На счету Джо Сатриани бесчисленные номинаций на премию Грэмми и десятки миллионов проданных по всему миру альбомов. Помимо творческой работы, Сатриани долгое время занимается преподавательской деятельностью, а среди его учеников много громких имен — Кирк Хамметт (Metallica), Ларри Лалонд (Primus), Алекс Сколник (Testament), Дэвид Брайсон (Counting Crows), Чарли Хантер, Стив Вай и другие.
Недавно журналисты MusicRadar рассказали про любимое гитарное оборудование Джо Сатриани — для этого они специально встретились с гитаристом и расспросили его обо всех девайсах, которыми он пользуется каждый день. Редакция SAMESOUND приводит адаптированный перевод материала.
В самом начале разговора Сатриани сразу же отметил главное — не важно, каким оборудованием ты пользуешься, слушатель в первую очередь реагирует на саму музыку и ее качество:
Если вы любите Fender — это отлично. Если предпочитаете Gibson — это тоже отлично. На самом деле все это не важно, а вам не стоит беспокоиться о выборе между Peavey и Marshall. Думайте о музыке — люди реагируют только на ее качество и эмоциональность.
Boss DS-1 Distortion
Среди преимуществ Boss DS-1 Distortion Джо Сатриани отмечает ее чуткую реакцию на изменение уровня громкости электрогитары, что очень важно во время живых выступлений. В комбинации с хорошим усилителем эта примочка позволяет в полной мере раскрыть весь частотный диапазон инструмента.
«Когда вы путешествуете по миру с арендованным оборудованием, очень важно иметь под рукой одну из этих оранжевых коробок», — комментирует свой выбор гитарист.
DigiTech Whammy
Рассказывая про любимое гитарное оборудование, Джо Сатриани не мог не отметить DigiTech Whammy, расширяющую частотный диапазон инструмента. Благодаря этой педали эффектов, всегда можно создать весьма необычный и интересный саунд.
«Я использую ее не столько для создания гармоний, сколько для унисонов и октав», — говорит Сатриани. — «Время от времени, в практических целях, я также задействую настройки хоруса. Это намного удобнее, чем подключать еще одну педаль».
За счет используемого процессора, скорость обработки сигнала DigiTech Whammy значительно выше в сравнении с аналогичными устройствами других компаний, что очень важно при использовании педали в комбинации с перегрузом усилителя.
«Я считаю, что за свои деньги она действительно убивает педали Eventide и других производителей, пытающихся создавать цифровую субоктаву. Из-за перегруженности эффектами они превращают звук в самое настоящее месиво», — считает гитарист.
Сатриани использует педаль в композиции «Catbot» с последнего альбома «What Happens Next», который вышел в начале 2018 года.
Vox Joe Satriani Big Bad Wah
Среди используемого оборудования Сатриани нашлось место и подписным моделям эффектов. Речь идет о квакушке Vox Joe Satriani Big Bad Wah.
«Прежде чем начать работать с Vox, у меня была целая куча Cry Baby. Они отлично взаимодействовали с Boss DS-1 на чистом канале усилителя», — рассказывает Джо. — «Но я искал более специфический, винтажный звук. Когда мы договорились с Vox о выпуске подписной педали, я взял за основу несколько винтажных устройств и внес ряд корректировок в обработку звука в районе средних частот».
Vox Joe Satriani Ice 9 и Vox Joe Satriani Satchurator
После того, как Сатриани получил в свое распоряжение собственный прототип усилителя Marshall, необходимость в использовании педалей Vox Joe Satriani Ice 9 и Vox Joe Satriani Satchurator отпала.
По признанию самого гитариста, он не самый большой фанат эффекта овердрайв, так как он предпочитает контролировать звучание с помощью регулятора громкости инструмента.
Zoom 9002
Упомянул Сатриани и мультипроцессор эффектов Zoom 9002, с помощью которого была записана композиция «Cryin». Особенность трека в том, что она записана с помощью обычного 24-дорожечного микрофона и RCA-кабеля.
«Тогда мы не думали о том, как надо делать правильно — мы просто записывали!», — рассказывает о «Cryin» Сатриани. — «Все мое творчество наглядно демонстрирует, что иногда оборудование за $50 000 работает хуже какого-либо простого решения за $150. Слишком многое зависит от качества музыкального материала и ваших навыков работы в студии».
