Письмо прошлому себе: 72 вещи, которые хотелось бы рассказать начинающему музыканту

Обычно никто не рассказывает о таких очевидных моментах.

72 вещи, которые хотелось бы рассказать начинающему музыканту

Музыкант, репетитор и саунд-продюсер Зак Цитрон пишет треки, книги и статьи, а также ведёт курсы на западных образовательных сайтах. Его работы постоянно собирают позитивные отзывы. Для сайта Pro Audio Files Цитрон написал заметку в формате «письмо себе прошлому из настоящего времени». В письме Зак обратился к себе из прошлого и рассказал о ситуациях, с которыми сталкиваются новички на своём пути. Специально для читателей SAMESOUND магазин музыкального оборудования ALL FOR DJ перевёл заметку Зака.


Дорогой Зак из прошлого! Я — это ты, только старше.

Однажды ты будешь издаваться на лейблах, твои треки и ремиксы будут покупать через iTunes и Beatport. Ты будешь участвовать в записи сотен разных треков своих друзей, коллег и клиентов. Ты выпустишь альбом, который выйдет на физических носителях, и все копии расхватают ещё на предпродаже. Люди будут писать в социальных сетях под твоими треками, как они им нравятся. Тебе самому будет нравиться собственная музыка.

Но вместе с тем будут моменты, когда ты будешь ненавидеть свою музыку. Ты будешь бороться с сомнениями, преодолевать себя. Взлёты и падения будут неминуемы, будут идти своим чередом и ты никак не сможешь на это повлиять.

Зак Цитрон

Пока ты с восхищением слушаешь очередной хит из прошлого в своих любимых наушниках, я расскажу тебе о том, что я узнал за несколько лет. Вот список из 72 вещей, которые бы я хотел знать в самом начале своего музыкального пути.

1. Доверяй своему вкусу, не недооценивай его.

2. Хватит критиковать поп-музыку, чтобы потешить своё эго. Попытайся научиться чему-то, слушая её. Это достаточно мудро — анализировать музыку, которую слушают миллионы.

3. Использовать лупы — нормально. Не думай, что так ты становишься плохим музыкантом, ведь всё зависит от результата.

Посмотри на игровую индустрию. Сколько разработчиков используют готовые движки Unity и Unreal Engine, полагаясь на магазин ассетов? Получившаяся игра — вот, что имеет значение. В нашем случае важно, какая получится музыка.

4. То же самое с сэмплами. Использовать сэмплы — нормально.

5. Пей что-нибудь, когда занимаешься музыкой и продакшеном. Например, травяной чай или что-нибудь с кофеином, если нужно взбодриться. Напитки помогают отвлечься, когда ничего не приходит в голову.

6. Как можно скорее раздобудь пару хороших наушников или мониторов. Слышать весь частотный диапазон, особенно в области низа — особенно важно.

7. Сведение — не какое-то таинственное искусство. Своди и делай плохие миксы. В какой-то момент ты поймешь, что именно нужно крутить и делать, чтобы получился хороший звук.

8. С мастерингом та же история. Мастеринг — не загадочное дзюцу. Делай мастеринг, ручной или автоматический. В конце концов, ты получишь нужный результат.

9. Купи качественный сэмпл-пак для работы. Не хочешь покупать — найди бесплатный, но достойный. Таких очень много.

10. Относись нейтрально ко всей музыке, которая тебе не нравится. Всегда существует шанс, что когда-нибудь ты оценишь её.

11. Минимализм часто является ключом к успеху. Однако нельзя использовать минимализм для оправдания сырости трека. Наведи блеск, поработай над деталями.

12. Поначалу никто не заинтересуется твоей музыкой, но так будет не всегда. Совершенствуйся в своём деле и выдавай результат.

13. Если не можешь найти место, где ты бы мог продать свою музыку, создай его сам.

14. Если тебе не нравится своя музыка, ты делаешь что-то неправильно. Ну или работаешь на заказ.

15. Налаживай связь с людьми, которым нравится твоя музыка. Например, собирай их электронную почту в список рассылки.

16. Бесплатное — не значит без выгоды. Отдавай музыку в обмен на лайк страницы в Фейсбуке, подписку на SoundCloud или подписку на почтовую рассылку.

17. Подумай, где люди будут слушать твою музыку. Какая обстановка вокруг? Это должно повлиять на твой продакшн.

