Музыканты болеют не только гриппом, но и профессиональными заболеваниями. Одно из самых опасных — Синдром приобретения оборудования, заставляющий покупать всё больше железок, оправдывая этим невозможность занятий творчеством или выпуска релиза. О том, как выявить проблему и успешно бороться с ней — читайте в этом материале.
Синдром приобретения оборудования, Синдром покупки оборудования (англ. Gear Acquisition Syndrome, GAS) или аппаратная лихорадка — непреодолимое желание покупать новое оборудование и программное обеспечение в надежде достичь лучших результатов работы. Желание зачастую выходит за рамки разумного: оборудование скупается по принципу «чтобы было» вне зависимости от его необходимости, стоимости и полезности.
Синдрому подвержены практически все люди творческих профессий: музыканты, фотографы, дизайнеры, мастера по резке дерева, гитарные мастера и многие другие. Всепоглощающее желание покупать новое оборудование затмевает разум человека, отводя на второй план самое главное — творчество.
Обновление парка оборудования — дело нужное, но только в том случае, если покупка делается с умом. Подверженные синдрому музыканты делают покупки как можно чаще и иногда на последние деньги, сметая с прилавков все новинки рынка или самые крутые и дорогие устройства. У таких покупок нет рационального объяснения, а человек использует различные отговорки для оправдания своих действий: «Вот куплю новую аудиокарту/программу/пульт/компьютер/гитару/любое другие оборудование, и тогда смогу записать самый лучший трек в мире!»
Как диагностировать у себя Синдром Приобретения Оборудования, или Семь стадий болеющего музыканта
Синдром приобретения оборудования — психологическая проблема, существующая исключительно в голове человека. Страдающий музыкант не замечает воздействия болезни, а при указании на ненормальность поведения (например, на дикие траты на железки) — отрицает проблему.
Как и любая болезнь, Синдром приобретения оборудования протекает в несколько стадий.
Стадия 1. Неудовлетворенность
Всё начинается с банальной неудовлетворённости человека имеющимся оборудованием. Раньше гитара звучала идеально, аудиокарта записывала качественнее, а микрофон — лучше воспроизводил и передавал голос.
Первые семена проблемы прорастают на фоне просмотра музыкальных видеороликов на YouTube, прослушивании записей других музыкантов и общения в социальных сетях. Результаты других людей вызывают чувство беспокойства: их записи звучат лучше, дороже и качественнее. В итоге у музыканта появляется ощущение, что друзья и коллеги посмеиваются над ним, ведь его парк оборудования не такой дорогой и производительный, как у других.
Стадия 2. Желание
Как только чувство неудовлетворённости проходит, музыкант задумывается о том, что ему нужны новые устройства в студии. Обновки кажутся идеальными по всем параметрам, даже если это не так. Создаётся впечатление, что приобретения улучшат навыки игры и качество записанного материала, что позволит окружающим моментально оценить старания и вложения музыканта.
В этот момент человек подсознательно решает, что новые устройства сделают его счастливее, тогда как отказ от покупки будет равносилен поражению. Новая гитара, синтезатор или микшерный пульт становятся не просто желанием, а жизненной необходимостью, без которой заниматься музыкой бессмысленно. При этом человек не задумывается, для чего ему нужны новые устройства и как он будет ими пользоваться. Они просто нужны.
Стадия 3. Поиск новинок
Непреодолимое желание покупки толкает музыканта на длительный поиск новинок. Человек проводит в Интернете десятки и сотни часов: просматривает форумы, читает отзывы, изучает обзоры. Увидев, что мнения пользователей и владельцев разнятся, музыкант откидывает любой негатив, превознося достоинства выбранных железок.
Когда о каком-то предмете оставляют смешанные отзывы, люди собирают больше информации, лично общаются с владельцами и, в случае неуверенности, откладывают покупку до тех пор, пока не взвесят все плюсы и минусы покупки. Подверженный синдрому приобретения оборудования, напротив, считает, что на размышления нет времени: скорее всего, незнакомцы даже не пользовались объектом вожделения, а значит — не могут судить о его качестве!
Ситуация усугубляется на YouTube. Вместо поиска ответов на конкретные вопросы, человек смотрит обзоры (зачастую проплаченные) известных видеоблогеров и музыкантов, пользующихся теми или иными устройствами.
Логика мышления становится проста: «Если этот парень смог накрутить такой звук с этим плагином/гитарой/комбиком, то и я смогу! Мне нужна гитара, как у Александра Пушного, плагины как у Олы Инглунда и компьютер, как у Джареда Дайнса!»
Доводы о том, что на достижение подобного звука человек с экрана потратил не один месяц кропотливой работы, здесь не работают. Такой крутой звук стал возможен только благодаря какой-то железке, иначе и быть не может.
