Ударные — ключевой элемент музыки. Они задают ритм и создают пульс, который, объединяясь с басом, оживляет композиции. Слабое звучание превращает барабаны в надоедливого и раздражающего участника микса, а песни с таким саундом не хочется слушать.
Продолжая серию материалов о сведении с Neutron 2, компания iZotope также рассказала, как плагин может помочь при сведении ударных. Редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод материала.
iZotope Neutron 2 — гибкий инструмент, который можно использовать для сведения любых инструментов: гитар, баса, вокала, клавишных и даже ударных. Несмотря на это, нужно помнить о том, что и зачем вы делаете. Чтобы мы не советовали, помните: что хорошо для одного трека, может совершенно не подойти для другого.
Приведённые советы нельзя считать универсальным и единственно действенным рецептом для работы с барабанами. По отдельности каждая из методик даст отличные результаты, но стоит ли применять их все и сразу — вопрос строго индивидуальный. В общем, пробуйте.
Другие материалы серии
Сведение вокала: 9 советов для отличного звучания голоса в ваших миксах
Сведение баса: 8 советов для плотного и чистого низа
Сведение гитары: 8 советов, которые улучшат гитарный саунд в миксе
Визуализация звучания ударных
Работа со студийными консолями и DAW подразумевает, что вы независимо управляете громкостью и панорамой каждого трека по отдельности. Несмотря на то, что изменение уровня и панорамы происходят также независимо, ручки громкости и панорамы связаны: изменяя громкость дорожки нужно учитывать положение трека в пространстве, и наоборот. Процесс непростой: нужно чётко представлять, в какой точке пространства находится каждый трек и как громко он звучит. Упростить жизнь звукорежиссеру может создание панграммы или же использование визуального микшера — специального модуля Visual Mixer внутри iZotope Neutron 2.
Visual Mixer предлагает музыкантам единое управление громкостью и панорамой всех треков проекта. Когда мы говорим про сведение ударных, такая возможность очень полезна: звукорежиссер может собрать все элементы установки в одном окне и наглядно настроить уровень и положение в пространстве барабанов, тарелок и перкуссии. При работе с ударными окно визуального микшера выглядит примерно так:
iZotope Neutron 2 с активированным модулем Visual Mixer помещён на шину ударных, на которой собирается сигнал со всех дорожек барабанов. Для того, чтобы плагин мог управлять треками барабанов, на каждой дорожке ударных активирован специальный плагин iZotope Neutron 2 Mix Tap — благодаря этому инстанс Neutron 2 на шине поймёт, с каких дорожек нужно визуализировать сигнал. После этого управление в окне визуального микшера происходит простейшими манипуляциями: двигаем значок влево или вправо — сигнал перемещается в пространстве, двигаем вверх или вниз — делаем сигнал громче или тише.
Если на дорожке уже активирована копия Neutron 2, то отдельный Mix Tap не нужен — плагин сам найдёт источник сигнала для визуального микшера.
Быстрая обработка суб-миксов
Работать с большим набором процессоров и обработок весело и круто, но вместе с тем и опасно. Одно неловкое движение (например, слишком активное усиление атаки в одном из десятке компрессоров) и весь барабанный микс уходит далеко от желаемого саунда. Один из способов быстро подстраховаться и быть уверенным в том, что ваши действия не портят общий микс, — воспользоваться умным помощником Neutron 2 Track Assistant.
Поместите копию Neutron 2 на общую шину ударных и запустите Track Assistant. Дайте помощнику выбрать модули и установки на основе исходного и желаемого звука барабанов. После активации ассистента пользователю предлагается выбрать несколько важных настроек: так можно указать, с каким инструментом предстоит работать плагину, в каком стиле композиция и насколько интенсивна по содержанию партия.
На изображении Neutron 2 помещён на стереошине ударных. После активации плагин ждёт поступления сигнала с дорожки, на которой он работает, — только после старта воспроизведения Neutron сможет проанализировать сигнал. По завершению анализа плагин выберет состав модулей и их настройки — пользователю останется только принять их и донастроить по собственному вкусу.
Точечная правка через редактирование транзиентов
Если бочка и рабочий барабан звучат недостаточно мощно, а тома излишне слабы, скорректировать их звук можно с помощью модуля Neutron 2 Transient Shaper. Благодаря ему музыканты могут управлять атакой и сустейном сигнала, а также смешивать исходный и откорректированный звук в любых пропорциях. Самое удобное в том, что модуль даёт полное представление о сигнале в режиме реального времени — на специальном дисплее отображается звуковая волна в её исходном виде и результаты работы редактора транзиентов.
На изображениях выше Transient Shaper применен к дорожкам бочки, снейра (рабочего барабана) и томов. Как видите, с помощью модуля можно добиться баланса атаки и сустейна для каждого барабана в отдельности.
Динамическая эквализация отдельных элементов установки
При работе с барабанными миксами и лупами часто возникает ситуация, когда бочка теряется в общем миксе. Громкости достаточно, но на фоне остальных инструментов кик забивается в угол и глухо постукивает вдалеке, вместо того, чтобы держать на себе ритм. Исправить звучание бочки можно эквалайзером (ваш Кэп).