18. Подумай, какие люди будут слушать твою музыку. Кто они? Понимать и представлять свою целевую аудиторию очень важно.

19. Изучай музыкальную грамоту. Музыкальная теория как карта: ты можешь передвигаться и без неё, но держать её под рукой полезно.

20. Незачем сравнивать себя с профессиональными артистами. Особенно в самом начале своего музыкального пути.

21. Поставь цель звучать так же качественно, как и профессиональные артисты. Вместе с тем цель и текущее звучание не должны тебя угнетать.

22. Настанет время, когда твоя музыка будет звучать так же, как и у профессиональных исполнителей. Осознание этого придёт внезапно.

23. Нет никакой разницы, в какой программе ты пишешь музыку.

24. Только конечный результат имеет значение. Как именно ты его добивался совершенно не важно.

25. Я повторю: только конечный результат имеет значение.

26. Прекрати сваливать всё на реальные и виртуальные инструменты, и их нехватку в твоём арсенале. Можно делать крутую музыку на полностью бесплатном софте. Ты потратил $400 на синтезатор, как у Deadmau5, но использовал его только в двух треках!

27. Несмотря на предыдущий пункт, помни, что новые инструменты вдохновляют на новые идеи. Временами подбадривай себя покупкой нового плагина, набора сэмплов или виртуального инструмента.

28. Помнишь гитару, на которой бренчал половину жизни? Перестань думать, что она тебе не нужна. Возьми нормальный аудиоинтерфейс и запиши её.

29. Купи хороший микрофон.

30. Существуют четыре типа музыкального оборудования:

  1. Дешёвое и бюджетное
  2. Средний класс. Достаточно качественный для профессионального использования
  3. Высший класс. Профессиональное оборудование, которое намного лучше среднего класса
  4. Дорогое

Тебе достаточно второго типа. Остальное можно игнорировать максимально долго. Покупка дорогого оборудования с самого начала пути станет разорением.

31. Никогда не злись и не расстраивайся, если что-то в мире меняется. Люди, которые паникуют по поводу краха музыкальной индустрии или ноют по другим причинам, — просто показушники. Прими мир таким, какой он есть, и ищи возможности во всём.

32. Deadmau5 начал свой путь в 16 лет. Он стал известен только к 30 годам (спустя ещё 14 лет) по той причине, что вокруг него сложились благоприятные обстоятельства. Если верить Википедии, активные годы Kaskade вообще пришлись только на конец 1980-х. В общем, нацелься на долгий путь и не стремись к однодневному успеху.

33. Копи фан-базу прямо сейчас. Осознай важность одного человека и помни об этом, ведь у тебя становится на одного слушателя и подписчика больше.

34. Миллион фолловеров в Твиттере вряд ли сделают тебя успешным. Нужна тысяча настоящих ценителей твоей музыки (не обязательно именно тысяча, но ты понял).

35. Расценивай раскрутку своего музыкального проекта как ведение блога. Это очень похожие вещи.

36. Твой сторонний проект или дневная работа могут помочь тебе в понимании искусства. Пробуй разные занятия.

37. Компрессия переоценена. Компрессия всего лишь инструмент в твоём арсенале. Изучи компрессию, пойми как ей пользоваться и применяй для достижения хорошего результата.

38. Эквализация тоже переоценена. Знай её, но не переоценивай.

39. На самом деле многие технические аспекты производства музыки переоценены. Фокусируйся на эмоциях и энергии (о них можно написать целую книгу).

40. Если ты сидишь с треками, которые не увидели свет в течение двух последних лет, то сделай что-нибудь с ними. Лицензируй для использования в рекламе. Продай. В противном случае ты их так никуда и не денешь.

41. Использование вокала — чит для привлечения интереса к твоему треку.

42. Вкладывайся в других. Придёт время, и они отблагодарят тебя.

43. Самые успешные люди отличаются стремлением к взаимодействию и практическому познанию. Это как прокачиваться в онлайн-игре, только сложнее и в реале.

44. Не обращай внимания на такие странные показатели как «количество дорожек» и «длительность песни». Они не имеют никакого отношения к качеству музыки.

45. Как сказал Рольф Поттс в одной из своих книг о путешествиях: «Если не знаешь, чем заняться на новом месте, просто иди гулять». Не знаешь с чего начать трек? Начни с любой ерунды, которая придёт в голову и просто плыви по течению. В итоге ты зацепишься за подходящую идею.

