так, как будто она изначально сыграна правильно.

Благодаря отсутствию деструктивных изменений сигнала при записи в DAW, таким образом мы можем в любой момент вернуться к инструменту и частично переписать его. К примеру, так можно расширить партию, дописав чуть-чуть спереди или сзади.

Врезки

Врезки (англ. punch in/punch out) прямо в сыгранный дубль представляют собой разновидность предыдущего способа. Разница заключается в длительности овердаба.

При записи в ту же дорожку поверх уже записанного дубля мы записываем достаточно большой отрезок партии заново. При врезках речь идёт об исправлении небольших ошибок в отдельных местах дубля: например, в центре или ближе к концу.

Для врезки необходимо выделить неудачный отрезок в дубле и перезаписать только его. Это может быть одна нота или аккорд, либо последовательность нескольких звуков.

Лупы

Наконец, последний вариант овердаббинга — последовательная запись отрезка снова и снова. Таким образом будет создан бесконечный луп, из которого затем можно будет выбрать подходящий кусочек.

Как и в случае с врезками, запись лупа предполагает выделение небольшого отрезка в проекте, куда будет записан овердаб. Сама запись будет вестись в выбранных границах снова и снова, что создаст новые дубли. Логика проста: в десятках попытках будет хоть одна идеальная.

В зависимости от используемой DAW, запись лупами обычно создаёт каталог дублей или плейлист. Из всех лупов в итоге можно собрать один идеальный дубль, выбрав лучшие моменты каждой попытки.

К тому же запись лупа удобна с точки зрения практики: можно тренировать и записывать партию одновременно. Вполне возможно, что в ходе попыток получится сыграть дубль так, как того требует композиция.

Заключение

Запись музыки в DAW кажется чём-то сложным, однако большинство техник записи были придуманы на заре музыкальной индустрии, задолго до распространения компьютеров. Овердаббинг — один из таких приёмов. Он известен десятки лет, полезен и понятен, а его применение делает записанное значительно лучше.

Exit mobile version