Сведение через максимайзер — плохая идея

Не верьте мониторингу, если используете максимайзер на мастер-канале. Реальное состояние микса далеко от того, что вы слышите.

Сведение через максимайзер плохая идея

Американский звукорежиссёр и продюсер Эрик Хокинс написал заметку для блога университета Беркли Berklee Take Note, в которой рассказал о сведении музыки с использованием максимайзера. По мнению Хокинса, использование максимайзера на мастер-канале при сведении музыки — распространённая ошибка, которая приводит к существованию десятка миксов с нарушенным балансом гейна. Редакция SAMESOUND приводит адаптированный перевод заметки.


Одна из самых распространенных ошибок, с которой мне довелось столкнуться — продюсирование и сведение трека с максимайзером на мастер-выходе. Максимайзеры ограничивают пики сигнала и автоматически оптимизируют выходной сигнал, доводя его до выбранного уровня (например, 0 дБ или −0,2 дБ).

Результат работы максимайзеров очевиден: треки становятся максимально громкими, поэтому музыканты неустанно вешают на мастер-канал Waves L3 Maximizer, iZotope Ozone Maximizer, Pro Tools Maxim, Reason MClass Maximizer и десятки других плагинов.

Иногда даже без максимайзера кажется, что треки звучат громко и мощно. Некоторые разработчики оснащают свои DAW заготовками, в которых на мастере уже работает максимайзер (посмотрите на Reason и FL Studio).

Тем не менее такой ход чаще всего является результатом маркетинга, а не какой-то особенной функцией. Просто представьте, как на продажах сказывается факт того, что в определённой DAW треки звучат громче, кажутся более качественными. Реальность же такова, что мозг любит нас обманывать — чем громче звук, тем более крутым и качественным он нам кажется, хотя это не так.

Отключив максимайзер после сведения, вы обнаружите, что на выходе весь сигнал дико клиппует и выбивается далеко за 0 дБ. Из-за максимайзера вы просто не замечаете, что в треке нет баланса гейна.

Любые ошибки маскируются максимайзером, а сигнал держится в узде благодаря алгоритмам лимитирования. На мониторинге мы видим заветные цифры в 0 дБ, думаем о том, какой сочный трек сделали и какие мы молодцы. Но клиппинг никуда не ушёл, перенакаченные каналы остались на месте. Ужасная структура гейна продолжает жить и расходится по миру после миксдауна проекта.

Расскажу об этой ошибке на примере проекта Reason. По умолчанию на главном выходе микшера работает плагин Mastering Combinator. В дополнение к нему я создал дорожку с плагином Dr. Octo REX, запустил воспроизведение и вывел уровни на максимум у трека и мастер-канала. Всё звучит нормально, а индикатор клиппинга на панели Transport Bar молчит — по его мнению, у меня всё в порядке.

Теперь отключим Mastering Combinator. Индикатор клиппинга моментально загорится и будет непрерывно светиться. Даже если вы слышите клиппинг, Reason может простить ваш трек и обмануть мозг. Если индикатор молчит, а клиппинг явно слышен, то мы склонны подумать, что нам всего лишь кажется, что в миксе существуют проблемы.

Очевидный вопрос: если все звучит круто с максимайзером, то зачем мне париться?

Я считаю, что существует, как минимум, четыре причины, почему вы не должны использовать максимайзер на выходе при продюсировании и сведении:

1. Клиппинг существует, даже если вы его не слышите или не видите. Отсутствие видимого или слышимого клиппинга не означает, что его нет совсем. Если клиппинг присутствует в миксе, то максимайзер просто смягчает все пики. При мастеринге (через онлайн-сервисы или в студии) такой раскаченный гейном аудиоконтент заплывет неприятными и нежелательными искажениями и дисторшеном.

Можно сколько угодно пересводить микс, но это не устранит шипения, резкости и прочих проблем при мастеринге. А причина проблем проста — в миксе нарушен баланс по гейну из-за использования максимайзера при сведении.

2. Максимайзер всегда против любых изменений. Когда максимайзер усиляет или ослабляет сигнал для достижения оптимальной громкости, то он автоматически противодействует каждому внесённому вами изменению уровня дорожки или настроек эквалайзера.

Суть в том, что у вас попросту нет возможности работать с полным динамическим диапазоном — максимайзер ограничивает вас тем спектром, с которым он сам работает. Из-за этого вы не слышите реальные результаты своей работы, все вносимые изменения практически незаметны. Такое положение дел контрпродуктивно.

3. Максимайзер дополнительно нагружает компьютер. Как правило, максимайзеры — серьёзные процессоры для серьёзной работы. Задумайтесь: их задача в том, чтобы смотреть в будущее и регулировать каждый возможный пик в соответствии с выбранными уровнем выходного сигнала и порогом срабатывания. Из-за этого в сигнале появляется дополнительная мощная задержка.

Просто послушайте, как звучит исходный сигнал (например, гитары или вокала) и как он же звучит через максимайзер — вы сразу же заметите разницу. Нет смысла бороться за ресурсы процессора, оптимизировать плагины, потому что все проблемы с нагрузкой создаются максимайзером.

4. Помните о мастеринге. После прогонки трека через максимайзер мастеринг-инженеру попросту не с чем работать — всё звучит настолько громко, насколько возможно, в сигнале исчезла динамика (он находится уже на максимуме динамики). Если вы серьёзно относитесь к своей музыке, но не можете отказаться от максимайзера, то хотя бы не выводите все ручки процессора на предельные значения — оставьте мастеринг-специалисту место для маневра.


На мой взгляд, единственная ситуация, при которой максимайзер можно использовать — это случаи, когда вы делаете мастеринг в той же мультитрековой сессии, в которой сводили проект. Я делаю так постоянно, но только после того, как закончу сведение и наведу баланс по частотам и гейну.

Тем не менее, если треку предстоит мастеринг в отдельном проекте, я всегда выключаю максимайзер из цепи — на нужный уровень громкости песню должен вывести сам мастеринг-инженер.

Exit mobile version