46. Нарушай все правила, но с конкретной целью. Нарушай их специально. Так ты поймешь, почему эти правила существуют, и насколько они гибкие.

47. Помечай и называй свои треки и проекты. Так ты поможешь себе навести порядок в творчестве. Хотя, я знаю, что ты всё равно будешь называть всё как попало.

48. Никогда не экспортируй песню со словом «Final» в названии файла. Это наивно.

49. Используй шаблон [Имя_трека]_[Значение]_[Дата]. Вписывай на место значения что-то в духе «сведено», «отмастерено», «демо» или «ДляКоляна».

50. Ты ценишь продакшн сильнее, когда тебе хочется сбежать от реальности, но это неправильно. Я знаю, что тебе хочется бросить всё и только писать музыку, но знай, что это может разочаровать. Оценивай вещи трезво.

51. Твои колонки могут испортиться со временем. Проследи этот момент до того, как восемь раз переделаешь мастеринг из-за плохого звука.

52. Самое важное отличие между аналогом и цифрой: аналоговый девайс можно пощупать, на нём можно поиграть.

53. Если у тебя нет аналоговых девайсов, купи миди-клавиатуру с крутилками, кнопками и фейдерами. Ну, или хотя бы с крутилками.

54. Твоей семье нравится твоя музыка, делись ей с родными.

55. Другу действительно понравился твой трек, если он послушал его больше двух раз.

56. Если ты хочешь сделать большое изменение в треке, сделай «Save As» и в имени укажи причину изменений. Называй проекты и миксдауны по шаблону [Имя_трека]_[Причина_изменений]. Только после этого меняй всё, что захочется. В случае чего ты всегда сможешь вернуться к прошлой версии.

57. Держи громкость на адекватном уровне. Незачем рвать себе перепонки.

58. Проверь, что сведение сделано качественно. Послушай трек и на маленькой громкости, и на большой.

59. Когда трек играет тихо, ты должен отчётливо слышать его самые важные элементы.

60. Сведение = 90% громкости + 10% осознания, что всё остальное не так важно.

61. Мастеринг = 90% громкости + 10% исправления ошибок сведения.

62. Делай бэкапы. Когда ты начинал, в мире не было Dropbox и других облачных хранилищ. Купи внешний жёсткий диск. Терять свою работу — полный п*****.

63. Никогда не позволяй деньгам препятствовать творческому процессу.

64. Работа на большом экране приносит больше удовольствия, чем на маленьком. Возьми iMac вместо MacBook или купи внешний дисплей. Какое-то время, конечно, можно работать и на маленьком экране.

65. Если ты проводишь больше пяти минут за настройкой одного параметра, то теряешь объективность. Оставь его и вернись к настройке позже. В другой раз, когда ты отдохнёшь от работы, всё точно получится.

66. Накрутив крутой тембр на синтезаторе не станешь знаменитым. Тембр — всего лишь кусочек пазла.

67. Невозможно в одно мгновенье красиво запеть. Ты будешь пытаться и имитировать. Голос начнёт звучать со временем.

68. Разница между просто так выложенным в сеть треком и треком на релизе существует. Заботься о своей музыке, осознавай её ценность. Люди чувствуют это.

69. Найди кого-то, кто сделает тебе оформление. Обложки альбомов, дизайн сайта, логотип проекта очень важны для более плотного контакта с аудиторией, но делать их должны люди, разбирающиеся в процессе.

70. Всегда плати за графику. Если человек отказывается брать деньги, угости его ужином. Если он не хочет угощаться, придумай, как отблагодарить его.

71. Когда тебе сложно или ты сомневаешься, вспомни о том, почему ты занимаешься музыкой. В первую очередь, это весело. Почему-то мы забываем об этом в трудные моменты.

72. Если делать музыку не очень весело, то займись чем-нибудь другим.

Итак, Зак из прошлого, надеюсь, ты что-то усвоишь. Тебе ещё многое предстоит понять и узнать об огромном мире музыки. Поверь, здесь всегда появляется что-то новое. В музыке невозможно состариться.


А что бы вы посоветовали себе прошлому? Есть ли какие-то моменты, о которых вы бы хотели знать в самом начале своего музыкального пути? Расскажите в комментариях!

Exit mobile version