Самые популярные разновидности электрогитар и их особенности.
Несмотря на то, что в мире можно найти тысячи и десятки тысяч различных гитар, весь гитарный мир строится вокруг нескольких классических типов инструментов. В этой статье мы расскажем начинающим музыкантам самые основы, а также взглянем на фундаментальные типы гитар.
Всякие изощрения, касающиеся внешнего вида инструментов, и необычные формы корпуса, изобретаемые заново народными умельцами, так или иначе, базируются на дизайне нескольких легендарных моделей. В то же самое время мы не будем относить к фундаментальным типам всякие «стрелы», «акульи плавники» и прочие экзотические формы.
Les Paul/LP-style
От блюза и до самого агрессивного метала, гитары в форме Les Paul остаются одними из самых востребованных и популярных.
Гриф
Гриф LP-style инструментов в большинстве случаев делается из махагони (красного дерева), а крепление к корпусу осуществляется при помощи вклеевания, а не крепления болтами. Обычно грифы таких гитар состоят из 22 ладов, а их длина равняется 24,75 дюйма — меньше, чем длина типичного грифа любой гитары Fender. В целях компенсации силы натяжения, гитары формы Les Paul обычно поставляются с более «толстыми» наборами струн.
Корпус
Корпус такого вида гитар имеет один вырез в нижней части. В качестве материалов корпуса используется опять-таки махагони, а верхнюю часть (топ) корпуса инструмента делают из клена. Использование клена для топа корпуса придает звучанию некоторую яркость и добавляет некоторый визуальный лоск. В более дорогих инструментах в качестве материалов топа корпуса могут выступать более качественные сорта клена.
Звукосниматели
Ранние модели Gibson Les Paul поставлялись с синглами P-90, что делало звучание гитар близким к инструментам Fender. С 1956 года Les Paul стал славиться более «жирным» звуком за счет новых звукоснимателей — хамбакеров PUF (Patent Applied For), изобретенных Сетом Ловером.
Современные гитары в форме Les Paul могут быть оснащены как синглами или хамбакерами, так и обеими видами звукоснимателей сразу. Все зависит от желаний и взглядов производителей на звучание инструмента. Гитара, оснащенная и синглами и хамбакерами, может дать большую гибкость в вопросе звучания.
Элементы управления
Для переключения режимов работы звукоснимателя используется трехпозиционный переключатель. В случае с двумя хамбакерами, переключатель изменяет режимы работы звукоснимателей следующим образом: звукосниматель у грифа (нековый), звукосниматель у струнодержателя (бриджевый), оба звукоснимателя. Гитары с синглами могут иметь собственные отличия в плане работы переключателя.
Помимо этого на гитаре имеются два регулятора громкости и два регулятора тона: по одному на каждый из звукоснимателей. В то же самое время, LP-гитары с синглами могут иметь два регулятора громкости и один тона, один регулятор громкости и один регулятор тона или вообще только регулятор мастер-громкости без регуляторов тона.
Струнодержатель (бридж)
LP-гитары оснащаются бриджем Tune-o-Matic. Шесть седел для струн данного бриджа позволяют отрегулировать высоту натяжения каждой отдельной струны. А вот силу натяжения струны отрегулировать не выйдет — такая возможность имеется у бриджей, устанавливаемых на гитары типа Stratocaster.
Полуакустические гитары/ES-335-style
Несмотря на внешний вид подобных инструментов, использовать их можно в огромном количестве музыкальных стилей: блюз, поп, джаз, фанк, брит-поп, рок-н-ролл и даже панк-рок.
Корпус
Давайте сразу расставим все точки над i: полуакустические гитары — это все равно электрогитары, а не подзвученные акустические инструменты. Так или иначе, но полуакустические инструменты имеют некоторые характеристики акустических гитар за счет материалов и формы корпуса.
Корпус полуакустической гитары больше и шире, нежели у других типов электрогитар. Конструкция корпуса таких инструментов представляет собой монолитный «центральный блок» с двумя крыльями по бокам. Гитары такого типа в не подключенном состоянии звучат громче обычных электрогитар: воздух внутри корпуса создает дополнительный резонанс и немного смягчает высокие частоты.
Электроника
Одной из самых популярных и легендарных электроакустических гитар в мире является Gibson ES-335. Модель ES-335 обычно оснащается двумя хамбакерами, четыремя регуляторами и трехпозиционным переключателем. Точно такую же комплектацию можно встретить и на других подобных инструментах от других производителей. Оно и понятно: 90% подобных гитар в роли источника вдохновения используют именно Gibson ES-335.
Иногда на подобных инструментах можно встретить синглы P-90 или мини-хамбакеры в стиле Gretsch. Это позволяет гитарам иметь более тонкое и яркое звучание, которое отлично подходит для блюза, рок-н-ролла и рокабилли.
Бридж
Как и на Les Paul, на полуакустических инструментах очень распространен бридж Tune-o-Matic. В то же самое время на множестве традиционных моделей (например, Epiphone Casino) можно встретить трапециообразный бридж или бридж Bigsby с вибрато.
Вибрато Bigsby звучит более тонко и нежно, в отличие от аналогичных у Fender. Хотя, если говорить откровенно, то здесь скорее дело вкуса.