Но обычный эквалайзер далеко не всегда спасает ситуацию. Допустим, вы используете обычный эквалайзер и усиливаете частоту 80 Гц на 4 дБ в барабанном лупе. Проблема в том, что усиление частоты применяется ко всему лупу сразу — эквализация так или иначе затрагивает сразу все частоты в лупе. Очевидно, что намного разумнее было бы усилить этот диапазон только у бочки — эквалайзер должен работать только в ответ на действия кика.
Модуль эквалайзера в Neutron 2 умеет работать как динамический инструмент. Пользователь может настроить эквалайзер так, что он будет реагировать только на определённый диапазон частот и уровень сигнала в заданной области.
На изображении выше эквалайзер работает в динамическом режиме только для диапазона Band 1. Инструмент настроен таким образом, что усиливает на 7,4 дБ частоту в районе 63 Гц. При этом активирован сайдчейн, связывающий эквалайзер с сигналом дорожки кика — пока кик молчит, эквалайзер не работает. Как только бочка начинает играть, эквалайзер включается и усиливает только её сигнал, не влияя на звучание хай-хэта, снейра или томов.
Ограничение эффекта проникновения ударных
Даже «идеально записанные» акустические барабаны страдают от неидеальной изоляции друг от друга микрофонов, снимающих установку. Как бы вам не рассказывали о чистоте, от проникновения сигналов разных барабанов никуда не деться: бочка захватывается микрофоном оверхедов, тома попадают в микрофон снейра, снейр залезает к бочке и так до бесконечности.
Слишком активное проникновение сигналов превращает сведение ударных в проблему. Исправить ситуацию обычным гейтом или другими ограничителями не выйдет — сигнал быстро станет неестественным, а звучание ударных рваным. В то же время полностью отказываться от гейта не нужно, если ограничитель работает в многополосном режиме.
На изображении выше в Neutron 2 активирован модуль гейта в многополосном режиме. Модуль обрабатывает дорожку рабочего барабана. Каждая полоса обладает собственными параметрами, благодаря чему пользователь может по-разному ограничить сигнал в каждом диапазоне частот. Выбор диапазонов осуществляется функцией Learn, которая анализирует поступающий сигнал и находит пересечения разных типов частот.
Применение многополосной компрессии к оверхедам
Частая проблема, с которой сталкиваются инженеры заключается в поиске нужного уровня громкости для оверхедов на фоне бочки и снейра. Дело усложняется тем, что рабочий барабан и бочка всегда радикально отличаются по громкости от остальных элементов установки, поэтому сходу подружить всех между собой ещё та задача.
Логично, что здесь поможет компрессия, но беда обычного компрессора аналогично проблеме эквалайзера, о которой мы говорили выше — эффект затрагивает весь сигнал, а не отдельное проблемное место. К счастью, компрессор Neutron 2, как и эквалайзер, умеет работать в многополосном режиме — пользователю доступно три независимые полосы. Благодаря этому можно компрессировать бочку одним способом, середину снейра — вторым, высокие частоты тарелок — третьим.
Модуль компрессора на изображении работает с тремя полосами обработки. У каждой полосы собственные настройки соотношения, атаки, времени спада и порога срабатывания. При этом функция Learn самостоятельно определила места, где низкие частоты переходят в середину, а середина — в высокие. По итогам обработки можно получить более сбалансированное звучание всей установки, даже если бочка и тарелки звучат тише рабочего барабана.
Использование серийной и параллельной компрессии на субмиксах
Компрессия ударных может использоваться как для управления динамикой инструмента, так и для формирования его тембральной идентичности. Обычно опытные звукорежиссеры применяют компрессор и для того, и для другого. Когда речь идёт об управлении динамикой, барабанный микс отправляется на компрессор с умеренными настройками. Если же цель обработки в том, чтобы изменить тембральный окрас и использовать компрессию как звуковой эффект, то компрессор используется с более агрессивными параметрами (например, при параллельной обработке).
В таких случаях звукорежиссеры используют два разных компрессора: один работает с динамикой, второй применяется в качестве эффекта. Основная сложность в таком случае заключается в поиске верного соотношения исходного и обработанного сигнала. Понимая это, iZotope значительно упростили процедуру компрессии, объединив два компрессора в одном плагине.
На изображении выше первый модуль компрессора настроен на умеренную обработку сигнала: используется низкое соотношение, средняя атака, долгое затухание и слабое изменение гейна. Слайдер Mix сдвинут на 100% в сторону обработанного сигнала — уши слышат только скомпрессированный сигнал.
Второй компрессор помещён сразу за первым. Его настройки другие: высокое соотношение, быстрая атака и затухание, активное изменение гейна. Само по себе звучание инструмента при таких настроек получается экстремально неприятным, поэтому слайдер Mix установлен на отметке 45%. Когда мы включаем воспроизведение, то слышим 45% измененного вторым компрессором сигнала и 55% сигнала, прошедшего через первый компрессор. Звучание получается достаточно скомпрессированным и идеально сбалансированным.