Стадия 4. Покупка
Окончательно определившись с устройством, музыкант отправляется в ближайший магазин или на маркетплейсы. При осмотре и тестировании минусы не играют роли. Удобство использования, необходимость покупки дополнительных аксессуаров, акустического оформления помещения и многие другие вещи игнорируются.
После покупки мир становится ярче, воздух свежее, а трава — зеленее. Накатившая волна счастья и выброс гормона счастья в кровь удерживают состояние эйфории в течение нескольких дней. Кажется, что всё теперь станет совершенно иначе, однако это ощущение обманчиво.
Стадия 5. Вина за содеянное
Неожиданно в историю вмешивается реальность. Человек понимает, что потратил кучу денег впустую. Выясняется, что новинка не меняет жизнь к лучшему, а старое оборудование — внезапно! — уже не кажется таким плохим. Появляется мысль, что деньги можно было потратить разумнее или не тратить вовсе.
Стадия 6. Оправдание и принятие покупки
Вскоре музыкант подавляет чувство вины, оправдывая недавнюю покупку. В ход идут примерно такие доводы:
- «Теперь мне не стыдно показать свое творчество друзьям!»;
- «Теперь я смогу записывать музыку высочайшего качества!»;
- «Я наконец-то счастлив!»;
- «Другие будут завидовать мне, когда услышат качество звука!».
Стадия 7. Рецидив
Несмотря на недавнюю покупку и кратковременное успокоение, в голове снова появляются мысли о новых железках.
«Не помешало бы прикупить пачку плагинов, вот этот усилитель и тот микрофон, а ещё обновить компьютер, чтобы полностью раскрыть свой потенциал перед записью альбома!», — думает человек, оправдывая свою безыдейность.
Во время рецидива бездействие оправдывается необходимостью подготовки ко всему, что может случиться, и желанием сделать всё правильно и идеально с первого раза, чтобы в дальнейшем не перезаписывать материал. Так или иначе, но все семь стадий повторяются вновь, а места музыке попросту не остаётся.
Советы по борьбе с Синдромом приобретения оборудования
Сама по себе покупка нового оборудования не является чем-то плохим. Мы не можем остановить технический прогресс и продлить жизнь морально устаревших устройств. Настоящая проблема кроется в том, что музыканты не понимают, когда действительно нужно покупать новое оборудование.
Вместо необходимого приобретения новых устройств взамен старых или вышедших из строя, покупки совершаются под воздействием эмоций. Чувства затмевают разум, из-за чего покупки совершаются в состоянии аффекта и без согласования с головой.
Покупайте новое оборудование только после того, как возможностей старого перестанет хватать
Мы судим о вещах по внешним и поверхностным признакам: новая железка попросту круче той, что уже есть в наличии. Скорее всего, так оно и есть, но так ли плохо старое оборудование?
Один мой знакомый использовал аудиоинтерфейс Tascam US-2×2, а затем загорелся покупкой более дорогого Steinberg UR44. На логичный вопрос «Зачем?» он ответил, что новая карта дороже и круче, а значит будет записывать сигнал в несколько раз лучше.
Он не сравнивал характеристики и качество звучания двух интерфейсов (см. Звуковые карты для домашней студии звукозаписи), а руководствовался только разницей в цене (дороже — значит, круче) и внешним видом (карта выглядит солиднее). То, что новая модель не дала желаемого результата, а качество музыки не изменилось, он понял значительно позже.
Прежде, чем покупать что-то новое, убедитесь, что вы достигли некоего потолка возможностей уже имеющегося устройства. Зачастую оборудование и программное обеспечение, которым вы владеете, изучается поверхностно, что ведёт к непониманию его реальных возможностей. Изучайте стафф вдоль и поперёк — его умения точно богаче, чем кажутся.
Перечитайте обзоры на уже имеющееся оборудование
Вспомните тот счастливый момент, когда вы купили первый аудиоинтерфейс, комбик или микшер. Поищите обзоры на свои устройства, перечитайте отзывы, пересмотрите ролики многолетней давности — это поможет реально оценить ситуацию и понять, что имеющий аппарат, с большой долей вероятности, не так и плох.
Не забывайте о вечной мудрости: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Порой нам кажется, что старый комбик безнадёжно плох, но при прямом сравнении с новой моделью оказывается, что разница между ними не велика (конечно, если речь не идёт об устройствах разных классов). Наконец, задумайтесь на минуту, как изменится ваша жизнь, если вы откажетесь от старого устройства в пользу нового, и наоборот. Скорее всего, каких-либо кардинальных изменений не случится.
Больше устройств — больше проблем
Помните, что чем больше оборудования на руках, тем сложнее жизнь. Простая аналогия: чем больше у вас футболок и брюк, тем больше места они занимают в шкафы и тем больше времени нужно на стирку и глажку.
Новым комбикам нужно место в квартире, новым мониторам — другая конфигурация звукоизоляции. Новому микшеру понадобится своя схема коммутации, новым плагинам — больше ресурсов компьютера. Покупка новых устройств всегда связана с появлением новых проблем, от этого никуда не деться.