SuperStrat
Настоящие рок-топоры с двойными вырезами, которые стали иконами тяжелой музыки. Подойдут для рок-музыки любого стиля и любой степени тяжести. Хотя только роком их использование не ограничивается.
Гриф
Гитары
Корпус
Корпуса гитар с двойным вырезом должны обеспечивать максимальный комфорт при игре без вреда тону, доступности ладов и скорости передвижения по грифу. Такой подход вдонховлен особенностями классических гитар типа Stratocaster.
В отличие от Stratocaster, корпуса SuperStrat-инструментов выполняются из махагони, липы или ольхи. Вырезы корпуса позволяют с большей легкостью добираться до высоких нот при игре.
Звукосниматели
Не будем никого обманывать: подобные инструменты созданы для мощных запилов. Поэтому SuperStrat-гитары оснащаются высоковыходными звукоснимателями для достижения «звенящего» сустейна.
В 90% случаев, гитары такого плана имеют активные звукосниматели на борту. Говоря простым языком, за счет дополнительного питания от батарейки, они выдают больше гейна и громкости на выходе.
Элементы управления
Многогранность — это ключевая особенность SuperStrat-гитар. Поэтому на рынке можно встретить все возможные комбинации звукоснимателей: HSS (хамбакер-сингл-сингл), HSH (хамбакер-сингл-хамбакер) и прочие конфигурации с различными вариантами переключения датчиков.
Хамбакеры зачастую объединены между собой в рамках цепи, но регуляторы громкости и тона позволяют отрегулировать каждый из звукоснимателей, будь то первый и последний хамбакер или сингл.
Бридж
Экстремальные техники использования тремоло-систем на SuperStrat-гитарах стали возможны благодаря бриджам, «работающим» обе стороны.
Одним из самых известных бриджей на подобных инструментах является Floyd Rose. Инструменты фирмы Ibanez используют собственную разработку, именуемую Edge. Правда, за возможность «тянуть» струны в обе стороны приходится платить нестабильностью в вопросе удержания строя гитары. И не стоит забывать, что замена струн и их настройка доставит немало проблем начинающим гитаристам.
Stratocaster/Strat/S-Type
Лео Фендер создал, пожалуй, самую легендарную электрогитару. Strat-гитары подходят под абсолютно любые стили музыки и техники игры.
Гриф
Современные Страты оснащаются грифами с профилем C-Shape (C-Modern)
Для
Корпус
Типичный корпус Стратокастера создан для максимального удобства. Двойной вырез позволяет с легкостью «добираться» до высоких нот в конце грифа, а контуры сделаны таким образом, чтобы не вызывать дискомфорта в области предплечья во время игры.
Корпус первых моделей Stratocaster делался из ясеня, но с 1954 году Fender начала использовать ольху в качестве основого материала корпуса такого рода инструментов.
Звукосниматели и элементы управления
Классическая комплектация Стратокастера подразумевает использование комбинации трех синглов (SSS). В качестве элементов управления выступают пятипозиционный переключатель, а также два регулятора тона и громкости.
Некоторые Страты оснащаются двумя синглами и одним хамбакером. Такая комбинация звукоснимателей дает более тяжелое звучание, сохраняя оригинальные особенности саунда Стратокастера.
Тремоло-система
Тремоло-систему могут называть по-разному: Whammy Bar, Trem Arm (рычаг тремоло), Wang Bar. Сам Лео Фендер не дал устройству никакого названия. В общем, несмотря на великое множество названий, суть остается все той же: тремоло позволяет изменять высоту извлеченных нот во время игры
Большинство современных Стратокастеров поставляется с обыкновенной тремоло-системой, но для любителей экстремальных ощущений существуют модели с Floyd Rose.
Telecaster/Tele/T-Type
Помимо знаменитого Fender Stratocaster, Лео Фендер изобрел и другую, не менее легендарную гитару — Fender Telecaster. Быть может Телекастеры не так универсальны в своем использовании, но в прямых руках они могут стать отличным инструментом для большинства стилей музыки.
Корпус
Корпус Телекастеров изготавливается из цельного куска ясеня, ольхи или груши. Телекастеры, пожалуй, одни из самых легких гитар на всем рынке, а простая форма корпуса с одним вырезом позволяет повысить удобство игры высоких нот.
В отличие от корпуса Стратов, монолитный и несколько прямолинейный корпус Телекастера не имеет никаких дополнительных элементов, позволяющих снизить нагрузки на предплечье.
Звукосниматели и элементы управления
Телекастеры хорошо известны своей многогранностью звучания. Яркий саунд гитары достигается за счет бриджевого сингла, которые при правильной отстройке могут заставить гитару звучать чисто или грязно, мягко или агрессивно. Так или иначе, но известный «стеклянный» звук Телекастеров получается именно на бриджевом датчике.
Нековый звукосниматель в большинстве случаев также является синглом. Игра на нековом датчике позволяет услышать классический деревянный (в хорошем смысле) саунд Fender. Нековый сингл хорошо подходит как для ритм-партий, так и для каких-либо лид-элементов.
Бридж
«Классический» бридж Телекастеров представляет собой три седла для струн (по одному на две струны), хотя современные модели могут оснащаться бриджами с шестью седлами.
Самым главным отличием бриджа Телекастера можно назвать возможность изменения не только высоты каждой струны, но и силы ее натяжения.