Boss CH-1 Super Chorus
По словам Сатриани, он без интереса относится к всевозможным эффектам модуляции. Несмотря на это, в списке используемого оборудования гитариста значится педаль Boss Super Chorus, которую он использует только для исполнения композиции «Circles».
Гитарист отмечает, что предпочитает простые эффекты хоруса, которые не портят своей работой отчетливость нот.
Fractal Axe-Fx II
Для эффекта дилэя Сатриани уже несколько лет пользуется процессором Fractal Axe-Fx II (кстати, недавно компания представила третью версию процессора), который заменил в его арсенале педаль Boss DD-2. Гитарист пытался заменить процессор педалью Vox Time Machine, но она не удовлетворила его в полной мере.
«Axe-Fx II показал мне, насколько динамично и живо я могу звучать, а еще устраняет любые проблемы с фазой», — комментирует свой выбор Сатриани.
Peavey JSX
Усилитель Peavey JSX создавался Джо Сатриани вместе с инженером Джеймсом Брауном. В основе устройства лежит кранчевый канал усилителя Peavey Vintage 50, дополненный улучшенным эквалайзером и рядом других доработок. Звучание усилителя можно услышать в соло в композиции «If I Could Fly».
«Его производство было не простым», — вспоминает гитарист. — «Peavey не обратили внимания на то, как сильно может вибрировать усилитель на высокой громкости. Из-за этого усилитель постоянно падал от вибраций во время выступлений. А если кто-то подключался к фантомному питанию, то JSX мог запросто сгореть».
Особенности конструкции усилителя привели к тому, что когда Джо пригласили выступить на шоу Конана О’Брайана, техники телеканала в студии сожгли три JSX за несколько минут.
Marshall JVM410HJS
Гитарное оборудование Джо Сатриани, как и многих других гитаристов, не обходится без усилителей Marshall. Музыкант активно использует подписную модель Marshall JVM410HJS, созданную главным инженером Marshall Сантьяго Альваресом.
«Когда мы работали над этим усилителем, я понимал, что компания создает простое устройство, нацеленное на обычного покупателя. Мало кто из профессиональных гитаристов пользуется 100-ваттными усилителями, ведь большинство покупателей — это любители и энтузиасты», — заключает Джо.
Ibanez JS1
Оригинальный Ibanez JS1 был и остается одним из самых важных инструментов для Сатриани. В нем реализованы все пожелания гитариста: уникальный дизайн контура деки, радиус грифа, лады разного размера, тремоло-система Edge и звукосниматели DiMarzio, разработанные Стивом Блюхером.
«Все эти элементы были важны для меня, ведь с их помощью я мог создавать впечатляющие мелодии и никогда не фальшивил!» — посмеиваясь вспоминает Сатриани. — «Это был первый шаг линейки JS. Оглядываясь назад понимаю, что это был настоящий прорыв».
Ibanez JS2450
Годы спустя, на именных гитарах Джо Сатриани количество ладов увеличилось до 24. Продолжая экспериментировать со звуком, музыкант пришел к выводу, что максимальное влияние на звучание инструмента оказывает именно дерево.
«Одно время мы с Ibanez выпускали модель JS6, сделанную целиком из махагони. Это была интересная гитара и я активно применял ее при записи альбомо „The Extremist“ и „Chickenfoot“», — рассказывает Джо. — «В конечном счете я понял, что мне больше всего нравится звучание ольхи — она дает именно тот звук, который я долго искал».
По словам Сатриани, качество звука инструментов серии JS из ольхи отмечали все звукорежиссеры, с которыми он работал в студии и на концертных площадках.
Ibanez JS1CR30
В этом году гитарное оборудование Джо Сатриани пополнилось новой электрогитарой — Ibanez JS1CR30 Chrome Boy. Гитара сохранила привычную форму и функционал, ее корпус, как и прежде, изготовлен из ольхи, а основное отличие от предыдущих моделей заключается в увеличенной ширине ладов.
«Мне нравятся все элементы этой гитары», — комментирует обновленный инструмент гитарист. — «Мы перешли на датчики DiMarzio Satchur8 в бридже, которые сделали мое звучание еще более живым и объемным. Да и выглядит она чертовски круто!».