Подумайте об аренде и подержанном оборудовании
Представим, что Илья-звукорежиссёр решил купить новый микшерный пульт, хотя у него уже есть вполне неплохой пульт на руках. Само по себе желание абсолютно нормальное, но что, если он не будет таким крутым, как кажется? Илья не думает об этом и покупает пульт «не глядя», а позже понимает, что покупка оказалась бесполезной — новый пульт ничем не отличается от старого.
Вместо того, чтобы найти компанию и взять пульт в аренду, протестировать его в своей студии и проверить железку в деле, Илья… просто потратил деньги. Пульт оказался точно таким же, да ещё и неудобным — пришлось переподключать все кабели, менять коммутацию и делать ещё кучу всего. Вместо радости от обладания новой вещью Илья получил головную боль, пустой кошелёк и расстройство.
Но даже, если бы Илья не отказался от своей идеи, он мог не покупать новое устройство. Тот же пульт стоит на 30-40% дешевле, если поискать его на Авито или музыкальных барахолках, при этом его состояние ничем не отличается от нового. Более выгодная покупка всё равно бы не спасла от неудобств и траты денег, но потраченных средств могло быть значительно меньше.
Оборудование слишком похоже между собой
Увидеть отличия легче, чем сходства. Именно поэтому мы покупаем вещи, которые нам не нужны.
Большинство товаров на рынке слишком похоже между собой. Взять, например, смартфоны на iOS и Android. Телефоны отличаются внешне, в них разнится логика выполнения тех или иных действий, но если посмотреть на них достаточно широко, то и те, и другие устройства используются для одних и тех же задач. Мы отвечаем на звонки, общаемся в мессенджерах, отвечаем на почту, делаем фотки и залипаем в Интернете.
То же самое справедливо и для музыкального оборудования. В конце концов, комбики используются для игры на гитаре, микшеры — для управления студией, а аудиоинтерфейсы — для записи сигнала. И все они справляются с этим одинаково хорошо.
Одни устройства нравятся своим звуком, другие — удобством. Тем не менее прежде, чем расставаться деньгами, задумайтесь об отличиях нового и старого оборудования. Если сходств окажется больше, чем различий, то этот девайс вам не нужен.
«Нужно» против «хочу»
Зачастую отличить реальную необходимость от обыкновенного желания очень трудно. Однако в большинстве случаев новое оборудование вам не нужно — вы просто хотите купить его. Не важно зачем, не важно для чего. Хочется, и всё.
Не убеждайте себя в необходимости нового стаффа, если:
- У вас нет денег;
- Вы не знаете, как и для чего будете его использовать.
Делать покупки в угоду собственному желанию можно, но… неразумно. Да и не одно новое устройство не сделает вашу музыку лучше, сколько бы оно не стоило.
Сравните стоимость оборудования с будущим опытом
Покупка гитары за 100 000 рублей для того, чтобы играть только одну песню из трёх простых аккордов, — довольно странное решение. Покупка гитары для обучения и совершенствования навыков игры — инвестиция в собственный талант.
Любые вложения нужно рассматривать с точки зрения пользы, которую они принесут в ближайшем будущем. Так ли нужен очередной плагин за $200, если вы воспользуетесь им один раз? Вряд ли.
Совершенствуйте навыки
Любое оборудование, сколько бы оно не стоило, — это всего лишь инструмент для написания или записи музыки. Если вы не умеете им пользоваться, то оно не сделает всё за вас. Музыка не станет лучше, запись не станет чище, а звук — честнее.
Гитарист Rammstein Рихард Круспе в одном из интервью вспоминал о покупке своей первой «серьёзной» гитары:
Мне казалось, что нужно только обзавестись навороченной гитарой, и тебе вообще не нужно будет уметь играть — гитара сама сыграет всё как надо. Незадолго до Рождества ко мне в дверь постучали — пришла посылка. Это была моя первая настоящая гитара. Когда я распаковал её и начал играть, то понял — это всего лишь гитара…
Рихард Круспе, Rammstein
Вывод из этой истории прост: учитесь пользоваться тем, что у вас уже есть. Без этого никуда.
Займитесь музыкой
Желание купить что-то новое — аудиокарту, гитару или плагин — обычно появляется в моменты бездействия. Реклама в Интернете, обзор на YouTube, очередной текст на SAMESOUND и — БАМ! — вот мы уже вводим данные карты в маркетплейсе. Всего этого бы не случилось, если бы вместо праздношатания по сети время было уделено творчеству.
Не думайте, что вам не хватает каких-то устройств — просто занимайтесь творчеством. Это намного важнее любого оборудования. Зачастую слушателям всё равно, на чём и как вы записали песню: в первую очередь они ценят содержание, а не качество записи.